Система образования во второй половине XVIII начале XIX века

Следующим этапом развития образования стала школьная реформа Екатерины II. В 1786 г. был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Было создано два типа народных училищ: «главные» (4 кл.) в губернских городах, и «малые» (2 кл.) в уездных.

В малых народных училищах изучали чтение, письмо, грамматику, арифметику, чистописание. Такие училища были открыты в Верхотурье, Екатеринбурге, Ирбите, Кунгуре, Шадринске, Тюмени; с 1790 г. в Сарапуле, Котельниче и Нолинске. В них обучали чтению, арифметике, чистописанию. Для народных училищ впервые были разработаны учебные пособия, внедрялась поурочная система обучения.

В главных народных училищах помимо русского языка изучали один из иностранных языков, латынь, географию, русскую и всеобщую историю, геометрию, естествознание. На Урале было открыто три главных училища: в Перми, Вятке, Уфе. «Главные» училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 г. Этот день можно считать днём рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С этой целью в 1783 г. в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария – прообраз педагогического института. До конца XVIII в. в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 г. в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая методику и воспитательную работу. По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя.

Обязанность содержания новых училищ возлагалась на местные органы власти. Для этого не выделялось никаких средств. Да и охотников учиться было немного. Основную массу учащихся составляли дети купцов, мещан, солдат, которые не считали нужным оканчивать обучение. В малых городах потребность в образовании ощущалась ещё слабее, содержание школ зависело от щедрости городских дум. Количество школ постоянно сокращалось. В 1790 г. обыватели ряда городов центра России подали губернским властям почти одинаковые заявления: «Купецких и мещанских детей в школах не состоит, да и впредь к изучению в училище отдавать детей мы не намерены. Того ради содержать училища желания нашего
не состоит, и мы не видим для себя от них пользы».

Школьная реформа 1780-х гг. была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было потребности в образовании у широких слоёв населения. Решение всех этих  задач было делом следующего столетия.

Училища массово закрывались. В 1800 г. в 315 народных училищах России обучались 19 915 чел. В духовных школах в 1807 г. – 24 167 чел.

Иными словами, один школьник приходился на 800 чел. населения. Екатерининская реформа не была доведена до конца, но тем не менее она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 % девочек. К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т. е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, ещё в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощён в жизнь. Результаты школьной реформы Екатерины II отражены в табл. 1.

Система образования во второй половине XVIII ‒ начале XIX века

Школьная реформа, проводимая во второй половине XVIII в., способствовала расширению сети учебных заведений, но отрицательно сказалась на системе горнотехнического образования, которая сложилась на Урале. Так, Екатеринбургская горная школа была преобразована в малое народное училище, главного училища уездному городу не полагалось. Теперь учебные заведения существовали за счёт благотворительности, что привело к сокращению материальной базы школ и численности учащихся.

К началу XIX в. в России становятся явными изменения, обусловленные растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – всё это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени.

Интересно
По данным 1797 г., процент грамотного населения был очень низким: 9,2 % в городе и всего 2,7 % в селе. И этот показатель становится ещё более удручающим, если учитывать, что только 4 % жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX в. грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком). Это очень низкий критерий грамотности.

В 1782 г. императрицей Екатериной была назначена «Комиссия по учреждению народных училищ». В результате её деятельности в 1786 г. был разработан «Устав народным училищам Российской империи». Согласно этому уставу открывались малые и главные училища. Это были смешанные школы для девочек и мальчиков, находившиеся вне контроля церкви. Малые училища готовили грамотных людей, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и этикет поведения. За два года обучения в этих училищах изучали чтение, письмо, нумерацию, священную историю, граждановедение, арифметику, чистописание, русскую грамматику, рисование. Училища содержались за счет местных самоуправлений. Главные училища давали более широкую подготовку, в основе которой лежала многопредметность. За пять лет обучения к дисциплинам малого училища добавлялись геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура,география, а для желающих ‒ языки: латинский, татарский, персидский, китайский. Кроме этого, в главных народных училищах можно было получить профессиональное педагогическое образование.

Устав 1786 г. утвердил классно-урочную систему. Учителю вменялось в обязанность работать с целым классом. В школе появилось расписание уроков, классная доска, классный журнал, обучение по единым учебникам, утверждённым для каждого класса. Появилось предметное преподавание, были установлены единые сроки начала и окончания занятий, стали появляться первые учебные планы.

Видно, что уже в начале XVIII в. стала осознаваться необходимость «специального образования», однако во второй половине XVIII столетия стали больше уделять внимание укреплению позиций дворянства.

