Становление и развитие советской системы образования в 1917–1941 гг

История отечественной школы в советский период развивалась крайне противоречиво. В ней прослеживаются несколько крупных этапов, в основном совпадающие с важными периодами в развитии страны.

Интересно
В качестве первоочередной задачи провозглашалась борьба с неграмотностью. По переписи 1920 г. в стране насчитывалось 54,5 млн неграмотных старше восьмилетнего возраста (более 47 % трудоспособного населения). 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому всё население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте народном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня на 2 ч для обучающихся с сохранением заработной платы, мобилизация грамотного населения в порядке трудовой повинности, организация учёта неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза. В годы гражданской войны эту работу развернуть не удалось.

В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (существовала до 1930 г.) при Наркомпросе РСФСР со специальной секцией для работы среди национальных меньшинств; волостные, уездные и губернские чрезвычайные комиссии по ликбезу (рис. 11). В 1923 г. было создано массовое общество «Долой неграмотность» под председательством М. И. Калинина, принят план по ликвидации неграмотности лиц от 8 до 35 лет в РСФСР к Десятой годовщине Советской власти. В борьбу с неграмотность включились комсомол и профессиональные союзы.

Становление и развитие советской системы образования в 1917–1941 гг

Вскоре после октября 1917 г. началось разрушение существующей системы образования. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии. Для отсева неблагонадёжных учителей Государственная комиссия по просвещению постановила – не позднее конца июля 1918 г. произвести во всех «советах народного просвещения» перевыборы учителей на основании их заявлений, сопровождённых надлежащими удостоверениями, а также «рекомендацией политических партий» и «изложением своих педагогических и общественных взглядов». Эта чистка должна была определить состав учителей новой школы.

Пути формирования новой школы определялись в документах, принятых в октябре 1918 г. – «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы» (Декларация). В мае 1918 г. все учебные заведения были переданы Наркомату просвещения РСФСР. Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая – 5 лет обучения, вторая – 4 года обучения.

Провозглашалось право всех граждан на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на учебные заведения возлагались воспитательная и производственная функции.

Далеко не все принципы, провозглашённые в 1918 г., удалось немедленно воплотить в жизнь. Школа в первые послереволюционные годы испытывала огромные материальные трудности. Школьные здания пребывали в запустении, для учеников не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, годами не получающие зарплату, уходили из школ. Рассыпалась сложившаяся сеть учебных заведений. Дети и школа оказались жертвами голода и разрухи. Только в Поволжье в 1921 г. голодало около 3 млн детей и подростков. Доля просвещения в бюджете, доходившая в 1920 г. до 10 %, в 1922 г. упала до 2–3 %.

С 1921 г. 90 % школ были переведены с государственного бюджета на местный. Декретом Совета народных комиссаров от 15 октября 1921 г. «О мерах по улучшению снабжения школ и других просветительных учреждений» было введено в сёлах самообложение населения для обеспечения школ всем необходимым, в первую очередь продуктами питания и топливом. В 1921–1922 гг. периодически проводились субботники и «недели» помощи школе, организовывался сбор средств на нужды просвещения. В качестве временной меры в 1922 г. в городах и посёлках городского типа была введена плата за обучение, сельские школы были в основном «договорными», т. е. существовали за счёт местного населения.

В 1923–1924 учебном году стали открываться школы крестьянской молодёжи с трёхлетним сроком обучения. Постепенно в стране складывается новая, более гибкая система обучения. Каждый концентр единой образовательной девятилетней школы представлял собой очередную ступень непрерывного школьного обучения и являлся в то же время основанием и возможностью получения дальнейшего профессионально-технического образования.

Начальная школа первой ступени (4 года обучения для детей 8–12 лет) являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских. Основная семилетняя общеобразовательная школа (4+3 года обучения для детей 8–15 лет) являлась базой для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, педагогических, сельскохозяйственных и др. техникумов. Старшая, или II, ступень общеобразовательной школы – девятилетки (8–17 лет) служила основой для высшего образования.

Во второй половине 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на народное образование. В 1927–1928 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10 %, а количество учащихся – на 43 %. В 1922–1923 учебном году на территории страны насчитывалось около 61,6 тыс. школ, а в 1928–1929 учебном году их число достигло 85,3 тыс.

