Реформы Петра I

Еще задолго до появления педагогических теорий в многовековой практике трудовому воспитанию молодёжи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки, умения, трудолюбие находились на одном из первых мест.

При утверждении феодальных отношений морально-этические нормы приобретают классовый характер. Господствующий класс относился к труду, особенно физическому, всё с большим презрением, рассматривая его как удел простого народа. Однако труд оставался жизненной потребностью для большинства населения, что вызывало необходимость формировать у молодого поколения положительное к нему отношение, а также вырабатывать определенное количество практических умений.

Осуществлялся этот процесс в основном в семье. Народная педагогика рассматривала труд и трудовое воспитание не только как необходимое условие подготовки к практической деятельности, но и как средство общего физического и духовного развития молодого поколения. У восточных славян передача профессиональных навыков и умений пошла по пути «братчин» ‒ товариществ, объединяющих людей одной профессии. Здесь готовили молодёжь к определённому ремеслу. Кстати, такая же «цеховая» система была и в западных странах. Её существование протянулось с IV до XVIII в. и исторически отразилось в названиях кварталов городов.

Торгово-ремесленные поселения-слободы вырастали вокруг городов, которых в России в середине XVII в. уже насчитывалось 254.

Переход к мануфактурному периоду вызвал появление крупных предприятий с новой организацией труда, с механизмами, работавшими на водной энергии. Эти объективные процессы вызвали необходимость кроме трудового обучения давать молодым людям элементарные общеобразовательные и профессиональные знания, умения и навыки. Для постройки церквей и зданий требовались знания геометрии, математики, умения изготовить строительный кирпич, раствор, известковый грунт для настенной живописи, знание приёмов строительной техники. В кузнечном деле, в литье пушек, судостроении и текстильном производстве ‒ везде необходимы были грамотные, трудолюбивые люди, знакомые с различными ремеслами.

Интересно
Конец XVII ‒ начало XVIII в. – время петровских реформ, коренным образом преобразовавших Россию. Для осуществления преобразований требовалось большое число грамотных чиновников, офицеров, технических специалистов, учёных, педагогов. Всё это вызвало необходимость коренных реформ в сфере образования, а по существу, создания системы образования. В новых условиях существовавшего домашнего воспитания с монополией церковной педагогической мысли было явно недостаточно. К концу XVII в. Россия (в отличие от Запада, где уже сформировались сравнительно развитые школьные структуры) не располагала системой регулярных учебных заведений. В первой половине XVIII в. такая система начала создаваться. Появилась и особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.

В России реформы образования начались с создания системы высшего образования. Были намечены два пути изменения образования.

Первый – переориентация церковных образовательных учреждений. Еще в конце XVII в. в Москве было основано новое учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия (рис. 1). Преподавание в ней велось на трёх языках. Преподавались гражданские и духовные науки: грамматика, риторика, физика, философия, юриспруденция и др. Петр I полагал, что славяно-греко латинская академия должна готовить не только священников, но и чиновников, докторов офицеров и прочих.

Начало XVIII столетия – время петровских реформ – ознаменовало новый этап в жизни Академии: возросло число учащихся (со 150 до 600) и их наставников, увеличилась библиотека. В 1701 г. Петр I придал школе статус государственной академии. Преподавателей в Академию приглашали из Киева и Львова, т. к. они были знакомы с практикой западно-европейского образования. Основным языком обучения стала латынь, и академия получила название славяно-латинской. По характеру образования академия приближалась к западно-европейским университетам, выпуская не только богословов, но
и специалистов для государственной службы – переводчиков, медиков.

Реформы Петра I

Многие учащиеся не доучивались до старших классов, уходили с первого же года обучения в другие школы – математические, инженерные, медицинские, так как знали латинский язык. Учеников из «подлых» (самых бедных) слоёв населения отсылали за границу, чтобы «учиться языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции.

Академия стала известна в Европе, а не только в России. В ней стали обучаться иностранцы (по разрешению Синода с 1721 г.), которые были приравнены к русским учащимся. В 1708 и 1710 гг. были изданы два указа, предписывавшие детям духовенства учиться в «школах греческих и латинских». Только окончив их, они могли рассчитывать на получение духовного чина. Но дети священников неохотно шли в обучение, и с 1721 Синод потребовал брать со священников расписки («поручные записи»), что их дети доучатся в Академии и «науки окончат».

