Восстановление системы образования после Великой Отечественной войны

С завершением перехода к всеобщему обязательному начальному образованию была поставлена задача введения обязательного семилетнего образования. Но её осуществлению помешала война. Из-за призыва в армию не хватало учителей. В годы войны в школах было введено всеобщее военное обучение. В связи с этим с 1943 г. в городских школах, начиная с 5-го класса, было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.

С 1943 г. в городах и рабочих посёлках для подростков, работающих на производстве, стали открываться вечерние школы рабочей молодёжи, а с 1944 г. школы сельской молодёжи.

Развитие высшего образования продолжалось и в годы Великой Отечественной войны. С началом войны численность студентов вузов резко сократилось. В 1943 г. коллективы студентов вузов составили 91 % от уровня 1940 г. Сократилась численность преподавательского состава.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение Государственных трудовых резервов. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих.

На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобождённые районы для восстановления разрушенных предприятий. Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса.

После окончания войны в кратчайшие сроки необходимо было восстановить довоенную материальную базу школ и контингент учащихся. В 1949 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование, как в городе, так и в деревне. В то же время была введена плата за обучение в старших классах средней школы, вузах и техникумах. В начале 1950-х гг. основная масса школьников получала семилетнее образование. Только 10–15 % учащихся оканчивали среднюю школу. Выпускники средней школы были ориентированы исключительно на поступление в вуз. В этих условиях вузов было вполне достаточно. После отмены в 1955 г. платы за образование большинство школьников переориентировались на получение среднего образования и последующее поступление в институты. Конкурсы в вузах резко выросли. В то же время в 1956–1958 гг. на заводы и фабрики начался приток выпускников средней школы. Они имели достаточно высокий образовательный уровень, но не имели профессиональной подготовки. Квалифицированных рабочих катастрофически не хватало. Логически напрашивался вывод – средняя школа должна давать не только образовательную, но и профессиональную подготовку.

24 декабря 1958 г. был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»; введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Обучение в средней школе продолжалось теперь не 10, а 11 лет. Предусматривалось введение в школах производственного обучения.

Но с задачей подготовки квалифицированных рабочих средняя школа справиться тогда не смогла – не было материальной базы, не было преподавательских кадров, а самое главное, не было возможности выбора профессии (в школы поступали по месту жительства).

В июне 1961 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении производственного обучения учащихся общеобразовательных школ». В нём отмечались неудовлетворительность планирования производственного обучения, отсутствие производственной базы. Предлагалось разработать и утвердить перспективные планы подготовки рабочих по профессиям в средних школах, исходя из потребности предприятий в кадрах; осуществить на предприятиях строительство учебных цехов, участков; ввести порядок распределения учеников школ на предприятия за год до окончания школ.

Интересно
Эксперимент осуществлялся успешно лишь там, где крупные предприятия являлись градообразующей основой, где большинство населения города работало на данном предприятии (Кировград, Североуральск, Красноуральск, Карабаш и др.). В этом случае предприятия готовили кадры для себя и всерьёз были заинтересованы качеством подготовки. В остальных же случаях реформа однозначно провалилась – производственное обучение школьников зачастую сводилось к экскурсиям на предприятия.

В 1964 г. из выпускников средних школ Свердловской области пошли работать по полученным специальностям всего лишь 15 %, и большинство из них из-за отсутствия мест были определены разнорабочими. От идеи подготовки квалифицированных кадров через среднюю образовательную школу пришлось отказаться. Эта задача была возложена на систему профтехобразования. В 1966 г. вернулись к идее средней политехнической школы, дающей возможность выпускнику поступить в любой вуз. Образование в школах вновь стало десятилетним. В 1971–1972 учебном году начальные классы перешли с четырёхлетнего на трёхлетний срок обучения.

В 1950-е гг. вновь, как и в 1920-е, остро встала задача повышения образовательного уровня взрослого населения. Сказались последствия войны, когда значительная часть детей не смогла получить достаточное образование. Задача подъёма образовательного уровня взрослого населения была возложена на предприятия. Присвоение квалификационного разряда увязывалось с образовательным уровнем рабочего – устанавливался образовательный минимум для каждой профессии. В зависимости от возраста определялась форма образования – школа рабочей молодёжи, вечерний или заочный техникум, школа мастеров. Значительно выросла сеть вечерних школ. Учащимся рабочим предоставлялись льготы, давались дополнительные оплачиваемые отпуска. Повышение образовательного уровня было включено в число показателей соревнования. Однако основным путём решения проблем, безусловно, был приток на производство молодёжи со средним образованием.