В России первой половины XIX в., как отмечает Н. Ф. Никольцева, правительство, осуществляя программу развития реального образования, решило пойти дальше, чем предусмотрено «Уставом…» 1828 г., где речь шла об уездных училищах. Так, 3 июня 1836 г. было выпущено Постановление об учреждении отделений реальных училищ при гимназиях и уездных училищ тех городов, где нет университетов, для удовлетворения потребностей мануфактуры промышленности, торговли региона. В тех местах, где есть университеты, следовало организовать публичные лекции. В рамках таких отделений реальных училищ должны были преподаваться следующие дисциплины: практическая химия, черчение, рисование, технология, торговое счетоводство, сельское хозяйство.

Вводя реальные курсы в учебные заведения, правительство преследовало цель усиления сословного разделения учеников. В рескрипте Николая I указывалось на недопущение приёма крепостных крестьян в высшие и средние учебные заведения и обязательность точного соблюдения принципа сословности при приёме в те же учебные заведения. Одним их главных требований времени являлась подготовка профессиональных кадров, которых не хватало во всех отраслях развивающейся экономики.

Централизованной системы учебных заведений реальной направленности не существовало, но примером развития реального (специального) образования можно считать распространение разнообразных учебных заведений по всей Империи. Зачатки этой системы появляются в Санкт-Петербурге ‒ появляются такие учебные заведения, как: Коммерческое училище, Пробирное училище, Горнозаводская школа, Фельдшерские школы и др.

При характеристике обучения в коммерческом училище необходимо воспользоваться «Уставом Петербургского коммерческого училища» от 28 июня 1841 г., где говорится о том, что училище предназначено для детей мещанского и купеческого сословия, детей чиновников для подготовки в сфере коммерции (бухгалтеров, контролёров, счетоводов, приказчиков для торговых, фабричных и заводских контор). Полный курс продолжался семь лет и разделялся на два уровня: приготовительный (4 года) и окончательный (3 года). В рамках приготовительного курса преподавались: Закон Божий, русский язык, священная история, немецкий язык, английский язык, история, французский язык, география и статистика, математика, чистописание, рисование. На уровне окончательного курса помимо перечисленных предметов изучали: законоведение, физику, технологию, бухгалтерию, науку о торговле, товароведение, танцы.

Созданная в 1824 г., горнозаводская школа ставила цель подготовить людей, сведущих в горнозаводской части. В качестве предметов преподавания выступали: Закон Божий, география, история, русский язык, иностранные языки, математические науки, горные науки.

Как следует из положения о фельдшерской школе при Обуховской больнице от 13 июня 1831 г., эта школа создана для снабжения больниц сведущими людьми в фельдшерском деле. Школа предназначена для сирот, детей мещан и других свободных сословий, детей фельдшеров в возрасте 12‒16 лет.

Преподавались следующие дисциплины: черчение; чистописание (латинское и российское); Закон Божий, грамматика (латинская и российская); арифметика, «общие понятия анатомии» (вскрытие мёртвых тел); «Основы веществословия» (ботаника, употребление лекарственных трав, написание рецептов, приготовление лекарств); «общие понятия хирургии» (накладывание повязок, кровопускание, извлечение зубов, костоправство, оказание помощи при возвращении к жизни утопших, угоревших, замерших, отравленных, пораженных молнией и т. д.). Теоретические занятия сочетались с практическими.

В 1842 г. было основано Петербургское Пробирное училище для подготовки квалифицированных пробирщиков в горное ведомство, которые со временем смогут занять место «пробирьера» ‒ мастера, производящего сплав металла, испытывающего предъявляемые изделия, осуществляющего расчёты, взыскивающего пошлину. В училище принимались казённые воспитанники не моложе 15 лет и вольнослушатели.

Поступление в эти школы и училища было строго регламентировано сословными рамками. Создавались они для детей низшего сословия, строго ограничивая круг их занятий.

Окончание школ давало профессию, но не давало возможности продолжить своё образование. Начиная с 1850-х гг. задачами гимназии выступали подготовка к университету и подготовка к службе. Стимулом развития образования послужило разрешение открывать частные учебные заведения, не ограничивая их число, что выразилось в активизации общественной инициативы в делах просвещения.

Правительственная инициатива по обеспечению промышленности квалифицированными кадрами выразилась в создании реальных училищ, но в целом оно преследовало цели сословного принципа в образовании, пытаясь оградить рабочее население от среднего и высшего образования.

Реальные училища не могли полностью обеспечить запросы промышленности, которая требовала не только решения технической стороны производства, но и решения проблемы качественной подготовки квалифицированных кадров, управляющего состава для технических предприятий страны; поэтому значительную роль в развитии технического образования сыграли общественные организации и частные учебные заведения, которые в своей деятельности пытались сочетать требования местных и государственных условий промышленности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)