Разграничение налогового и таможенного законодательства по вопросам таможенного обложения

В настоящее время для разграничения налогового и таможенного законодательства по вопросам
таможенного обложения в законодательстве используется следующий подход.

В соответствии со ст. 2 НК РФ к отношениям, связанным с таможенным обложением, а именно “к
отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим (то есть Налоговым) Кодексом”.

При этом согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” “если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах”.

На первый взгляд подобное разграничение налогового и таможенного законодательства в
отношении регулирования вопросов таможенного обложения должно вызывать удивление, поскольку приоритет налогового либо таможенного законодательства и смысл такого разграничения в данном случае не очевидны: таможенное законодательство действует в части, неурегулированной законодательством о налогах и сборах, которое, в свою очередь, в общем случае регулировать отношения в области таможенного обложения не должно.

Однако обратим внимание на то, что для лучшего понимания смысла предложенного
законодателем разграничения принципиальное значение имеют слова “если иное не  предусмотрено”.

Получается, что нормы НК РФ по отношению к вопросам, касающимся таможенного обложения,
действуют не автоматически, а применяются в том случае, если та или иная статья НК РФ содержит положение, позволяющее однозначно заключить, что эта норма применяется по отношению к таможенным платежам.

Если же какая-нибудь норма, касающаяся таможенных платежей, приведена в налоговом
законодательстве, но аналогичный вопрос по-другому регулируется таможенным  законодательством Таможенного союза, то должны применяться международные нормы при условии, конечно, прохождения ими всех законодательно установленных процедур, связанных с их введением в действие.

На практике описанный подход может вызывать спорные ситуации.

Об этом, в частности, свидетельствовали судебные дела, а также подзаконные акты, которые, по мнению налогоплательщика, не позволяют ему воспользоваться, например, законодательно установленной для таких товаров льготой, поскольку определяют требования и ограничения, не предусмотренные законодательством.

В подобной ситуации налогоплательщик, естественно, заинтересован в том, чтобы обратиться в
Минфин России и получить соответствующее разъяснение по спорному случаю, которой касается “ввозного” НДС.

При решении вопроса о возможности получить разъяснения Минфина России необходимо
учитывать следующее.

Статья 34.2 НК РФ, посвященная полномочиям финансовых органов в области налогов и сборов,
не содержит положений, которые однозначно указывали бы на то, что нормы этой статьи
распространяются и на таможенные платежи, значит, четко устанавливали бы полномочия Минфина России давать разъяснения при возникновении спорной ситуации в отношении уплачиваемого в составе таможенных платежей “ввозного” НДС.

Вместе с тем уплачиваемый при ввозе товаров НДС в отличие от таможенной пошлины
официально находится в составе системы налогов и сборов, и вопросы его уплаты регулируются
законодательством о налогах и сборах, разъяснения которого должен готовить именно Минфин России.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут
обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Представленный подход позволяет предположить, что, поскольку налоговые органы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина России по вопросам применения налогового законодательства, таможенные органы также обязаны руководствоваться этими разъяснениями в отношении налогов, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу, и уплату которых контролируют таможенные органы.

Таможенное же законодательство вообще никак не затрагивает вопросы, связанные с получением разъяснений в уполномоченном министерстве (Минфине России) по ситуациям, аналогичным изложенным в примере.

Таким образом, можно констатировать, что возможность получить обязательные для таможенных органов разъяснения Минфина России прописана в законодательстве неоднозначно и является спорной.

В целом же отметим, что действующая модель разграничения налогового и таможенного
законодательства не всегда позволяет понять, на какие нормы и каким образом следует опираться при возникновении спорных случаев.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)