За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них – вдвое. Однако число школ второй ступени росло крайне медленно. Чтобы заинтересовать детей рабочих и крестьян в продолжении образования, с 1924 г. в школах второй ступени были введены профессиональные уклоны – сельскохозяйственный, педагогический, административно-управленческий и др.

В 1920-е гг. в школах проводились постоянные педагогические эксперименты. Народный комиссариат просвещения допускал в этот период различные эксперименты в школах, направляя организационную и программно-методическую работу. В течение 1920-х гг. прошли опытную проверку несколько систем и типов учебных заведений: девятилетняя общеобразовательная школа, девятилетняя школа с профессиональными уклонами, девятилетняя фабрично-заводская школа.

При их организации стремились учитывать особенности региона, контингента учащихся, в учебном процессе использовались многие новые методы обучения. Однако в целом повышения эффективности обучения не произошло. Более того, многие из этих экспериментов носили весьма спорный характер. Занятия велись по так называемой «комплексной программе» – вместо изучения отдельных предметов изучали «комплексные темы». Вводились «новые методы» обучения: «бригадно-лабораторный», «проблемный», «метод проектов» и др. Эти методы разрушали порядок и систему работы в школе. Стабильные учебники заменялись «рассыпными учебниками», «рабочими тетрадями», которые не давали систематических знаний по предмету.

Крупные изменения в школьном образовании произошли в 1930-е гг. В 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930–1931 учебного года для детей 8–10 лет в объёме 4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, – в объеме ускоренных 1–2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу 1-й ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке.

Капитальные ассигнования на школу в 1929–1930 учебном году выросли более чем в 10 раз по сравнению с 1925–1926 и в последующие годы продолжали расти. Это дало возможность в годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ: за этот период открылось около 40 тыс. школ. Была расширена подготовка педагогических кадров. Учителям и другим школьным работникам повысили заработную плату, которая стала зависеть от образования и стажа работы. К концу 1932 г. почти 98 % детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учебой. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности, которая давала определённые результаты.

В начале 1930-х гг. изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились правила внутреннего распорядка, строгое расписание занятий. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями. Однако новая система содержала многие изъяны: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении, отход от педагогических нововведений и исканий. В учебных заведениях насаждались жесткое администрирование, регламентация всей школьной жизни; упразднялось самоуправление.

Частично подобные недостатки компенсировались благодаря усилиям педагогов, талантливых и просто добросовестных, любящих детей и свою профессию.

Во второй пятилетке была поставлена задача перехода ко всеобщему семилетнему образованию. Форсированная программа осуществления семилетнего всеобуча привела к возрождению учительских двухгодичных институтов – сокращённой форме подготовки преподавателей для семилетних школ. Такие институты были созданы в Свердловске, Перми, Челябинске, Магнитогорске. Расширилась система заочного обучения, значительную часть учителей готовили на краткосрочных педагогических курсах.

В результате, по данным переписи 1939 г., грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Однако введению всеобщего семилетнего образования помешала война.

В 1920–1930 гг. происходит становление системы профессионально-технического образования. Наиболее распространенными типами профессиональных учебных заведений были школы крестьянской молодёжи и школы фабрично-заводского ученичества.

Школы крестьянской молодёжи стали создаваться в 1923 г. Они давали общее семилетнее образование и навыки по ведению сельского хозяйства. Некоторое время ШКМ оставались единственным типом повышенных школ в деревне. Школы фабрично-заводского ученичества, школы ФЗУ – низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР с 1920 по 1940 г. Действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Срок обучения 3–4 года. В школу принималась молодёжь 14–18 лет с начальным образованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательная подготовка. В 1930–1939 гг. обучение проходило в основном на базе 7-летней школы, из-за сокращения часов на общеобразовательные предметы, срок обучения снизился до 1,5–2 лет. В 1929 г. школы ФЗУ были переданы в ведение местных совнархозов.

Начался форсированный рост их численности. К 1932 г. их число достигло 277, а количество учащихся 82,7 тыс., однако система подготовки рабочих кадров не справлялась с задачами подготовки трудящихся для строящихся предприятий. В 1933 г. была проведена новая реформа школ ФЗУ. Сроки обучения в них были  сокращены с двух лет до 6 мес. Из учебных планов были исключены общеобразовательные предметы. Школы ФЗУ превратились в узко ремесленные профессиональные учебные заведения. Их престиж резко упал. За годы второй пятилетки сеть школ ФЗУ на Урале сократилась в 3,5 раза, выпуск рабочих уменьшился на 50 %.