В результате уже по переписи населения 1970 г. число имеющих среднее образование на 1 тыс. чел. населения выросло до 141, неполное среднее ‒ до 326, имеющих только начальное образование сократилось до 257, а ниже начального ‒ до 87.
В августе 1945 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО». В 1946 г. горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения. В 1949 г. ремесленные училища и школы ФЗО (рис. 15), подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения. По решению Сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС в системе Государственных трудовых резервов были организованы училища механизации сельского хозяйства, которые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сельских механизаторов.

Восстановление системы образования после Великой Отечественной войны

В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему среднему образованию в системе Государственных трудовых резервов с 1954 г. начали создаваться учебные заведения нового типа – технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В технических училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, и младший технический персонал. Училища и школы Государственных трудовых резервов готовили рабочих примерно 700 профессий.

Их подготовка складывалась из производственного и теоретического обучения, физического воспитания и внеклассной работы. На производственное обучение отводилось в зависимости от типа учебного заведения и характера профессии от 50 до 85 % учебного времени. В теоретическое обучение входили ряд специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов и курс политических знаний. В послевоенный период число выпускников системы трудовых резервов сократилось с 326,3 тыс. в 1946–1950 гг. до 204,4 тыс. в 1951–1955 гг. Система профтехобразования всё более утрачивала популярность, не соответствовала возросшему уровню требования молодёжи.

Продолжалось развитие среднего специального образования. В годы Великой Отечественной войны количество техникумов и число учащихся в них несколько сократилось, но уже в первую послевоенную пятилетку наблюдался их быстрый рост. За 1945–1950 гг. число учащихся в техникумах увеличилось на 44,1 тыс. чел. Особенно быстро развивалась сеть вечернего и заочного образования – на Урале было открыто 36 вечерних и один заочный техникум, приём на эти формы обучения был увеличен в 3–4 раза.

Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения школьной молодёжи стали стержневыми вопросами жизни советской школы военных лет.

В первые же дни войны местные партийные, комсомольские и советские органы, отделы народного образования, руководители школ организуют школьников на оказание помощи сельскому хозяйству, промышленности и транспорту, чтобы заменить взрослых, мобилизованных в Красную Армию. 2 июля 1941 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 1802, которое разрешало совнаркомам союзных республик, автономных республик, областным и краевым исполкомам «привлекать в военное время в организованном порядке учащихся VII–X классов неполных средних и средних сельских и городских школ к участию в сельскохозяйственных работах колхозов, совхозов и подсобных хозяйств предприятий».

В постановлении определялась продолжительность рабочего дня школьников в 6–8 ч в зависимости от возраста и характера работы. Бригады учащихся было предложено формировать из мальчиков и девочек раздельно во главе с учителями школ. 3 июля 1941 г. Наркомпрос РСФСР на основании постановления правительства издал приказ № 525 «О привлечении учащихся VII–X классов к работам в сельском хозяйстве и на производстве».

Таким образом, в самом начале войны совнаркомы и наркомпросы союзных республик, местные партийные и советские органы, отделы народного образования получили директивные указания о широком привлечении школьников к общественно полезному производительному труду в помощь фронту. Следует обратить внимание на то, что в приказе Наркомпроса РСФСР предлагалось привлекать школьников не только к сельскохозяйственным работам, но и к работам на производстве.

На основании этих указаний правительства Советского Союза наркомпросы уже в первые дни войны разработали более конкретную программу привлечения школьников к общественно полезному труду.

Для разработки этой программы огромное методологическое значение имели решения XVIII партийного съезда о подготовке выпускников средней школы к практической деятельности, постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР, разрешающие привлекать учащихся VII—X классов к участию в сельскохозяйственных работах (июль 1941 г.). Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны советская школа много сделала для усиления трудового воспитания подрастающего поколения. Как отмечалось в резолюции совещания край(обл)оно и наркомов просвещения АССР 15–17 марта 1942 г. о предварительных итогах работы школ в условиях военного времени, «учителя и учащиеся школ оказали существенную помощь фронту и тылу, участвуя в уборке урожая, в строительстве оборонительных сооружений, в сборе металлического лома, лекарственного сырья, в оказании помощи семьям красноармейцев и т. д.».

