Зарубежные теории суицидального поведения

Термин «суицидология», обозначающий науку о самоубийствах, впервые появился в русской научной литературе в конце XΙX века (П. Г. Розанов, 1881), а на Западе – только в 1929 году (Э. Шнейдман, 1971). Начало научных исследований в суицидологи было положено французским суицидологом Э. Дюркгеймом в фундаментальном труде под названием «Самоубийство» (1897). Являясь представителем социологического направления в изучении суицидов, Э. Дюркгейм считал, что самоубийство происходит при нарушении взаимодействия человека и общества.

Интересно
В настоящее время не существует такой теории, которая в полной мере характеризовала бы многообразие и сложность феномена суицида. Существующее значительное количество теорий чаще всего объясняет особенности какого-то одного аспекта суицидального поведения.

Генетические теории суицида. В основе указанных теорий лежит утверждение о генетической предрасположенности к суицидальному поведению. Ряд исследований показывает, что примерно у 6 % суицидентов один из родителей покончил с собой или предпринимал попытку суицида. Попытка или завершенный суицид в семье является фактором суицидального риска. Тем не менее ответа на вопрос, имеет ли суицидальная предрасположенность генетическое закрепление, в науке не существует.

Биохимические теории суицида. Медицинские исследования лиц, совершивших суицид или предпринявших суицидальную попытку, показывают некоторые изменения биохимических показателей:

  • снижение концентрации 5-гидроксииндолуксусной кислоты в стволе мозга;
  • снижение концентрации серотонина в стволе мозга;
  • уменьшение связывания имипрамина нервной тканью;
  • повышение активности гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы.

Например, ранимым и чувствительным лицам, склонным к депрессии и тревоге, свойственна повышенная активность гипоталамогипофизарно-надпочечниковой системы. Лица, склонные к импульсивным действиям, характеризуются пониженной концентрацией 5-гидроксииндолуксусной кислоты в спинномозговой жидкости.

Сочетания биохимических сдвигов с эмоциональными расстройствами являются предикторами суицидального поведения, которые при своевременном выявлении следует подвергать психотерапевтической и фармакологической коррекции.

Патофизиологические теории суицида. В основе данных теорий лежит тезис о торможении и угасании рефлексов. В частности, речь идет о рефлексе цели, угасание которого сочетается с потерей смысла жизни, ослаблением интереса, утратой жизненных ценностей. Чаще всего угасание рефлекса цели кратковременное и корректируемое явление, но в ряде ситуаций оно приводит к суицидальным попыткам. Как показывает практика, многие из лиц, неудачно предпринявших попытку самоубийства, готовы к получению помощи от кризисного психотерапевта, раскаиваются в содеянном и не планируют новых суицидальных попыток.

Патопсихологические аспекты суицида. Суицидальное поведение в ряде случаев фиксируется у психически больных с нарушениями мышления и сознания. Суициды подразделяются на осознанные, в своей основе чаще всего содержащие мотивы протеста (голодовка, самосожжение), а также осуществленные в состоянии резкого нарушения восприятия, мышления, сознания.

При отсутствии планомерного наблюдения за больными, самоубийство может быть осуществлено в состоянии психоза, обусловленного действием наркоза, а также при возникновении галлюцинаций при выраженной интоксикации организма при заболевании, например, гриппом, сопровождающимся высокой температурой тела (делирий).

Суицид в свете психоаналитических теорий. Одно из направлений психологии – психодинамическое или психоаналитическое – включает в свою структуру ряд теорий суицидального поведения. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Интересно
Согласно теории З. Фрейда, нами управляют два влечения – инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос. Для человека нормально стремиться к любви, продолжению рода, но и иногда желать смерти.

Инстинкт смерти выражается преимущественно в агрессивном, разрушительном поведении. Это поведение может, в свою очередь, быть направлено как вовне (антисоциальное поведение), так и внутрь себя (аутоагрессивное, включающее суицид, поведение). К. Меннингер, последователь психоанализа З. Фрейда, развил представления последнего о суицидальном поведении.

Ученым было выделено три критерия суицида:

  1. Наличие истинного желания смерти. Смерть рассматривается как «единственно верное» лекарство от проблем (психических, соматических).
  2. Желание быть убитым как крайняя форма подчинения. Возникает как следствие сильнейшего чувства вины, искупление которого видится человеку возможным единственным средством – смертью.
  3. Желание убивать как крайняя форма агрессии, которая в данном случае направлена на самого себя (аутоагрессия).