С целью выхода из кризиса вместо школ ФЗУ была создана система Государственных трудовых резервов СССР – система организованной, плановой подготовки квалифицированной рабочей силы для ведущих отраслей народного хозяйства СССР путём обучения городской и сельской молодёжи в специальных учебных заведениях.

Интересно
В период Второй мировой войны с целью подготовки резерва квалифицированных рабочих кадров Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах СССР» была создана сеть ремесленных и железнодорожных училищ с двухгодичным сроком обучения и школ ФЗО (фабрично-заводского обучения) с шести- и десятимесячным сроком обучения. В специальных ремесленных училищах срок обучения составлял 3–4 года, в художественных – 3 года. Подготовкой кадров в системе Государственных трудовых резервов руководило Главное управление трудовых резервов.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах СССР» Совету Народных Комиссаров СССР предоставлялось право ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн чел. городской и колхозной молодёжи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения. В порядке призыва (мобилизации) председатели колхозов обязаны были ежегодно выделять по два человека мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте 14‒55 лет; а городские Советы депутатов трудящихся обязаны были ежегодно выделять молодёжь мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

Учащиеся находились на казарменном положении и состояли на полном государственном обеспечении (питание, обмундирование, общежитие, учебники, учебные пособия). На содержание учебных заведений Государственных трудовых резервов с октября 1940 до 1950 г. Советское правительство затратило свыше 36 млрд р. Все окончившие ремесленные  училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считались мобилизованными, обязаны были проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР (с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях) пользовались отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно-Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы на государственных предприятиях.

Только в мае 1941 г. учебные заведения Государственных трудовых резервов выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, железнодорожного транспорта.

В годы Великой Отечественной войны учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2,48 млн молодых квалифицированных рабочих. Всего за период 1941–1951 гг. система подготовки дала народному хозяйству СССР около 6,3 млн молодых квалифицированных рабочих. Призыв (мобилизация) молодёжи в ремесленные и железнодорожные училища был отменён только в 1953 г.

Высшая школа также была объектом пристального внимания новой власти. Основными направлениями формирования советской интеллигенции были привлечение на свою сторону старой, дореволюционной интеллигенции и создание новых кадров – из рабочих и крестьян. Декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» провозглашалось, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству.

После принятия в августе 1918 г. декрета, открывшего дорогу в вузы рабоче-крестьянской молодёжи, в Московский университет было подано более 8 тыс. заявлений от лиц, не имевших среднего образования. Приём в университет 1918 г. более чем в 5 раз превысил прием 1913 г. Но обучаться в вузах большинство принятых не могли, так как не обладали для этого необходимыми знаниями. Требовались чрезвычайные меры. Такой мерой, «пожарной лестницей в вузы для рабочих», по образному выражению А. В. Луначарского, стали рабочие факультеты, создаваемые с 1919 г. по всей стране. Первый рабфак на Урале был создан в ноябре 1919 г. при Пермском университете. «Улучшению» социального состава вузов и техникумов уделялось большое внимание. Дети рабочих и крестьян пользовались льготами при поступлении, шли по партийной, комсомольской, профсоюзной разнарядке, поступали через рабфаки, получали материальную помощь. В то же время выходцам из «эксплуататорских классов» (дворянства, духовенства, купечества, в 1930-е гг. к ним прибавились раскулаченные) доступ в вузы был практически закрыт. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов.

Принятый в 1921 г. первый советский Устав высшей школы все стороны деятельности вузов подчинял руководству партии и Советского государства. Был создан советский аппарат управления высшими учебными заведениями, вводились привилегии для рабочих и крестьян в получении высшего образования. Поставленная перед вузами задача – профессионально готовить специалистов-организаторов, хотя и была более узкой, чем задача высшей школы в дореволюционной России, тем не менее требовала определённых условий для её выполнения. Нехватка средств и квалифицированных преподавателей сдерживали расширение системы высшего и среднего специального образования. На Урале финансовая нужда заставила в 1922–1924 гг. пойти на изменение структуры вузов. Ряд факультетов были закрыты, в Пермском университете остались агрономический, педагогический и медицинский. В Уральском университете остались только технические факультеты (горный, химико-металлургический). В мае 1925 г. он был преобразован в Уральский политехнический институт.

