Объект обложения таможенными платежами

Объект обложения разными видами таможенных платежей определен по-разному.
В качестве объекта обложения таможенными пошлинами названы товары, перемещаемые через
таможенную границу. Для таможенных платежей, имеющих официальный статус федеральных
налогов и соответственно регулируемых НК РФ (НДС и акцизов, уплачиваемых в составе таможенных платежей), в качестве объекта налогообложения указан ввоз товаров в Российскую Федерацию.

Следовательно, хотя в НК РФ и Таможенном кодексе Таможенного союза используются не
полностью согласованные подходы к определению объекта обложения (“товары ввозимые” и “ввоз товаров”), в любом случае его возникновение связано с фактическим пересечением товарами государственной либо таможенной границы.

Такой подход находится в рамках Киотской конвенции, в которой этот вопрос рассматривается
лишь в общем виде: установлено, что условия возникновения обязательств по уплате в таможенных отношениях пошлин и налогов (объекта налогообложения в терминологии налоговых отношений в России) должны быть определены в национальном законодательстве.

Хотя лежащая в основе этого подхода идея, в соответствии с которой обязанности по уплате
должны возникать в связи с перемещением товаров через государственную либо таможенную границу, не вызывает возражений, ее фактически дословное перенесение в правила регулирования представляется спорным.

Учитывая то, что отношения по уплате таможенных платежей можно в значительной степени
рассматривать в качестве налоговых отношений, при определении объекта обложения таможенными платежами необходимо опираться на общий подход к определению объекта налогообложения, получивший законодательное оформление: объект налогообложения – это обстоятельство, с наличием которого связывается возникновение обязанности по уплате налога.

Получается, что если в качестве объекта обложения таможенными платежами указаны товары, перемещаемые через таможенную границу, либо ввоз товаров в Россию, то сами по себе приведенные обстоятельства ведут к возникновению объекта обложения, значит, и обязанностей по уплате. Сомнения в правильности подобного подхода могут быть сформулированы в связи со следующим. 

Подход к определению объекта налогообложения, закрепленный в НК РФ, базируется на
теоретических представлениях о том, что объект налогообложения должен возникать тогда, когда для этого имеются экономические основания, т.е. факты, обусловливающие возникновение налоговой обязанности. Попробуем применить этот подход к объекту обложения таможенными платежами.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, проходят ряд обязательных взаимосвязанных этапов: декларирование, помещение под определенную таможенную процедуру (режим), таможенный контроль, выпуск.

Это позволяет отметить, что само по себе наличие перемещаемых через таможенную границу товаров или факт их ввоза могут не сопровождаться выпуском и полноценным введением
товаров в деловой оборот. Кроме того, товары ввозятся с разными экономическими целями, в
зависимости от которых выбирается таможенная процедура (режим), соответствующая экономической цели проводимой внешнеторговой операции.

В некоторых случаях товары могут первоначально помещаться под одну процедуру (режим), а в дальнейшем – под другую. Из-за этих особенностей возникает вопрос о корректности с точки зрения экономической сущности такой категории, как объект налогообложения, считать подобным объектом товары, перемещаемые через таможенную границу, или факт их ввоза.

Представляется, что сами по себе товары во внешней торговле или их ввоз сложно считать экономическим основанием возникновения налоговых обязанностей, а получившие законодательное оформление варианты объекта обложения таможенными платежами – излишне расширенными.

Такое определение объекта обложения ведет к неоднозначному пониманию состава льгот по
таможенным платежам, поскольку независимо от используемой таможенной процедуры (режима) все ввозимые товары квалифицируются в качестве формирующих объект обложения, значит, решение не взимать в общем порядке таможенные платежи в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры (режимы), сущность которых предусматривает особые правила обложения, не вполне обоснованно рассматривается как предоставление льготы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)