Дворяне в XVIII в. не слишком жаловали Академию, т. к. в ней училось много простонародья. В. Н. Татищев писал об Академии, что «в оной много подлости», то есть бедноты.

В 1729 г. половину учащихся составляли солдатские дети. Многие ученики из простого народа подрабатывали, чтобы прокормиться. Такова была участь и М. В. Ломоносова, имевшего один алтын стипендии в день: «нельзя было иметь пропитания больше, чем на одну денежку хлеба и на одну денежку кваса, а прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет наук не оставил». После учебы дети крестьян должны были возвращаться к своим хозяевам-помещикам, а с 1727 г. «детей солдатских и крестьянских» запрещено было вовсе принимать в Академию. В начале своего существования Академия, хотя и находилась в ведении церкви и ей подчинялась, была не вполне и не только духовным заведением. Она готовила, главным образом, переводчиков (Фёдор Поликарпов, Николай Семёнов, Иван Ильинский и др.); работников типографий – «справщиков» (от слова «справить», т. е. отредактировать), преподавателей, причём не только для России, но и для других славянских стран.

Другой путь изменения образования – учреждение государственных светских школ. Первоначально Петром I был введён обычай посылать за границу молодых дворян для обучения корабельному мануфактурному делу, военным наукам.Десятки молодых дворян, а также купцов и даже крестьян, успешно осваивали заморские науки. Для образования молодых дворян был основан ряд высших школ, предназначенных для подготовки дворянских детей к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышленностью и торговлей. В Москве была открыта математическая школа (1700) под руководством астронома и географа Якова Виллимовича Брюса. В ней обучались наряду с дворянами и дети низших сословий. Она имела две ступени: нижнюю, или русскую, с обучением письму, чтению, счёту и верхнюю, где изучали арифметику, географию, тригонометрию, черчение.

Образовательная реформа Петра I имела ряд отличителных особенностей. В связи с необходимостью удовлетворения хозяйственных и военных нужд государства в специалистах создавались различные профессиональные школы. Образование при Петре I носило профессиональный характер. Главное место в программах школ занимали специальные предметы:
математика, навигация, инженерия, медицина и др. В начале XVIII в. в России появляются государственные школы различных типов. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили моряков, строителей, мастеровых, писарей и т. д., но и давали общее образование: родной язык, иностранный язык, арифметика, политика, философия и т. д.

Интересно
По преимуществу создавались дворянские школы, но сословный характер нередко нарушался. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была Школа математических и навигацких наук в Москве в Сухаревой башне (1701). Директором школы назначили профессора Г. Фарварсона (Англия). В учебную программу входили арифметика, география, астрономия, начальных класса, где учили читать, писать, считать. В школе обучались до 500 чел. Возраст учащихся колебался от 12 до 20 лет.

Готовили моряков, инженеров, архитекторов, служилых людей. Ученики получали деньги на питание, жили при школе или в наёмных квартирах. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь. В школу математических наук был приглашён Леонтий Фёдорович Магницкий (1669–1739). Он возглавил эту школу. Им был создан учебник прикладного характера «Арифметика». По этому учебнику шло освоение алгебраических, логарифмических действий.

Обучение шло последовательно от простого к сложному и было связано с профессиональной деятельностью: фортификация, корабельное дело и пр.; широко использовались наглядные пособия. Была введена система наказаний. В школе из числа «лучших учеников» выделяли «десятских», которые следили за поведением своих товарищей. Учились здесь и дети низших сословий. В 1715 г. старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург.

На этой базе была организована Морская академия – военно-учебное заведение, где готовили к морской службе. В 1707 г. в Москве при военном госпитале была создана Химическая школа. По образцу навигационной школы в Москве в 1712 г. были открыты ещё две школы ‒ инженерная и артиллерийская.

Для обучения детей солдат и матросов создавались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству кораблей. Первая такая школа была создана в 1698 г.