К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов с числом студентов 114,2 тыс. и 672 техникума с числом учащихся 123,2 тыс. С начала 1930-х гг. особенно быстро развивалась сеть инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических учебных заведений. В годы первых пятилеток начинают разворачиваться процессы индустриализации; была сделана попытка форсированной подготовки инженерно-технических кадров. Руководство техническими вузами было передано соответствующим наркоматам. Вузы стали готовить специалистов узкого профиля в сжатые сроки, часто используя бригадные методы обучения, отменяя экзамены и т. п., что привело к снижению качества подготовки специалистов. По проведённой реформе высшей школы появилось большое число специализированных технических вузов.

В 1932–1933 гг. восстановились традиционные, проверенные временем методы обучения, стала шире специализация в вузах. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. В 1934 г. для повышения роли преподавателей вузов и научных работников были вновь введены учёные степени и звания – кандидата и доктора наук, учёные звания ассистента, доцента и профессора. В 1939 г. утверждённое положение об аспирантуре создало основную форму подготовки профессорско-преподавательских кадров.

В 1930-е гг. коренным образом изменился состав студенчества. Этому способствовали различные курсы подготовки рабоче-крестьянской молодёжи в вузы, рабфаки. Численность интеллигенции росла очень быстро, к концу 1930-х гг. новое пополнение этого слоя составило 80–90 % от общей численности интеллигенции.

В 1940–1941 учебном году в СССР насчитывалось 817 вузов, в которых обучались 811,7 тыс. студентов. Научно-педагогическую работу вели около 50 тыс. специалистов, в том числе 5,3 тыс. профессоров. В народном хозяйстве СССР было занято 909 тыс. специалистов с высшим образованием.

Были созданы специальные учебные заведения по подготовке руководящих кадров – промышленные академии. Возникло заочное и вечернее обучение в вузах и техникумах. На крупных предприятиях получили распространение учебные комбинаты, включавшие втузы, техникумы, школы, курсы повышения квалификации. Общее число высших учебных заведений в РСФСР составило в 1940 г. 481, в которых обучалось 811,7 тыс. студентов.

В советской школе предвоенных лет, несмотря на отмену в феврале–марте 1937 г. преподавания труда как самостоятельного учебного предмета, продолжала осуществляться определённая система трудового воспитания и политехнического обучения. Несомненно, что исключение из школьного расписания уроков труда значительно ослабило такой важный элемент этой системы, как трудовое обучение. Однако даже тогда отдельные его проявления можно было наблюдать в преподавании естественно-математического цикла и во внеклассной работе.

Интересно
Главными оставались: осуществление политехнического принципа в преподавании основ наук, производственные экскурсии, внеклассная работа по технике и агробиологии. Общественно полезный производительный труд школьников оставался незыблемым в практике школы конца 1930-х гг. Другое дело, что все они были подчинены учебным и воспитательным целям школы ‒ подготовке её выпускников к дальнейшей учёбе в вузах и техникумах. Только после решений XVIII партийного съезда (1939) перед школой выдвигается требование ‒ одновременно с подготовкой выпускников для дальнейшего обучения в средних и высших специальных учебных заведениях готовить их к практической деятельности в народном хозяйстве.

Повышение культурно-технического уровня рабочего класса до уровня работников инженерно-технического труда в значительной мере обеспечивалось развитием всеобщего среднего образования в стране. Средняя школа смогла удовлетворить потребности пополнения не только вузов, но и рядов рабочего класса и колхозного крестьянства. Сама жизнь потребова78
ла изменения содержания среднего образования в плане лучшей подготовки выпускников школы и практической деятельности в народном хозяйстве и сфере обслуживания.

Однако требовалось не просто повышение культурного уровня рабочего класса, а повышение его культурно-технического уровня, обусловленного стремительным научно-техническим прогрессом в социалистическом обществе. Приказ пo Наркомпросу РСФСР № 1260 от 26 августа 1940 г. «О мероприятиях по улучшению работы сельской средней школы», по словам современников, «имел большое принципиальное и практическое значение». Он обратил внимание «всех учителей, в особенности учителей сельской школы, на необходимость обеспечения в преподавании основ наук связи теории с практикой, на важность сообщения учащимся знаний, имеющих жизненное значение. Это решение является значительным достижением в развитии советской политехнической школы.

