Выбор методов обучения

Выбор методов обучения определяет множество факторов: общие цели образования, воспитания и развития, особенности предмета и учебного материала, цели и задачи урока, реальные учебные возможности школьников, комплекс психологических и гигиенических факторов, имеющиеся средства обучения и время, мастерство учителя. Этот выбор может быть обозначен триадой: учитель — учебный материал — ученик.

Особенности предмета и содержание учебного материала предопределяют выбор методов и средств обучения в первую очередь.

Так, сложный теоретический материал, не имеющий опоры в прошлом опыте учеников, лучше изучать репродуктивными методами в их системно-структурном варианте; менее сложный теоретический материал, который ученики частично знают, позволяет формулировать проблемы и создавать проблемные ситуации, привлекать к их разрешению учеников.

Для формирования умений и навыков больше подходят различные методы самостоятельной работы учащихся

Выбор методов зависит и от характера связей элементов учебного материала. Если новое знание связано с прежними опосредованно и может быть выведено через цепочку рассуждений, можно применить методы более высоких уровней проблемности, включая и исследовательский.

Решив вопрос о возможности применения репродуктивных или проблемно-поисковых методов, нужно проанализировать целесообразность их применения.

Интересно
При выборе методов имеет значение и фактор времени. При большом промежутке времени, отделяющем изучение старых и новых знаний, целесообразнее выбрать проблемное изложение или решение познавательных задач.

Организация проблемного обучения на первых порах требует больше времени, но, по мере овладения опытом творческой деятельности, учащиеся «проходят» этапы проблемного поиска все быстрее, а их знания становятся более осознанными и действенными.

Дидактическая игра на уроках также позволяет в единстве реализовать образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, сильнейшим образом способствует мотивации, позволяет контролировать учебно-познавательную деятельность в ее «открытом» выражении, но требует больше времени, чем объяснение или работа с учебником.

На выбор и сочетание методов обучения влияют качество учебников и учебных пособий, а также технические возможности средств обучения (компьютер). Все это расширяет возможности формирования мышления и мировоззрения учащихся.

Однако наличие современных средств обучения само по себе не решает задачи повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Только через личность учителя, владеющего современной методикой использования методов, форм и средств обучения, реализуются заложенные в них возможности.

Только уровень мастерства учителя (знание предмета и учащихся, системы и структуры методов и средств обучения) влияет на успех обучения, воспитания и развития школьников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)