Особенности нормативного правового регулирования, связанные с созданием Таможенного союза

Как уже упоминалось, в 2010 г. начал функционировать трехсторонний Таможенный союз, полное название которого “Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества”.

Работа Таможенного союза предусматривает, что сформировавшие его страны: Россия, Белоруссия и Казахстан, – стремятся создать общую систему регулирования таможенных отношений (в том числе таможенного обложения) и в других сферах, таких как транспорт, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, косвенные налоги, связанных с Таможенным союзом.

Поскольку очевидно, что в отношении всех вопросов таможенной сферы создать наднациональное нормативное обеспечение достаточно сложно – это весьма длительный процесс, предусматривается, что в рамках Таможенного союза часть необходимых норм устанавливается на наднациональном уровне, а часть – на национальном.

Не подвергая сомнению саму возможность постепенной интеграции стран, в том числе в
таможенной сфере, необходимо принимать во внимание ряд спорных аспектов, касающихся системы регулирования, созданной и используемой в Таможенном союзе, некоторые особенности которой позволяют говорить о ней как о не вполне легитимной. В частности, можно обратить внимание на следующее.

Декодификация системы регулирования. В отличие от большей части стран, стремящихся
регулировать разные сферы однородных отношений на основании кодифицированных законодательных актов либо даже проводить кодифицированное регулирование всех сфер деятельности (как, например, в США), система регулирования, в том числе таможенного обложения, сформированная в рамках Таможенного союза, включает в себя помимо Таможенного кодекса Таможенного союза огромное количество других актов.

Это, в частности: соглашения между странами – членами Таможенного союза;
протоколы к соглашениям; решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (далее – Межгоссовет),; решения Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия); национальное
законодательство и подзаконные нормативные правовые акты; иные акты.

При этом очевидно, то кодифицированная форма регулирования той или иной сферы более предпочтительна благодаря ее системности и полноте регулирования соответствующих отношений одним законодательным актом.

В рамках же системы регулирования, сформированной в Таможенном союзе, большая часть
вопросов требует обращения к разным документам, которые не всегда согласуются один с другим. Это в значительной степени усложняет практику применения указанных документов всеми участниками отношений в рамках Таможенного союза.

Появление органов регулирования, место и роль которых не понятны с точки зрения конституционных принципов государственного управления России. Так, с точки зрения конституционных основ Российской Федерации не вполне понятен статус таких образований, как Межгоссовет (Высший Евразийский экономический совет), Комиссия, Суд ЕврАзЭС.

Не ясно, к каким ветвям власти относятся указанные органы (кроме Суда ЕврАзЭС). Возникает также вопрос: какое место Суд ЕврАзЭС занимает в судебной системе нашей страны с учетом конституционных основ судебной системы России? Вызывает вопросы и статус принятых этими органами решений, например тех, что прокомментированы далее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)