В соответствии с приказом вносились существенные, принципиальные коррективы в действующие учебные программы сельских школ по предметам естественно-математического цикла (обязательные практические занятия, экскурсии и т. д.). Приказ Наркомпроса являлся своеобразным дополнением к действующим учебным программам, конкретизируя их по отдельным классам и предметам. Практические занятия и экскурсии должны были проводиться в связи с изучением биологии, химии, физики, математики, черчения, не нарушая систематичности программ. Таким образом, учащиеся не только приобретали определённые трудовые умения и навыки, но и расширяли свой политехнический кругозор. В то время в сельских школах обучалось 69 % школьников СССР.

Необходимо отметить, что приказ оказал большое положительное влияние и на работу городской школы, особенно в области изучения сельского хозяйства.

Управление начальной и средней школы Наркомпроса РСФСР и Государственный научно-исследовательский институт школ НКП РСФСР к январским учительским совещаниям 1941 г. разработали методические рекомендации «О привитии учащимся практических навыков в связи с изучением программного материала». Великая Отечественная война нарушила планы по подготовке учащихся к практической деятельности, но не приостановила решения этой задачи. В новых военных условиях она стала ещё более актуальной, решение её получило новые формы и аспекты. Но по-прежнему её сущностью оставалась трудовая и политехническая подготовка школьников.

В советской школе середины 1930-х гг. был накоплен положительный опыт осуществления политехнического обучения на уроках по предметам естественно-математического цикла. В одном из документов Наркомпроса РСФСР, составленном в январе 1937 г., в период подготовки решения об отмене преподавания труда в школе отмечалось, что в программах по физике, химии, биологии и математики «имеются совершенно конкретные указания не только в части теоретических сведений, но и тех лабораторных работ, постановки опытов и демонстраций, которые должны составлять органическую часть при прохождении учебных материалов этих предметов». Однако далее всё же признавалось необходимым, «чтобы в программах таких предметов, как физика и химия, нашли ещё большее отражение успехи современной техники (авиация, автомобилизм, радио и т. д.)… поэтому частичный пересмотр программы физики, химии, биологии и математики надо признать целесообразным». Но такой пересмотр учебных программ наркомпросы союзных республик начали только в 1940 г.

После отмены преподавания труда в школе как самостоятельного учебного предмета в предвоенные годы намечается некоторый отрыв школы от требований жизни. Несмотря на это, многие передовые школы и учителя в преподавании предметов естественно-математического цикла по-прежнему включали важные элементы трудового воспитания и политехнического обучения. Учителя физики, химии, биологии, географии, черчения, математики творчески искали наиболее эффективные пути связи преподавания своих предметов с практикой коммунистического строительства, с наиболее крупными техническими достижениями века.

Организация демонстраций и наблюдений на уроках имела большое значение в расширении политехнического кругозора учащихся. В лучших школах практические навыки формировались уже в начальных классах. Учителя справедливо отмечали, что «подготовку учащихся к практической деятельности следует начинать ещё с младших классов, с начальной школы».

Например, в соответствии с программой по естествознанию для начальной школы практические умения и навыки прививались учащимся при выполнении следующих заданий:

  • наблюдение за биологическими объектами;
  • уход за комнатными растениями;
  • выращивание рассады и т. д.

При решении физических задач учителя требовали от учащихся проведения эксперимента различной сложности. При такой постановке работы школьники одновременно получали навыки в проведении опытов, в пользовании таблицами и справочниками.

Большое внимание стало уделяться трудовому воспитанию. Делались попытки связывать учебно-воспитательную работу с практикой строительства новой жизни. Средние школы впервые начали сотрудничать с рабочими фабрик и заводов, заключали договоры с коллективами промышленных предприятий.