Трудовое воспитание и политехническое обучение в советской школе в годы Великой Отечественной войны осуществлялось на уроках по предметам естественно-математического цикла; на занятиях по допризывной военной подготовке и основам сельского хозяйства; во время производственных экскурсий; на внеклассных кружковых занятиях по технике и агробиологии; в процессе общественно полезного труда школьников. Трудовое воспитание и политехническое обучение школьников в годы Великой Отечественной войны, по сравнению с довоенным временем, значительно усиливается.

Учебный план школ в эти годы не претерпел принципиальных изменений. Лишь в связи с увеличением времени на военную и физическую подготовку школьников было несколько уменьшено время на изучение отдельных гуманитарных и естественно-математических дисциплин. Было сохранено время, отводимое на изучение математики, и несколько увеличено число часов на изучение русского и иностранного языков.

Без существенных изменений остались и учебные программы по предметам естественно-математического цикла. Однако наркомпросы союзных республик и их органы на местах, руководители школ и учителя постоянно заботились о том, чтобы использовать уроки физики, химии, биологии, математики для ознакомления школьников с военной техникой, для подготовки учащихся к работе в сельском хозяйстве и промышленности. Помогали перестраивать преподавание предметов еетественно-математического цикла в связи с требованиями военного времени и местные органы народного образования, институты усовершенствования учителей. Они не только разрабатывали методические указания учительству, но и обобщали передовой педагогический опыт.

Таким образом, директивные указания наркомпросов союзных республик, местных органов народного образования, методические рекомендации институтов усовершенствования учителей требовали подготовки школьников к защите Родины и к практической работе, укрепления связи школы с жизнью.

В преподавании предметов естественно-математического цикла это требование объективно способствовало расширению политехнического кругозора школьников, вооружению их простейшими политехническими умениями и навыками. В школах страны при изложении учебного материала учащихся широко знакомили с использованием законов науки в военном деле и в народном хозяйстве. Учителя старались связать программный материал с вопросами военной техники и медицины, подчас дополняя «программу в соответствующих темах примерами по военно-оборонным вопросам».

Одним из важнейших средств преодоления формализма в обучении, укрепления связи школы с жизнью в преподавании предметов естественно-математического цикла являлось проведение демонстраций и наблюдений на уроках. «Настойчиво преодолевать формализм в преподавании», ‒ такую задачу выдвигали наркомпросы перед школами в годы войны.

В то время не хватало наглядных пособий (промышленность, занятая выполнением оборонных заказов, не могла заниматься их изготовлением), поэтому многие учителя вели большую работу по их изготовлению. Практические работы. В опыте школ широко применялись разнообразные практические работы для того, чтобы улучшить качество знаний учащихся и привить им практические навыки, необходимые для участия в производительном труде, в первую очередь в сельском хозяйстве. Измерительными навыками школьники овладевали ещё в начальных классах. Младшие школьники измеряли расстояния и площади с помощью самодельных приборов (мерная верёвка, полевой циркуль), а иногда и без всяких приборов (шагами, на глаз). Эти умения и навыки могли быть использованы и в военном деле, и в сельском хозяйстве, и в различных производственных процессах.

Для вооружения практическими умениями и навыками на уроках физики решались задачи расчётного характера, проводились простейшие электромонтажные работы. Учащиеся приобретали навыки включения в электрическую сеть реостата, амперметра, вольтметра, выполняли работы по монтажу простейших радиоприёмных станций, телефона, учились ремонтировать простейшие электронагревательные приборы.

С элементами военной топографии школьники знакомились при изучении некоторых разделов программы по географии, математике и черчению (ориентировка карт по компасу, на местности, чтение карт, употребление масштаба, измерения на местности, съёмка плана местности, определение недоступных расстояний, вычерчивание линейного масштаба, розы румбов и прозрачного круга на кальке для измерения углов в «тысячных» и др.).

Интересно
На уроках биологии проводилась практическая работа на учебно-опытных участках, велись опыты по яровизации картофеля, по выращиванию картофеля клубнями, глазками, верхушками и т. д. При прохождении темы «Семя» школьники овладевали приёмами проверки всхожести семян, определения их хозяйственной годности. При знакомстве с темой «Размножение цветковых растений» приобретали навыки проведения черенкования, прививок. Таким образом, на пришкольных участках они получали элементарные практические навыки, необходимые для работы в сельском хозяйстве.

Анализ передового опыта показывает, что в годы войны на уроках физики, математики, химии, биологии расширялся не только политехнический кругозор школьников, они приобретали также ряд простейших практических умений и навыков политехнического характера.

