Расширение использования международных принципов в области налогообложения иностранных организаций

С развитием ВЭД российских организаций и увеличением иностранных инвестиций в Россию
чрезвычайно актуальными продолжают оставаться вопросы совершенствования международного налогообложения в целом и устранения двойного налогообложения в сфере международного налогообложения в частности.

Оптимизация действия механизма устранения международного двойного налогообложения возможна путем совершенствования положений законодательства, касающихся данного вопроса.
Российское законодательство в области налогообложения за последние десятилетия очень интенсивно развивалось и изменялось. Однако это должно происходить постоянно, чтобы
соответствовать изменяющимся экономическим реалиям.

Одно из основных направлений совершенствования российской налоговой системы в области
международного налогообложения должно состоять в совершенствовании налогообложения
иностранных организаций, осуществляющих деятельность и получающих доходы от источников в РФ.

Определение “национальности” налогоплательщиков – юридических и физических лиц
представляет собой один из основных принципов международного налогообложения. Отсутствие в понятийном аппарате российского налогового законодательства терминов “резидент” и “нерезидент” и их определений – существенный недостаток законодательства для государства, стремящегося участвовать в международных экономических отношениях.

Необходимо ввести в налоговое законодательство термин “резидент”, определив его как организацию, созданную в соответствии с российским законодательством, а также термин “нерезидент”, определив его таким же образом, как в настоящее время определены иностранные организации.

Для определения налоговых обязательств иностранного юридического лица в России в
соответствии с международной практикой используется понятие “постоянное представительство”. Законодательством не устанавливается определение термина “постоянное представительство” и не прописаны четко и ясно его критерии. Так, критерий регулярности, являющийся ключевым в понятии “постоянное представительство”, в налоговом законодательстве не закреплен.

С учетом актуальной позиции ОЭСР и международной практики регулярной в целях определения постоянного представительства могла бы считаться деятельность иностранной организации, осуществляемая через обособленное подразделение в течение периода, превышающего шесть месяцев.

Вместе с тем для некоторых операций более подходящий измеритель не их продолжительность, а число совершений или количество повторений в течение, например, отчетного периода. Деятельность зависимого агента следует характеризовать числом совершаемых сделок в течение отчетного периода, а не их продолжительностью.

Соответственно критерий регулярности применительно к постоянному представительству агентского вида можно понимать как совершение более одной сделки в течение 30 календарных дней.

Понятие “постоянное представительство”, основанное на критериях пространственной определенности и регулярности, следует уточнить с учетом современных тенденций ОЭСР в случаях оказания интернет-услуг, ведения электронной торговли, для провайдеров, владельцев веб-страниц, а также в случаях оказания услуг.

Одна из основных целей института постоянного представительства заключается в определении
дохода иностранной организации, подлежащего налогообложению в стране его деятельности.
Официальный подход ОЭСР к определению прибыли постоянных представительств, отразивший
договоренности стран – участниц организации, был окончательно закреплен в последних документах ОЭСР: Модельной конвенции, Комментариях 2010 г. и Докладе 2010 г.

Основная задача официального подхода ОЭСР состоит в том, чтобы сформировать предпосылки
применения к постоянным представительствам правил трансфертного ценообразования для корректного определения прибыли. Это достигается путем создания гипотетической модели “отдельного и независимого предприятия” посредством двухступенчатого анализа.

На первом этапе анализа определяются роль постоянного представительства, его права и
обязанности в компании в отношениях с третьими лицами и другими ее подразделениями. В рамках анализа решаются проблемы распределения в рамках одного юридического лица предпринимательских рисков, активов, капитала.

Гипотетическая модель “отдельного и независимого предприятия” делает возможной выборку сопоставимых независимых компаний и проведение необходимых корректировок прибыли по правилам трансфертного ценообразования.

По мнению экспертов ОЭСР, таким образом решается вопрос противодействия размыванию налоговой базы в государстве – источнике дохода, правила налогообложения постоянных представительств сближаются с правилами, существующими для юридических лиц, уменьшаются риски двойного или “недостаточного” налогообложения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)