Движущие силы процесса обучения
Противоречия, возникающие в ходе учебного процесса, являются источником его движения и развития.
Внешние противоречия действуют как условия этих изменений, а внутренние являются их основой. В процессе учения внешние противоречия связаны с учебно-познавательной деятельностью учащихся и руководством этой деятельностью со стороны учителя, внутренние — с интериоризацией знаний, переводом их из внешнего во внутренний план школьников.
Также имеется противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития учащихся.
В.И. Загвязинский систематизировал важнейшие противоречия, разбив их на:
- противоречия целей обучения (например, всестороннее общее развитие учащихся и углубленное развитие их специальных интересов и способностей);
- противоречия сущности учебного процесса (например, преподавание и учение);
- противоречия содержания изучаемого (растущий поток научной информации и ограниченные рамки учебной программы;
- соотношение абстрактных и конкретных элементов, фактического материала и обобщений и т. п.);
- противоречия методов обучения (скажем, руководящая роль учителя и развитие самостоятельности учащихся);
- противоречия организационных форм обучения (например, фронтальный способ обучения и индивидуальное овладение знаниями).
Противоречия — это движущие силы процесса обучения, которые заложены между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей.
Деятельность ученика всегда направлена на усвоение определенного конкретного содержания, поэтому важнейшей задачей обучения является устранение несоответствия между усвоенными и новыми знаниями, для понимания и объяснения которых полученных ранее знаний недостаточно.
Все эти противоречия учитель должен учитывать и разрешать на уроке, руководя процессом учения школьников.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу