Движущие силы процесса обучения

Противоречия, возникающие в ходе учебного процесса, являются источником его движения и развития.

Познание обусловлено внешними и внутренними противоречиями как проявление взаимозависимостей объектов

Внешние противоречия действуют как условия этих изменений, а внутренние являются их основой. В процессе учения внешние противоречия связаны с учебно-познавательной деятельностью учащихся и руководством этой деятельностью со стороны учителя, внутренние — с интериоризацией знаний, переводом их из внешнего во внутренний план школьников.

Важнейшим противоречием является противоречие, возникающее между постоянно возрастающими требованиями общества к знаниям учащихся и существующей практикой обучения.

Также имеется противоречие между выдвигаемыми ходом обучения учебными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и умственного развития учащихся.

В.И. Загвязинский систематизировал важнейшие противоречия, разбив их на:

  • противоречия целей обучения (например, всестороннее общее развитие учащихся и углубленное развитие их специальных интересов и способностей);
  • противоречия сущности учебного процесса (например, преподавание и учение);
  • противоречия содержания изучаемого (растущий поток научной информации и ограниченные рамки учебной программы;
  • соотношение абстрактных и конкретных элементов, фактического материала и обобщений и т. п.);
  • противоречия методов обучения (скажем, руководящая роль учителя и развитие самостоятельности учащихся);
  • противоречия организационных форм обучения (например, фронтальный способ обучения и индивидуальное овладение знаниями).

Противоречия — это движущие силы процесса обучения, которые заложены между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей.

Движущие силы процесса обучения

Деятельность ученика всегда направлена на усвоение определенного конкретного содержания, поэтому важнейшей задачей обучения является устранение несоответствия между усвоенными и новыми знаниями, для понимания и объяснения которых полученных ранее знаний недостаточно.

Все эти противоречия учитель должен учитывать и разрешать на уроке, руководя процессом учения школьников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)