По Указу царя с 1721 г. в каждом полку были организованы гарнизонные школы с обязательным обучением солдатских детей от 7 до 15 лет. В таких школах изучали чтение, письмо, арифметику, военные упражнения, артиллерийское и инженерное дело, а по склонностям дополнительно пение и ремёсла (слесарное, кузнечное, сапожное, портновское, столярное). Неспособных к ремеслу отдавали в солдаты. Учащиеся распределялись на три класса: младший, средний и старший. Школа готовила унтер-офицеров и младший командный состав для армии и флота, а также мастеровых для их обслуживания.

В Тобольске для подготовки детей служилых людей в 1701 г. была открыта школа, где изучались грамота, арифметика, геометрия, латынь, фортификационное и артиллерийское дело.

Создавались горнозаводские школы, которые готовили квалифицированных рабочих и мастеров (первая из них была открыта в 1716 г. в Карелии). В 1707 г. в Москве при военном госпитале – хирургическая школа для подготовки врачей. Тео-
ретическая подготовка сочеталась в ней с работой в госпитале.

Существовали школы переводчиков. Таким образом, профессиональная направленность была главной особенностью реформы.

Реформы Петра I были направлены на укрепление государственного устройства. Началось строительство фабрик, заводов, городов, развитие промышленности, внешней и внутренней торговли. Экономические и политические преобразования в России требовали большого количества специально обученных людей ‒ профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, государственных служащих, учителей. Это в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения.

Однозначно можно говорить о том, что в России XVIII в. назрела необходимость реформ, в том числе и в области просвещения.

Как отмечает В. Н. Липник, с начала XVIII в. образование становится делом государственным и с уклоном в прикладные науки. С начала XVIII в. Петр I приступил к реформам в области образования, обратив особое внимание на создание светских школ по подготовке необходимых стране специалистов.

С 1721 г. по инициативе В. Н. Татищева (1686–1750) открываются профессиональные горнозаводские школы. В Екатеринбурге на базе основанного В. Н. Татищевым металлургического завода была основана Центральная горнозаводская школа. В ней изучали грамоту, чтение, письмо, арифметику, геометрию, черчение, рисование, Закон Божий, «Гражданство». Помимо общеобразовательных дисциплин изучались основы горного дела теми, кого готовили в мастера (определение руды и её внутреннего содержания, механика, архитектура); остальные по способностям знакомились с обработкой горных пород, с токарным делом, столярным, паяльным или «пробирным» ремеслом. Если же учащиеся не обнаруживали желания к этим ремёслам, то их учили пению по нотам, чтобы они могли петь в церковном хоре.

Целью эти школ была подготовка грамотного мастера и квалифицированного рабочего. До обеда учащиеся ходили в школу, а после проходили практику.

Историки А. И. Пискунов, В. Н. Липник, З. И. Васильева и другие отмечают, что реформы школы Петра I были вызваны политическими и экономическими преобразованиями в стране. Преобладание религиозного содержания в обучении уступает место реальному ‒ практическому. Наряду с профессиональным образованием развивается и общее, которое часто сочетается с профессиональным. Обязательных учебных планов не существовало, как не было и строго установленных сроков обучения. В ходе обучения стремились определить склонности и способности учеников к изучению наук и ремёсел, чтобы затем направлять их на государственную службу.

Путь к карьере детям из дворянских семей открывало профессиональное образование. В то же время условия обучения мало способствовали успехам учеников из-за слабой подготовленности учителей,отсутствия методик преподавания, материальной необеспеченности учащихся из непривилегированных сословий, которых в начальной школе было большинство. Государство стремилось контролировать деятельность школ, содержало их, комплектовало состав учащихся, формировало преподавательский состав, утверждало содержание обучения, определяло требования порядка в учебных заведениях, осуществляла их контроль. Но всё же нельзя говорить о том, что были созданы преемственные уровни образования.

В последующие годы усилился курс на возвышение положения дворянства и строгую сословность в образовании. Для дворян создавались привилегированные учебные заведения: Кадетский корпус в Петербурге (1731), который готовил не только офицеров, но и гражданских чиновников. Корпус имел четыре класса. В младших классах изучали общеобразовательные дисциплины, а в старших ‒ специальные: геральдика, фортификация, юриспруденция, артиллерия и др.

Будущая профессия кадета определялась в выпускном классе. В 1759 г. в Петербурге открыт Пажеский корпус, где изучались языки: французский, немецкий, латинский, а также светские манеры, математика, история, география, фортификация, фехтование. Выпускники корпуса имели преимущественное право служить в гвардии или в специальных войсках.

