Взаимосогласительная процедура

Один из методов устранения международного двойного налогообложения – предусмотренная
соглашениями об избежании двойного налогообложения процедура взаимного согласования,
проводимая в целях разрешения трудностей в применении таких соглашений в широком смысле.
В рамках взаимосогласительной процедуры компетентные органы должны попытаться
посредством взаимного согласования разрешить проблемы налогоплательщиков, к которым
применяется налогообложение не в соответствии с положениями международного соглашения.

В ходе процедуры взаимного согласования разрешаются проблемы, связанные с толкованием или применением международного соглашения, а также проводятся консультации для устранения двойного налогообложения в случаях, не предусмотренных соглашением. На практике процедура применяется в следующих наиболее часто встречающихся случаях:

– при решении вопросов, связанных с предписанием постоянному представительству доли
коммерческих и административных расходов предприятия согласно статье “Прибыль от коммерческой деятельности” соглашения;

– налогообложения в государстве плательщика при особых отношениях между плательщиком и
фактическим владельцем излишка процентов и роялти в целях статей “Ассоциированные предприятия”, “Проценты” и “Роялти”;

– применения законов для рассмотрения тонкой капитализации, когда государство компании
дебитора рассматривает проценты как дивиденды в той мере, в которой такой режим основан на
положениях соглашения, соответствующих статьям “Ассоциированные предприятия”, “Проценты”;

– если недостаток информации о фактической ситуации налогоплательщика привел к неверному
применению соглашения, особенно в определении резидентства, существования постоянного
представительства, временного характера услуг, оказываемых наемным работником.

Взаимосогласительная процедура предусматривает механизм, позволяющий компетентным
органам проводить совместные консультации для разрешения проблем как юридического, так и
экономического двойного налогообложения в контексте применения трансфертных цен, особенно в случае формирования прибыли связанных предприятий.

Процедура взаимного согласования также применяется в отсутствие любого двойного
налогообложения, противоречащего соглашению, если спорное налогообложение происходит против правил соглашения, например, если одно государство облагает налогом определенный вид доходов, в отношении которых соглашение предоставляет исключительное право налогообложения другому государству, даже если последнее не способно использовать это право ввиду пробелов во внутреннем законодательстве.

Что касается самой процедуры, необходимо остановиться на двух отличительных стадиях, на
которые она разделена. На первой стадии, начинающейся с подачи жалобы налогоплательщиком, рассматриваются исключительно проблемы между этим налогоплательщиком и компетентными органами государства его резидентства.

Налогоплательщик имеет право апеллировать к компетентным органам государства,
резидентом которого он является, независимо от того, исчерпал ли он все имеющиеся у него средства в рамках внутренних законодательств каждого из двух государств.

Компетентный орган обязан рассмотреть обоснованность жалобы и, если эта жалоба обоснованна, принять по ней меры либо в рамках внутреннего законодательства (если обжалованное налогообложение – это следствие меры, принятой в государстве резидентства налогоплательщика), либо возбудить процедуру взаимного согласования (если обжалованное налогообложение является следствием меры, принятой в другом государстве).

На второй стадии, начинающейся с обращения компетентного органа, в который обратился
налогоплательщик, в компетентный орган другого государства, процедура рассматривается на
межгосударственном уровне.

Цели взаимосогласительной процедуры состоят в принятии решения по конкретным случаям, когда налогоплательщик заявляет о нарушении международного договора, достижении соглашения по интерпретации и реализации положений договора, устранении двойного налогообложения в ситуациях, которые в явной форме не предусмотрены международным договором.

Процедура взаимного согласования весьма слабо применяется в Российской Федерации.
В зарубежной практике полномочия, предоставленные в рамках взаимосогласительной процедуры, активно используется для заключения со странами – партнерами по международному договору особых соглашений по трансфертным ценам в отношении некоторых наиболее крупных налогоплательщиков.

Такие соглашения называются соглашениями о заранее согласованных ценах. Пионеры заключения подобных особых соглашений – США. Быстро развивается практика заключения этих соглашений в Австралии, Новой Зеландии, Франции, Бельгии, Голландии, Канаде, Мексике, Корее и др.

Положения международных договоров о взаимосогласительной процедуре применяются в
зарубежной практике преимущественно в целях предотвращения избежания налогообложения за счет трансфертного ценообразования, предотвращения не регулируемого государствами переноса центров прибыли и нарушения предусмотренных международным договором пропорций распределения налоговых доходов между договаривающимися государствами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)