В годы Великой Отечественной войны возникла жизненная потребность готовить учащихся старших классов к защите Родины.
Призыв в армию миллионов трудоспособных мужчин из сельской местности требовал массового участия школьников средних и старших классов в сельскохозяйственном производстве.

Осенью 1941 г. был начат интересный опыт элементарной (начальной) профессиональной подготовки школьников сред-
них и старших классов по массовым сельскохозяйственным специальностям. Массовое привлечение школьников на сельскохозяйственные работы летом и осенью 1941 г. показало, что они имеют недостаточную теоретическую и практическую подготовку в области сельского хозяйства, что значительно снижало эффективность труда многомиллионной армии школьников. В то же время ещё в начале войны имелся положительный опыт изучения сельскохозяйственной техники в отдельных школах и областях. Поэтому органы народного образования искали возможные пути и формы практического решения проблемы подготовки школьников к квалифицированному сельскохозяйственному труду.

Вскоре были разработаны и специальные программы по основам сельского хозяйства. Педагогическая их ценность «состояла в том, что школьники готовились к активному участию в таких видах сельскохозяйственных работ, которые со- ответствовали их возрастным особенностям и уровню образовательной подготовки».

Занятия по сельскому хозяйству в школах страны начинались в ноябре-декабре 1941 г. в зависимости от того, когда удалось создать минимальную учебную базу и подобрать кадры преподавателей. Преподавателями в большинстве случаев были учителя биологии и физики местных школ. Реже удавалась привлечь для преподавательской работы агрономов и механиков МТС. В качестве наглядных пособий на уроках использовались собранные учащимися образцы почв, коллекции семян культурных растений, сорняков, а также сельскохозяйственный инвентарь и машины, переданные школам совхозами и МТС.

Органы народного образования, руководители школ и учителя рассматривали обучение школьников сельскохозяйственным работам как важнейшее мероприятие партии и правительства в условиях Отечественной войны.

Весной 1942 г. все школьники подверглись проверочным испытаниям по основам сельского хозяйства. Результаты проверки были хорошими. В ряде мест представители земельных органов высоко оценивали знания учащихся школ, отдавая им предпочтение перед учащимися специальных профессиональных курсов. Несомненно, что здесь сказывалась более высокая общеобразовательная подготовка школьников. Правда, в первый год обучения школьников основам сельского хозяйства было немало трудностей: недостаток квалифицированных преподавателей; острая нехватка учебников и учебных пособий; в ряде случаев школы не имели учебных тракторов, комбайнов, автомашин, необходимого количества горючего для обучения механизаторов. Несмотря на это, проводимая работа в целом давала положительные результаты.

К началу 1942–1943 учебного года многие из недостатков удалось устранить. Управление школ Наркомпроса РСФСР подготовило проект новых программ по «Основам сельского хозяйства» в V–IX классах, одобренный Учебно-методическим советом НКП РСФСР, согласованный с Наркомземом СССР, просмотренный ЦК ВЛКСМ и отделом школ ЦК ВКП(б). Занятия планировались, как и прежде, по 2 ч в неделю в каждом классе по расписанию, но сверх учебного плана. Для школ была подготовлена специальная инструкция о проведении занятий по основам сельского хозяйства в 1942–1943 учебном году. Однако в действие все эти документы не были введены.

В декабре 1942 г. на места была разослана телеграмма наркома просвещения РСФСР В. П. Потёмкина, в которой предлагалось «впредь до особого распоряжения преподавание основ сельского хозяйства не вводить в расписание». Органам народного образования было поручено «в порядке внеклассной работы развернуть сельскохозяйственные кружки, на которых использовать материалы программы по основам сельского хозяйства». 31 декабря 1942 г. было подписано распоряжение Наркомпроса РСФСР «Об осуществлении обучения учащихся основам сельского хозяйства через улучшение преподавания основ наук и организацию внеклассной работы».

Это решение Наркомпроса РСФСР было вызвано необходимостью несколько уменьшить учебную нагрузку школьников в связи с увеличением учебных часов на допризывную военную подготовку в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 24 октября 1942 г. за № 1730 «О начальной допризывной военной подготовке учащихся V‒X классов неполных средних, средних школ и техникумов». Если в 1940–1941 учебном году на физкультуру и военные занятия в V‒X классах отводилось 8 ч, то по учебному плану 1942– 1943 учебного года на эти цели было предусмотрено уже 22 ч.