Если все эти меры и способствовали некоторому расширению политехнического кругозора, то проблема вооружения школьников практическими умениями и навыками решалась ещё недостаточно. В начале 1930-х гг. трудовое политехническое обучение в школе осуществлялось как на специальных уроках труда, так и в виде отдельных элементов на уроках по предметам естественно-математического цикла. В феврале–марте 1937 г. преподавание труда как самостоятельного предмета было отменено, учебные мастерские в школах закрылись. В этих условиях единственным носителем элементов трудового политехнического обучения стали уроки физики, химии, биологии, математики, а также внеклассная работа по этим предметам, технике и агробиологии.

Некоторые исследователи утверждают, что с 1937 г. в советской школе прекратилось не только трудовое обучение, но и политехническое обучение в целом. Впервые труд как самостоятельный учебный предмет был введён в учебный план школы лишь в 1927 г. Однако на этом основании пока никто не отрицает трудовой характер советской школы периода 1917–1927 гг. Наряду с необязательной внеклассной работой элементы трудового политехнического обучения в советской школе предвоенных лет (1937–1941) продолжали осуществляться в процессе преподавания физики, химии, биологии, математики. На уроках по этим предметам школьники овладевали рядом простейших трудовых умений и навыков.

Внеклассная работа в области техники и агробиологии ‒ важная часть системы трудового воспитания и политехнического обучения в школе. В то же время она является наиболее подвижной частью системы, так как в меньшей степени регламентируется со стороны учебного плана, учебных программ, местных органов народного образования, в большей мере зависит от инициативы, творческого подхода со стороны учителя. С другой стороны, внеклассная работа в области техники и агробиологии и общественно полезный труд школьников наибольший размах приобретают в те периоды, когда элементы трудового воспитания и политехнического обучения, осуществляемые в соответствии с учебным планом и программами, оказываются не в состоянии полностью удовлетворить требования жизни.

Следует подчеркнуть, что внеклассная работа не была совершенно автономной. Как правило, её определяли центральные и местные органы народного образования. В этом отношении следует учитывать учебные программы, приказы и распоряжения наркомпросов союзных республик, методические письма органов народного образования.

Одной из массовых форм практического освоения агробиологии являлось опытничество на пришкольных участках.

В нём передовые учителя видели богатые возможности для подготовки школьников к практической деятельности:

  • закрепление и углубление знаний учащихся по ботанике в процессе изучения жизни и развития сельскохозяйственных растений;
  • выполнение определённых сельскохозяйственных работ, приобретение навыков по уходу за растениями, по борьбе с их вредителями;
  • получение материалов для наглядного обучения на уроках.

Для повышения эффективности воспитательного значения труда на пришкольном участке ещё в предвоенные годы ставился вопрос об организации постоянного ухода за растениями в период летних каникул и о сохранности результатов детского труда, а также о проведении осенних итоговых выставок. Необходимо было укрепить связь с колхозами, приглашать в школы агрономов, заведующих хатами-лабораториями, лучших бригадиров для оказания помощи в проведении практических и опытнических работ. Передовые учителя понимали, что во внеклассное время невозможно наладить образцовую работу на пришкольных участках. Поэтому они требовали, чтобы в соответствии с задачами, поставленными перед сельской школой в подготовке к практической деятельности, практические работы на участке были внесены в программы наравне с лабораторными работами.

В процессе внеклассной работы по технике школьники расширяли свой кругозор, приобретали ряд трудовых умений и навыков. Важную организаторскую роль по развитию детского технического творчества, как и в предшествующие годы, продолжали играть детские технические станции и отделы техники Дворцов и Домов пионеров. Ещё больше усиливается размах внеклассной работы по технике накануне Отечественной войны в связи с задачей, поставленной XVIII партийным съездом, о некоторой подготовке учащихся к практической деятельности.

Директорам школ и руководителям внешкольных учреждений, в частности, предлагалось всемерно расширять количество кружков электротехнических, авиамодельных, радиотехнических, транспортных, химических, фотографических и других, дающих ученикам необходимые знания и практические навыки; организовывать кружки юных трактористов, автомобилистов, комбайнеров. Особое внимание обращалось на то, чтобы «в технических кружках обучать учащихся владеть основными столярными и слесарными инструментами, и приемами простейших электромонтажных работ».

Далее говорилось о необходимости «привлекать юных техников и всех учащихся к самообслуживанию в школе и во внеклассных учреждениях, к посильному общественно полезному труду; в кружках юных техников основное внимание уделить постройке практически полезных вещей (приборы наглядные пособия для школы, предметы оборудования, бытовые вещи и т. п.)».

