Предикторы суицидального риска

По данным И. Макинена и Д. Вассермана (2001), существует своего рода «лестница» уровней суицида в зависимости от профессиональной деятельности. Самый низкий уровень самоубийств отмечается у лиц с высокими профессиональными позициями, при этом максимум достигается на более низких ступенях социализации — среди малоквалифицированных рабочих.

У женщин наблюдается другая закономерность — высокие уровни самоубийств отмечаются у женщин, занимающих высшие и низшие звенья, а низкий уровень суицидов — у женщин, занимающих средние позиции.

Определенное значение имеют этнокультуральные факторы, способствующие развитию суицидального поведения. Культуральные и этнические особенности изучались в разных странах мира, а также среди различных групп населения (включая чернокожее и индейское население). Так, зарубежные авторы при изучении распространенности суицидов среди афроамериканцев установили, что уровень их самоубийств в 3 раза ниже, чем у белых, при этом было замечено, что в последние годы уровень суицидов имеет тенденцию к росту.

При этом Г. Говитт (1986), изучая суицидальные тенденции у чернокожих жителей штата Джорджия, США, не отметил достоверного возрастания суицидов среди афроамериканцев, в отличие от такового у белых жителей. В. И. Дубравин (2002) отмечает важность изучения этнокультуральных особенностей и приводит достоверные различия в особенностях суицидального поведения и характеристиках суицидентов финно-угорской и славянской национальностей.

Факторы, способствующие суицидальному поведению, подразделяются на две основные категории: групповые и индивидуальные факторы. По мнению А. Г. Амбрумовой, при индивидуальной диагностике суицидального риска необходимо, прежде всего, учитывать влияние групповых факторов в силу того, что каждый конкретный человек является носителем определенного набора групповых признаков (имеет пол, возраст, профессию, семейное положение; характеризуется наличием или отсутствием заболеваний и т. д.).

Однако совокупность групповых факторов риска, какому бы точному шкалированию они ни подвергались, еще не обусловливает суицидального поведения, а лишь создает определенную почву, повышающую его вероятность в ситуации конфликта. Для более точного суицидологического прогноза требуется тщательный анализ индивидуальных факторов.

Системообразующими элементами суицидального поведения являются адаптация и дезадаптация, которые разворачиваются на уровне личности и ее основных сфер социального взаимодействия. Индивидуальные факторы личности, имеющие суицидальную направленность, подразделяются (по мере их последовательного включения на пути от дезадаптации до суицидального поступка) на предиспозиционные, позиционные, статусные и интенционные.

Рассматривая предиспозиционные суицидогенные факторы, следует обратить внимание на потенциально опасную в отношении суицида, приводящую к срыву тех или иных звеньев деятельности совокупность следующих условий:

  • сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;
  • своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений), недостаточность механизмов планирования будущего;
  • неблагополучие, неполноценность коммуникативных систем;
  • неадекватная личностным возможностям (заниженная, лабильная или завышенная) самооценка;
  • слабость личностной психологической защиты;
  • снижение или утрата ценности жизни.

Сочетания всех названных условий, приводящих к дезадаптации, могут быть названы предэкспозиционными суицидогенными комплексами.

Позиционные суицидогенные факторы — это «проигрышные», дезадаптирующие, суицидоопасные позиции, которые личность занимает в ситуации конфликта.

Статусными суицидогенными факторами являются те психические состояния и реакции, которые, возникая на основе соответствующих предиспозиций и позиций, несут в себе потенциальную угрозу суицида. Наряду с суицидогенными, существуют антисуицидальные факторы. Антисуицидальные факторы личности — это установки и переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений.

Антисуицидальные факторы складываются в определенную систему, куда входят:

  • интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким;
  • родительские обязанности;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба;
  • зависимость от общественного мнения и стремления избежать осуждения со стороны окружающих;
  • представление о позорности, греховности суицида;
  • представление о неиспользованных жизненных возможностях;
  • наличие творческих планов, тенденции, замыслов;
  • наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).

Так, при определении индивидуального суицидального риска необходимо рассматривать степень реализации двух видов факторов: суицидогенных индивидуальных и антисуицидальных факторов личности. Следует заметить, что в подростковом возрасте весьма актуальным является определенный «суицидогенный» комплекс», который актуален и для взрослого населения.

Данный комплекс включает в себя:

  • сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам;
  • своеобразие когнитивной сферы (постоянное или проявляющееся во время кризиса);
  • неблагополучие коммуникативной сферы;
  • неадекватную возможностям личности самооценку (заниженная, лабильная или завышенная);
  • слабость личностной психологической защиты;
  • снижение и утрату ценности жизни.

Таким образом, анализируя имеющиеся литературные данные, необходимо отметить, что при наличии многочисленных исследований в области суицидологии целый ряд проблем так и остается неразрешенным. Требуется дальнейшее изучение вопросов, касающихся факторов риска, влияющих на развитие суицидального поведения. Очевидна значимость «региональных» факторов риска, оказывающих наибольшее влияние на формирование суицидального поведения в отдельно взятом регионе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)