В то же время занятия по основам сельского хозяйства, хотя и включались в 1941–1942 учебном году в расписание, шли сверх утверждённого учебного плана, вызывая значительную перегрузку школьников. С другой стороны, к концу 1942 г. система профтехобразования («Трудовые резервы», курсы при МТС) стала довольно успешно справляться с подготовкой механизаторов для сельского хозяйства.

Следовательно, настоятельная необходимость увеличить время на допризывную подготовку учащихся V‒X классов в условиях жесточайшей войны и успешная деятельность системы профтехобразования обусловили отказ органов школьного образования от специальных занятий по основам сельского хозяйства. Переход на новые учебные планы начался с 1 января 1943 г., что уменьшило нагрузку учащихся средних и старших классов на 12 ч.

Таким образом, в 1943–1945 гг. трудовое политехническое обучение в школе стало осуществляться, как и в предвоенные годы, лишь в виде отдельных элементов в преподавании предметов естественно-математического цикла в 1–10 классах и во внешкольных мероприятиях.

Программы по этим предметам предусматривали по-прежнему определённый минимум практических работ, труд на пришкольном участке, летние задания по выращиванию растений на учебно-опытном участке. В программе по физике рекомендовалось давать на дом экспериментальные задания, предлагалось учащимся проводить опыты во время ответов на уроках, привлекать школьников к изготовлению самодельных наглядных пособий. Аналогичные требования содержались и в программах по химии и биологии.

Важным элементом системы трудового воспитания и политехнического обучения в советской школе в годы Великой Отечественной войны являлись экскурсии школьников на промышленное и сельскохозяйственное производство.

Учебные программы в те годы, как и в канун войны, содержат указания на необходимость проведения определённого мимимума производственных экскурсий. В программу начальной школы, изданную в 1944 г., дополнительно введено посещение МТС для знакомства с сельскохозяйственными машинами. В программе по физике рекомендовалось в конце курса VI‒VII классов провести экскурсию на производство и на основе осмотра механизмов разобрать с учащимися 2–3 примера передачи движения в машине. Выбор примеров определялся местными условиями. В сельской школе рекомендовалось рассмотреть веялку с сортировкой, конную молотилку, водяную или ветряную мельницу; в городской школе учебным объектом могла быть самоточка, велосипед, ииструменты с зубчатой передачей. В целом, с VI по X класс на производственные экскурсии по физике выделялось 18 учебных часов.

В то же время нельзя не отметить, что количество «чистых» наблюдательных выходов школьников в промышленное и сельскохозяйственное производство значительно сокращается. Знакомство учащихся с производством происходит главным образом в процессе общественно полезного производительного труда. Происходит своеобразное «совмещение» производственных экскурсий и общественно полезного труда школьников.

В 1942 г., когда школы страны сделали первые выпуски учащихся, получивших подготовку на уроках основ механизации сельского хозяйства, за штурвал тракторов и комбайнов сели десятки тысяч школьников-механизаторов. Нет необходимости говорить о том, что их труд был по-настоящему производительным и политехничным.

Привлечение учащихся к труду в области сельского хозяйства стало неотъемлемой частью работы каждой школы.  В конце 1941 г. в Москве при домоуправлениях возникли первые производственные мастерские, в которых школьники шили кисеты и клеили конверты для красноармейцев. Инициатором этого дела был Фрунзенский район столицы. Московский городской комитет партии 21 марта 1942 г. в целях усиления педагогического воздействия на безнадзорных детей, привлечения их к общественно полезному труду вынес решение об организации производственных мастерских для подростков 12‒14 лет. В мае 1942 г. на основе этого постановления МГК ВКП(б) Московский городской Совет депутатов грудящихся утвердил «Положение о мастерских для детей и подростков в городе Москве», выработанное на основе уже имеющегося опыта организации мастерских.

Учебно-производственные мастерские для школьников Москвы размещались в учреждениях культуры, при домоуправлениях и т. д. Однако большинство из них было организовано в школьных помещениях. Часть оборудования и инструментов была получена от мастерских детдомов и спецшкол, остальное ‒ от местных промышленных предприятий. В короткий срок в Москве появилось более 375 мастерских (с ручным и станочным оборудованием), в которых в августе 1942 г. работа-
ло свыше 16 тыс. подростков. Промфинплан московских мастерских в 1942 г. был утверждён в размере 40 млн р.