На рубеже XVI‒XVIII вв. начинается так называемая «промышленная колонизация» Урала. Она была связана со строительством металлургических заводов. По указам Петра I в связи с необходимостью создания мощной армии и флота на Урале развернулось широкомасштабное горнозаводское строительство. В марте 1700 г. на р. Нейве в Верхотурском уезде началось строительство казённого Невьянского завода, почти одновременно на р. Каменке был построен Каменский завод. В 1702–1704 гг. – Алапаевский и Уктусский заводы.

В заводское строительство активно вовлекались частные предприниматели. Указом от 8 марта 1702 г. Невьянский завод был передан тульскому оружейнику Никите Демидову (Антуфьеву) на условиях поставки в казну железа и воинских припасов (пушек, ядер, бомб и др.). Уже в 1716 г. Демидову принадлежали на Урале шесть крупных металлургических заводов – Невьянский, Шуралинский, Быньговский, Верхнетагильский, Нижнелайский железоделательные и Выйский медеплавильный. Дело Никиты Демидова продолжили его сыновья – Акинфий и Никита. К середине XVIII в. им принадлежало на Урале около трёх десятков заводов.

Продолжалось строительство и казенных заводов. На Урал были посланы крупнейшие организаторы металлургического производства – В. Н. Татищев, В. И. Геннин. Для управления горными заводами Урала было создано Сибирское высшее горное начальство (с 1723 г. – Сибирский обер-бергамт).

Сначала резиденцией горного начальника был Уктусский завод. В 1723 г. было завершено строительство самого крупного и передового в Европе завода – Екатеринбургского, и резиденция горного начальника была перенесена в г. Екатеринбург.
Чтобы обеспечить построенные заводы рабочей силой в условиях, когда всё население страны было прикреплено к земле, на Урале использовался крепостной труд. Основную массу работавших как на казённых заводах, так и на частных, составляли «приписные» крестьяне. Государственных крестьян переселяли на Урал, приписывали к заводам, наделяли землёй, а за использование наделом они должны были отрабатывать барщину на заводах – заготовлять руду, жечь уголь, перевозить руду и уголь на заводы.

Их работа носила сезонный характер. Приписные крестьяне составляли основную массу горнозаводского населения. Указ Петра 1 от 1721 г. разрешил владельцам посессионных предприятий покупать крепостных для работы на заводах. Такие рабочие назывались «посессионными». Они получали за работу жалованье, но были прикреплены к заводу, считались его частью. Их можно было продать только вместе с заводом. В XVIII в. на Урале сложился определенный тип организации горно-металлургической промышленности. Её первичной ячейкой был металлургический завод с закреплёнными за ним рудниками, земельными и лесными угодьями – «заводские дачи». Все вместе они составляли особую хозяйственную единицу – горнозаводской округ. Хотя формально территория Урала входила в состав образованных в 1708 г. Сибирской (со столицей в Тобольске) и Казанской губерний, фактически руководство горнозаводскими округами осуществляло Сибирское высшее горное начальство, которое возглавляли по очереди В. Н. Татищев и В. И. Геннин.

На Урале развитие крупной горнозаводской промышленности с особой остротой поставило проблему подготовки квалифицированных кадров в области горного дела и металлургии. Обеспечить заводы кадрами должны были горнозаводские школы.

Интересно
Особую роль в создании профессионального обучения на Урале сыграл Василий Никитич Татищев. Развитие просвещения на Урале и основание первых профессиональных школ связано с его именем. С первых шагов своей деятельности он столкнулся с нехваткой мастеров и вообще квалифицированных специалистов по всем основным горнозаводским профессиям. Мало было даже просто грамотных людей. Необходимо было готовить кадры на месте.

По инициативе Татищева с 1721 г. стали создаваться бесплатные государственные школы, в которые допускались и крестьянские дети. Так, на Уктусском заводе, в марте 1721 г. была открыта одна из трёх первых на Урале горнозаводских школ. Ещё две школы открылись на Алапаевском заводе и в Кунгуре. Учащиеся школ были взяты на казённое жалованье: им выдавалось по полтора пуда ржаной муки в месяц и по рублю в год на одежду и обувь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)