Развитие системы образования в первой половине XIX века

С первых лет XIX в. в России начался новый этап в истории образования. Начало ему положили реформы Александра I. В 1802 г. создаётся Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам».

Согласно этим уставам создавалась единая государственная система руководства учебными заведениями. Основными её принципами были всесословность и преемственность учебных программ.

Народное образование делилось на четыре ступени:

  • приходские училища;
  • уездные училища;
  • гимназии;
  • университеты.

В 1805 г. в стране насчитывалось 6 университетов, 421 гимназия, 405 уездных училищ. Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Кроме того, вся территория России была разделена на шесть учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский (с преподаванием на немецком языке), Виленский (с преподаванием на польском языке), Петербургский, Казанский и Харьковский.

Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своём лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета. Ректор и профессора университета курировали гимназии, которые входили в округ, контролировали работу директора и преподавателей. Соответственно, директор гимназии курировал работу уездных училищ своего округа, а смотритель уездных училищ – деятельность приходских училищ.

Эта система не только действовала в области контроля, но и обеспечивала преемственность учебных программ всех ступеней.

Приходские училища

Срок обучения в них составлял 1 год. Велось обучение детей низших слоёв, в которое входило религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета и подготовка к поступлению в уездное училище. Процесс и система обучения в разных регионах России были, конечно, разными. Но в целом в 686 уездных городах России к 1825 г. было только 1 095 низших учебных заведений. В то же время там находилось 12 179 трактиров и питейных домов.

Программа обучения была ограниченной: закон Божий, чтение, письмо и четыре правила арифметики. Учебников не было, всё заучивалось «с голоса» и «назубок». Соединение в одном классе детей 6–7 лет с юношами 14–15 лет, перегруженность (иногда до 70–80 учеников в одном классе), нерадивость, а иногда и жестокость учителей создавали атмосферу, непригодную для обучения.

Уездные училища

Их состояние было несколько лучше, чем приходских. Здесь изучались закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, всеобщая и русская история, география, начальная физика, естествознание. Срок обучения составлял 2 года. Предназначались для детей мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Учебный план первоначально предусматривал подготовку к поступлению в гимназию. Все предметы вели два учителя. Там были более удобные помещения, более грамотные педагоги и хотя бы минимальное количество учебников. Но и там процветали зубрежка и розги. Педагоги не всегда были профессионально подготовлены. Эти учебные заведения предназначались для купцов, мещан, зажиточных ремесленников.

В 1828 г., после принятия Устава, целью обучения провозглашалась подготовка учащихся к практической деятельности. Преподавали закон Божий, русский язык, священную историю, арифметику, геометрию, географию, историю, чистописание, черчение. Срок обучения стал 3 года. Теперь уездное училище не готовило к поступлению в гимназию. Преемственность учебных планов была нарушена. К 1861 г. на Урале было 26 уездных училищ с числом учащихся свыше 2 тыс. чел.

Губернские гимназии

Учебный план гимназии был разносторонним и обширным. В приоритете общественные науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вёл один из восьми учителей.

Даже простое перечисление предметов даёт представление о широте гимназической программы:

  • математический цикл (алгебра, физика, тригонометрия, геометрия);
  • изящные искусства (словесность, то есть литература, эстетика, теория поэзии);
  • естественная история (ботаника, минералогия, зоология);
  • иностранные языки (латинский, французский, немецкий);
  • цикл наук философских (этика);
  • экономические науки (статистика общая и государства Российского, коммерческая теория);
  • история и география;
  • музыка, танцы, гимнастика.

Недельный учебный план состоял из 30 учебных часов. Учебный день: с 8 до 12 и с 14 до 16 ч. В среду и субботу
занятия длились с 8 до 11 ч.

Для надзора за учащимися учреждались должности классных надзирателей, которые должны были следить за поведением гимназистов в урочное и внеурочное время. Телесные наказания существовали и в гимназиях. Несмотря на то, что образование формально было бессословным, в них обучались преимущественно дети дворян и чиновников.

Наряду с новыми учебными заведениями сохранялись и народные училища (табл. 2). В начале XIX в. главное народное училище открылось в Оренбурге, малые народные училища существовали в Уфе, Бирске, Бугуруслане, Челябинске, Троицке, Бузулуке.

Развитие системы образования в первой половине XIX века

При Николае I (1825–1855) образование принимает более замкнутый, сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. был принят школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

  • для детей низших сословий – одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»);
  • для средних сословий, то есть мещан и купцов – трёхклассные училища (геометрия, география, история);
  • для детей дворян и чиновников – семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

Кроме государственных учебных заведений в России было развито частное образование (частные пансионы). Пансионы делились на три разряда в зависимости от учебной программы: программа пансионов I разряда соответствовала программе гимназий, II – уездным училищам, III – приходским.

В пансионах I разряда обучались преимущественно дети состоятельных дворян. В них большое внимание обращали на обучение французскому и немецкому языкам, танцам, хорошим манерам, музыке, фехтованию.

Пансионы II разряда пользовались популярностью среди купечества, состоятельного мещанства. Учебная программа пансионов II разряда включала в основном общеобразовательные предметы: математику, историю, географию, химию, физику и какой- либо иностранный язык. В пансионах III разряда учились дети бедных дворян, мелких торговцев и даже зажиточных казённых крестьян.

Программы лучших женских пансионов приближались к учебной программе институтов благородных девиц. В программе: закон Божий, русский, немецкий и французский языки, арифметика, история, география, рисование, музыка, танцы, рукоделие. В немногих столичных пансионах добавлялись мифология, эстетика, естественная история. Плата за обучение в женском пансионе была выше, чем в мужском.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)