Мастерские по своему профилю были самые разнообразные: токарные, столярные, резьбы и художественного выжигания по дереву, электромонтажные, кожгалантерейные, меховые, картонажные, переплётные, детской игрушки и т. п. Большое распространение получили мастерские по починке обуви, заливке галош, ремонту бытовых приборов и т. д. Заказы и сырьё они получали от промышленных предприятий или артелей. Некоторые школы организовали мастерские непосредственно в цехах заводов и фабрик. Рабочий день в мастерских продолжался 4‒6 ч. Школьники получали оплату за свой труд по сдельной системе и снабжались продуктами по нормам рабочих 2-й категории. Большинство учащихся были детьми фронтовиков, которые пользовались преимуществами при зачислении в мастерские.

Следует отметить, что школьники выполняли важные оборонные заказы. Так, например, мастерские Мосгороно выпускали железные детали ручных гранат, маскировочные халаты, телогрейки, белье, обмотки и т. п. В мастерских Пермского облоно изготовляли футляры к авиационным приборам, спортинвентарь и белье для госпиталей.

13 мая 1943 г. СНК СССР принял постановление об организации в школах, детских домах и при внешкольных учреждениях производственных мастерских. Оно предусматривало вовлечение школьников в производительный труд в летнее время, содействовало дальнейшему развитию и росту масштабов школьного производства. В частности, в постановлении было записано: «В целях предотвращения безнадзорности детей, а также привития им необходимых производственных навыков Совнарком Союза обязывает обл(край)исполкомы и совнаркомы республик организовать при школах, детских домах и внешкольных учреждениях производственные мастерские для этих учащихся».

Создание мастерских имело большое значение для усиления элементов трудового воспитания и политехнического обучения в годы Великой Отечественной войны. Примечательно, что сами современники рассматривали их как важный шаг в развитии трудового и политехнического обучения в советской школе.

Интересно
Немалое народнохозяйственное и воспитательное значение имела работа школьников по самообслуживанию: участие в ремонте школьных зданий и учебного оборудования, уборка классных помещений; заготовка топлива, участие в озеленении населённых пунктов. Всё это было предусмотрено в руководящих указаниях наркомпросов, местных советских и партийных органов. Важным видом общественно полезной работы школьников в годы Великой Отечественной войны стала забота о семьях красноармейцев, об эвакуированных детях, уход за ранеными воинами. Эта забота нашла своё выражение в деятельности «тимуровских команд» и в шефстве над госпиталями.

Традиция заботы о семьях красноармейцев возникла в советской школе ещё в годы гражданской войны. В предвоенные  годы новый толчок для развития этой традиции дала книга А. Гайдара «Тимур и его команда». Однако только в годы Отечественной войны это патриотическое движение получило подлинный размах. Было бы большой ошибкой считать организацию тимуровских команд стихийным делом. Работу тимуровцев организовали местные партийные, советские органы, отделы народного образования, руководители школ.

Значительную общественно полезную работу школьники всех союзных республик проводили в подшефных госпиталях. Здесь они дежурили в палатах, ремонтировали бельё и одежду. Большое внимание непосредственной работе в госпиталях уделялось школами Ленинградской, Кировской, Горьковской, Новосибирской, Рязанской и других областей. Как отмечали современники, «учащиеся с большой любовью и полным сознанием важности дела идут в госпитали, чтобы там помочь в уборке помещения, в стирке белья, починке его, почитать бойцам книги, написать письмо к родным».

Таким образом, общественно полезный труд школьников в годы Великой Отечественной войны приобрёл невиданный ранее размах, огромное экономическое и воспитательное значение. Политехнические знания в своей основе школьники в годы войны приобретали в процессе изучения предметов естественно-математического цикла, основ сельского хозяйства, допризывной военной подготовки, во время производственных экскурсий, а также в кружках по технике и агробиологии. В это же время они овладевали некоторыми трудовыми умениями и навыками политехнического характера. Формирование же основной массы трудовых умений и навыков происходило в процессе самого общественно полезного труда. В ряде случаев выделялось определённое время, когда школьников специально обучали тому или иному виду работ (в школьных мастерских, на учебно-опытных участках, в заводских цехах, на полях колхозов и совхозов и т. д.). Приобретение политехнических знаний в этом случае далеко не всегда носило систематический характер, отдельные элементы таких знаний служили лишь ступенью для формирования конкретных практических умений и навыков.