Через четыре года после отмены преподавания труда в школе как самостоятельного учебного предмета и закрытия школьных мастерских Наркомпрос был вынужден снова поставить вопрос о необходимости, хотя и во внеклассное время, вооружения школьников навыками работы с простейшими инструментами и привлечения учащихся школ к посильному общественно полезному труду.

В предвоенные годы большая часть сельских школьников летом работала в колхозных и совхозных бригадах вместе со взрослыми. В соответствии с «Примерным Уставом сельскохозяйственной артели» каждый подросток член колхозной семьи должен был, в зависимости от возраста, выработать определённый минимум трудодней.

В предвоенные годы советские школьники участвовали не только в сельскохозяйственном труде. Анализ опыта работы во всех союзных республиках позволяет говорить о том, что школьники участвовали в радиофикации и электрификации сел и деревень, в строительстве новых школьных зданий, ремонте помещений. Во многих школах они занимались уборкой классных комнат, благоустройством территории. Старшеклассники заготовляли в лесу дрова, пилили и кололи их, топили печи. Школьники занимались благоустройством и озеленением родных сёл и городов, собирали металлический лом и другое вторичное сырьё, лекарственные травы.

Интересно
В канун войны по всей стране развернулась всенародная помощь школе, в том числе и в подготовке учащихся к практической деятельности. В 1940 г. в сибирской колхозной деревне возникло известное черепановское движение (Черепановский район Новосибирской области). Начавшись с простого обеспечения сельской школы топливом, оно разрослось в движение большой общественной значимости. В Черепановском районе, как и во многих других районах страны, колхозники-опытники, агрономы, стахановцы колхозных полей оказали немалую помощь учителям в организации пришкольных участков, в приближении преподавания к потребностям социалистического сельского хозяйства.

За несколько дней до начала Великой Отечественной войны в «Учительской газете» было опубликовано письмо черепановцев, под которым стояло 2 310 подписей. Письмо призывало всю советскую общественность активно включиться в подготовку к новому учебному году. Черепановцы, в частности, писали: «Миогие из нас прекрасно владеют разнообразными трудовыми профессиями, и мы старались наши знания и трудовые навыки передать детям». Под руководством и наблюдением педагогов колхозники проводили занятия в школьных кружках трактористов, шофёров, в кружках по изучению сельскохозяйственного инвентаря, электротехнических, юннатских кружках. Комсомольцы обещали «помочь учащимся в овладении навыками сельскохозяйственного труда». Всенародное черепановское движение стало одним из предшественников массового создания звеньев юных мастеров высокого урожая в конце 1940-х гг.

Летом 1939 г. совещание актива учителей и руководящих работников народного образования рекомендовало Наркомпросу РСФСР привлечь лучших учителей республики и специалистов народного хозяйства и с их помощью пересмотреть к началу 1940–1941 учебного года учебники, учебные планы и программы средней школы. Особое внимание предлагалось обратить на согласованность и преемственность программ начальной и средней школы в полном соответствии с требованиями вузов, «обеспечив одновременно некоторую подготовку оканчивающих среднюю школу к практической деятельности».

В апреле 1941 г. началась работа вновь созданного Научно-методического совета Наркомпроса УССР, который был призван уточнять и совершенствовать учебные планы и программы на 1941–1942 учебный год. В них предполагалось выделить специальные часы для практической подготовки учащихся.

Практическое осуществление программ было приостановлено начавшейся войной, но частичная разработка новых учебных планов и программ продолжалась как в годы войны, так и в послевоенное время.

Таким образом, приведённые факты показывают, что в предвоенные годы, особенно после XVIII съезда партии, поставившего задачу некоторой подготовки выпускников школы к практической деятельности, трудовое воспитание и политехническое обучение в школе значительно усиливается. Наркомпросы союзных республик вели интенсивную разработку новых учебных планов и программ, которые должны были обеспечить лучшую подготовку школьников к практической деятельности. Многие тенденции развития советской школы в области трудового воспитания и политехнического обучения, выявившиеся накануне Великой Отечественной войны, в военные годы получают дальнейшее развитие в жизни школы. Общественно полезный производительный труд школьников в новых условиях приобретает невиданный размах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)