Наличие всех перечисленных критериев, по мнению К. Меннингера, является маркером суицидального поведения. Отсутствие одного или двух критериев при наличии суицидальных тенденций может указывать на их демонстративность. Попытка самоубийства в таком случае, вероятно, имеет целью получение выгоды, месть, запугивание и не должна рассматриваться как истинный суицид.

В рамках аналитической теории личности К. Юнга суицид рассматривается как бессознательное стремление человека к духовному перерождению. Архетип перерождения может принимать разные формы: переселение души, ее перерождение, воскрешение, возрождение или трансформация (табл. 2).

Зарубежные теории суицидального поведения

А. Адлер, основатель индивидуальной психологии, полагал, что быть человеком означает ощущать собственную неполноценность, которая возникает в раннем детстве и сопровождается чувством физической и психической беспомощности.

Преодоление чувства неполноценности невозможно без контакта с другими людьми. Во взаимодействии с другими происходит компенсация или сверхкомпенсация комплекса неполноценности через стремление к власти, самоутверждению. Это стремление и делает жизнь наполненной смыслом, осознанной.

Указанное стремление может столкнуться со значительным противодействием, за чем следует кризис, выходом из которого может оказаться суицид. Картина жизни суицидента по А. Адлеру может быть описана следующим образом (рис. 2).

Зарубежные теории суицидального поведения

А. Адлер обращал внимание на то, что, поскольку человеку свойственно внутреннее стремление к цели, чаще всего бессознательной, то, зная последовательность его поступков в случае агрессии, направленной на самого себя, ее можно предотвратить.

К. Хорни в русле психодинамического направления, эгопсихологии и социокультурной теории личности полагала, что каждый человек рождается с чувством базальной тревоги, а любое нарушение в отношениях с другими людьми это чувство усугубляет, вызывая невротический конфликт.

Невротический конфликт сопровождается целым спектром негативных эмоциональных переживаний: тревога, чувство одиночества и беспомощности, зависимость и враждебность. Именно они, по мнению К. Хорни, и могут лечь в основу суицидального поведения. Нарушения в межличностных отношениях актуализируют враждебность, а она может быть направлена личностью на саму себя: смерть рассматривается как средство самоутверждения.

Итак, психодинамическое направление в психологии личности трактует суицид как проявление болезненных механизмов психики. По мнению критиков психоанализа, он недостаточно внимания уделяет внешним (социальным) факторам. В свете экзистенциальной теории личности и логотерапии В. Франкла суицид рассматривается сквозь призму понятий смысла жизни и свободы личности.

Осмысленность существования, по мнению ученого, предполагает свободу в выборе способа собственного бытия. Бытие же имеет экзистенциональные ограничения:

  • человек в течение жизни терпит неудачи;
  • человек в течение жизни страдает;
  • жизнь непременно оканчивается умиранием.

Задача человека в связи с этим – осознать экзистенциальную ограниченность собственного бытия и справиться с неудачами и страданием. В. Франкл относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного, в том числе нравственного, оправдания. Суицид по сути противоположен его идее о том, что человеческая жизнь наполнена смыслом.

Даже видимое отсутствие такового не должно ложиться в основу суицидальных попыток, человек не должен прекращать поиски смысла жизни (в кризисных ситуациях в этом процессе помогает кризисный психотерапевт – логотерапевт). Самоубийство, по В. Франклу, лишает человека возможности, пережив страдания от неудач, приобрести новый опыт и, значит, развиваться дальше: «Самоубийца не боится смерти – он боится жизни».

В рамках феноменологического направления в психологии личности Э. Шнейдмана суицид рассматривается в свете двух ведущих личностных тенденций:

  • суицидальности как индивидуального риска самоубийства;
  • летальности как аутодеструктивности, степени опасности человека для самого себя.
  • Шнейдман впервые описал индикаторы суицидального риска («ключи к суициду»). Им была разработана типология лиц, склонных к суициду (табл. 3).

Э. Шнейдманом, несмотря на разнообразие внешних и внутренних факторов и способов совершения суицидов, охарактеризованы их общие признаки. Совместно с Н. Фабероу им был введен в практику метод психологической аутопсии.

Н. Фабероу предложил концепцию аутодеструктивного поведения человека. Она учитывает не только непосредственно суицидальное поведение, но и такие формы аутодеструкций как алкоголизм, токсикомания, наркомания, пренебрежение врачебными рекомендациями, трудоголизм, делинквентное поведение, неоправданная склонность к риску, опрометчивый азарт.

Н. Фабероу разработал принципы современной профилактики самоубийства. Он же является инициатором создания центров профилактики суицидов во многих странах мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)