Несмотря на отмеченные недостатки, в годы Великой Отечественной войны значительно усиливается трудовое воспитание и политехническое обучение в советской школе. Это происходит как за счёт осуществления политехнического принципа в преподавании основ наук и во время производственных экскурсий, так и в результате введения преподавания основ сельского хозяйства, допризывной военной подготовки, а также в процессе внеклассной работы. Особенное значение для усиления трудового воспитания и политехнического обучения в годы войны имело широкое развитие общественно полезного производительного труда школьников. Однако в те годы ещё не удалось добиться органического соединения обучения школьников с производительным трудом. Решению этой проблемы во многом мешали условия военного времени.

Общеобразовательная школа в первые годы после войны вынуждена была ослабить подготовку своих выпускников к практической деятельности, которой она столь успешно занималась в предвоенные годы, и сконцентрировать вое свои усилия на совершенствовании подготовки молодёжи к учебе в высших и средних специальных учебных заведениях. Это было очень важно, так как в «послевоенные годы проблема подготовки специалистов высшей и средней квалификации вновь стала одной из самых острых проблем социалистического строительства». Гигантские планы восстановления и перестройки всего народного хозяйства, общественного быта и жизни советских людей на основе использования последних достижений науки, техники и культуры «требовали значительного расширения высшего и среднего специального образования. В 1945 г. потребности народного хозяйства в специалистах были удовлетворены выпусками специальных средних учебных заведений всего на 1/6, а выпусками высших учебных заведений на 1/8».

Учебные планы и программы по предметам естественно-математического цикла в первые послевоенные годы не претерпели сколько-нибудь существенных изменений. В связи с проблемой дальнейшего улучшения качества подготовки выпускников школы для обучения в вузах и техникумах повысился теоретический уровень преподавания физики, химии, математики, биологии, порой в ущерб практическому уровню.

Из 9 547 годовых часов по учебному плану на предметы естественно-математического цикла приходилось (вместе с черчением) 3 563 ч (37,3 %), на предметы гуманитарного цикла 5 093 ч (53,3 %). Учебный план и программы образовывали существенные пробелы в технологическом материале, с которым знакомили школьников, хотя и давали известный круг технологических знаний и некоторую ориентировку в различных явлениях производства.

В 1945‒1952 гг. в учебные программы по физике, химии, биологии вносились лишь отдельные изменения и дополнения, которые хотя прямо и не связывались с задачами трудового воспитания и политехнического обучения, но объективно увеличивали возможности для осуществления его элементов в преподавании предметов естественно-математического цикла.

В первые послевоенные годы несколько уменьшился объём общественно полезного труда школьников и одновременно возросло число производственных экскурсий в связи с изучением физики, химии, биологии. Программы начальной школы по-прежнему содержали перечень экскурсий в природу и сельскохозяйственное производство. Подчёркивалось, что их минимум должен быть обязательно выполнен. В программе 1949 г. указывалась, что «на экскурсиях в совхоз, колхоз дети узнают о том, как, улучшая условия жизни растений и животных, человек выводит новые сорта растений и породы скота». В программе 1951 г. указаны такие объекты для посещений, как колхозное поле, молочнаферма и др.

Производственным экскурсиям уделялось большое внимание в программах по физике. «Экскурсии по физике, ‒ указывалось в программе 1948 г., ‒ являясь существеннейшим звеном в общей системе обучения, должны также занимать подобающее им место. Понимание технических применений физики не будет достаточным, если учащиеся не познакомятся на экскурсиях с машинами, аппаратами, различными установками, сооружениями и т. д.». Далее в объяснительной записке к программе подчеркивалось, что «выбор темы и места экскурсии предоставляется самому преподавателю в зависимости от местных условий». Внимание учителя обращалось на то, что в программе не указываются часы на эту работу, так как она, как правило, проводится во внеурочное время.

Программа по физике предусматривала следующие примерные объекты: фабрично-заводские предприятия, электростанция, железнодорожное депо, трамвайное депо, порт, МТС, все виды электрифицированных сельскохозяйственных работ, мельница, метеорологическая станция, кинопередвижка, электроосветительная и отопительная система здания и др. Программа по химии наряду с экскурсиями на крупные химические заводы рекомендовала проводить их и на небольшие предприятия, на которых можно показать учащимся те или иные химические технологические процессы.

Таким образом, в первые послевоенные годы учебные программы начальной школы и по предметам естественно-математического цикла уделяли значительное внимание проведению экскурсий в промышленное и сельскохозяйственное производство. Правда, не всегда на их проведение выделялись учебные часы. В ряде случаев такие экскурсии рекомендовали проводить во внеурочное время.

Внеклассная работа в области техники в первые послевоенные годы в основном осуществлялась в тех же формах, что и проводилась в предвоенные годы (работа физико-технических, физических, химических и математических кружков, проведение вечеров, участие в различных олимпиадах, смотрах, работа по технике, организуемая пионерскими и комсомольскими организациями). В содержании работы многих кружков большое место занимало изготовление наглядных пособий и приборов.

В работе физических и химических кружков большое место занимала работа по изготовлению наглядных пособий и приборов. Изготовление самодельных приборов укрепляло учебно-материальную базу школ, увеличивало возможностидля расширения политехнического кругозора школьников, для приобретения ими некоторых простейших политехнических навыков. При изготовлении приборов в кружках часть учащихся вовлекалась в общественно полезный труд, в процессе которого у них формировались уже более сложные политехнические умения и навыки.

В работе передовых школ и учителей наблюдались следующие общие черты:

  • кружки по ремонту и изготовлению наглядных пособий организовались в связи с острой потребностью школы в оборудовании для проведения лабораторных работ;
  • следующим этапом было изготовление более сложных приборов и пособий для проведения демонстраций в классе и иллюстраций докладов и вечеров по физике и химии;
  • в кружках принимали участие школьники VI–VII и VIII–X классов, мальчики и девочки;
  • при кабинетах физики для изготовления более сложных приборов оборудовались слесарно-столярные мастерские; такие приборы обычно изготовлялись по чертежам;
  • кружки часто проводили работу по электрификации и радиофикации кабинетов и школ.

Элементы трудового воспитания и политехнического обучения по агробиологии во внеклассное время осуществлялись в следующих основных формах:

  • изучение достижений социалистического сельского хозяйства в агробиологических кружках и кружках юных натуралистов;
  • опытническая работа на учебных участках;
  • изготовление учебных пособий по биологии.

Для передовых школ в проведении опытнической работы были характерны следующие основные черты:

  • выращивание разнообразных растений на коллекционных участках;
  • широкий диапазон опытнической работы;
  • связь с окружающими колхозами и совхозами;
  • обязательное привлечение всех школьников к работам на учебно-опытном участке в летнее время (по особым графикам);
  • создание постоянных звеньев для проведения определённой группы опытов.

В 1949‒1952 гг. значительно изменяется содержание работы на учебно-опытных участках. Если до 1948 г. встречались пришкольные участки, которые выполняли функции подсобных хозяйств, то после они стали служить только задачам воспитания и обучения школьников. Передовые школы и учителя стремились дать учащимся представление о разнообразии растений, особенно культурных. Для этого обычно отводились участки под овощной и полевой севообороты, выделялись коллекционный участок, опытные делянки, участок начальных классов и т. д.

Характерной чертой опытнической работы на учебных участках школ в 1948–1952 гг. было усиление связей с окружающими колхозами и совхозами, сельскохозяйственными научно-исследовательскими учреждениями.

Другой распространённой формой участия школьников в систематическом сельскохозяйственном труде было шефство над колхозными и совхозными животноводческими фермами. Особенно большое значение имело оно в животноводческих районах страны.

Наконец, важное место в системе общественно полезного труда занимала работа учащихся по самообслуживанию в области быта. Можно назвать следующие виды такого труда: участие в строительстве школы, ремонте здания и мебели; уборка помещений; благоустройство школьной территории и населённого пункта, очистка дорог от снега; заготовка дров в лесу, пилка и колка дров; погрузка и выгрузка угля; помощь шефам в изготовлении тары; сбор металлического лома и другого вторичного сырья; тимуровская работа. В этих видах общественно полезного труда участвовали почти все сельские и значительная часть городских учащихся. В процессе работ по самообслуживанию бытового труда они приобретали ряд простейших трудовых умений и навыков, а в отдельных случаях расширяли свой политехнический кругозор.

Таким образом, в первые послевоенные годы в советской школе осуществлялась определённая система трудового воспитания и политехнического обучения, подчинённая основным учебно-воспитательным целям того исторического этапа ‒ подготовке выпускников к продолжению обучения в вузах. Успешно решавшаяся в те годы задача всеобщего семилетнего обучения обеспечивала старшие классы необходимым контингентом для подготовки будущих абитуриентов вузов. В то же время путь в народное хозяйство для выпускников средней школы ещё не стал массовым. Всё это и определяло конкретное содержание системы трудового воспитания и политехнического обучения в школе после войны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)