Развитие системы образования после отмены крепостного права

Резкий толчок развитию народного образования дала отмена крепостного права (1861) и последовавшая за ней серия буржуазных реформ, главным образом земская (1864). Были созданы всесословные выборные органы местного самоуправления – земства.

Прогрессивные педагоги и деятели народного образования России периода капиталистического развития (60–90-е гг. XIX в.) последовательно создавали сокровищницу отечественной профессиональной школы. Вот краткое перечисление их трудов, дающее представление о направлениях разработок.

Николай Платонович Огарев (1813–1877) разрабатывал основы народных земледельческих училищ. Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868) был сторонником реального образования, о чём писал в своей книге «Школа и жизнь».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) рассматривал труд как важнейшее средство воспитания, его статья «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) стала вехой в деле подготовки рабочих кадров. Николай Александрович Корф (1834–1883) разрабатывал концепцию педагогически-ремесленных мастерских при элементарной школе.

Евгений Николаевич Андреев (1829–1889) в работе «Правильная постановка, общественное значение и экономическая сторона технического образования» заложил основы многих современных программ и уставов учебных заведений. Иван Алексеевич Вышнеградский (1831–1895) в 1884 г. составил «Общий нормальный план промышленного образования в России» – первый документ, довольно полно определивший исходные положения создания системы профессионально-технического образования. Среди тех, кто разрабатывал основные вопросы трудового воспитания и профессионального образования, Карл Юрьевич Цируль (1857–1924), преподаватель труда и методики трудового обучения в Петербургском учительском институте (а затем в институте имени А. И. Герцена).

Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) ‒ один из теоретиков анархизма, он занимался различными науками, излагал в своих статьях взгляд на проблемы соединения умственного труда с физическим и общего образования с трудовым и физическим воспитанием.

В их задачи входило развитие медицинского, ветеринарного обслуживания населения, строительство дорог, распространение агрономических знаний, ведение статистики, а также развитие начального образования. На финансирование этих мероприятий с населения собирался специальный земский сбор.

В 60-е гг. XIX в. были приняты положения о начальных народных училищах, о женских училищах, устав гимназий и прогимназий, развёрнута подготовка учительских кадров.

В 1864 г. было принято «Положение о начальных народных училищах». Основными принципами этого положения были общедоступность начальной школы, бесплатность и преподавание на родном языке. Школы были всесословными; совместно обучались мальчики и девочки. Основными типами начальной школы в России были земские и церковно-приходские школы. Первые содержались за счёт земств, вторые за счёт соответствующих епархий. Но надзор за учебной частью, за содержанием учебных программ, за качеством образования осуществлялся Министерством народного просвещения.

Земская школа (полное официальное название – одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) – самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х гг. по 1917 г.

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 гг. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX в. постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями – так называемая двухкомплектная школа.

Интересно
В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8–12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения – директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства. Для помощи бедным учащимся земства открывали общежития, выдавали одежду и обувь, организовывали бесплатные горячие завтраки.

В то же время для горнозаводского населения создание земств имело и негативные последствия. После отмены крепостного права отношение заводовладельцев к объектам социальной инфраструктуры кардинально изменилось. Лишившись крепостной рабочей силы, они больше не считали себя обязанными нести расходы на содержание школ, больниц, перекладывали эту обязанность на плечи земств. К тому же содержание этих объектов вело к удорожанию продукции заводов, снижало её конкурентоспособность. В результате этого количество школ резко сократилось.

С 1875 г. согласно положению от 31 мая 1872 г. началось преобразование уездных училищ в городские училища, что произошло по инициативе графа Д. А. Толстого в бытность его министром народного просвещения. Министр был поражён тем, что многие гимназисты оставляли обучение, не окончив курса. Было решено создать особые учебные заведения с курсом более коротким и лёгким, чем курс гимназий и реальных училищ. Одновременно с положением о городских училищах было утверждено положение об учительских институтах и решено постепенно преобразовывать уездные училища в городские «по мере приготовления в учительских институтах учителей в оные».

Это преобразование происходило медленно – в течение 10 лет из 402 уездных училищ, подлежавших преобразованию в городские, были преобразованы лишь 184. К 1899 г. в Российской империи осталось 111 уездных училищ. Городские училища разделялись на одно-, двух-, трёх- и четырёхклассные, что определялось количеством денежных средств, отпускаемых городскими думами на содержание училищ.

Учебный курс городских училищ включал:

  • Закон Божий;
  • чтение и письмо;
  • русский язык и церковно-славянское чтение с переводом на русский язык;
  • арифметику,
  • практическую геометрию;
  • географию и историю отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии;
  • сведения из естественной истории и физики;
  • черчение и рисование;
  • пение;
  • гимнастику.

С разрешения Министерства народного просвещения, могли быть преподаваемы и другие предметы (дополнительные).
Прохождение курса уездного или городского училища было обязательным условием для производства канцелярских служителей в первый классный чин коллежского регистратора. Обучение в городских училищах было платным.

Реформы 60–70-х гг. XIX в. положили начало созданию системы женского среднего образования. В 1860 г. вышло «Положение о женских училищах». Женщины получали среднее образование в женских гимназиях Министерства народного просвещения и ведомства учреждений императрицы Марии, в институтах того же ведомства и в женских епархиальных училищах, находящихся в ведении святейшего Синода и предназначенных в основном для дочерей духовенства. В министерских гимназиях девочки обучались 8 лет (8-й класс был педагогическим), в учебных заведениях ведомства императрицы Марии – 7 лет, в епархиальных училищах – 6–7 лет. В 1894 г. в стране существовали 161 женская гимназия, 176 прогимназий министерских, 30 гимназий, 31 институт мариинских, 51 женское епархиальное училище. В 1860-е гг. были открыты шестиклассные женские училища в Вятке, Перми, Уфе, Екатеринбурге. В 1870 г. они были преобразованы в прогимназии и гимназии. К 1905 г. на Урале существовали 22 женских гимназии.

Велика была потребность в высшем женском образовании.

В апреле 1876 г. было принято «Положение», по которому Министерству просвещения предоставлялось право учреждать в университетских городах высшие женские курсы, и 20 сентября 1878 г. состоялось открытие Высших женских курсов, получивших вскоре неофициальное название «Бестужевских». К сожалению, вопрос о высшем образовании для женщин оставался нерешенным. Те немногочисленные высшие женские курсы, которые существовали в России в XIX в. (кроме Бестужевских Лубянские и курсы Герье в Москве, высшие женские курсы в Киеве и Казани), не могли удовлетворить растущие потребности. Кроме того, эти курсы, будучи согласно Положениям 1876 и 1889 гг. частными учебными заведениями, не могли дать окончившим их права поступления на государственную службу.

Среднее образование давалось и в духовных семинариях. Наряду с общим средним образованием, существовали и средние специальные учебные заведения. Их было сравнительно немного, они принадлежали к разным ведомствам, не имели единых программ. В 1896 г. было принято «Положение о коммерческих училищах», по которому все учебные заведения этой группы стали делиться на четыре типа: торговые классы, курсы коммерческих знаний, торговые школы и коммерческие училища. Первые два типа предназначались для взрослых, последние – для детей. Торговые школы являлись профессиональными начальными учебными заведениями с 3-летним сроком обучения. Коммерческие училища, срок обучения, в которых был определён семью годами, являлись одновременно общеобразовательными и профессиональными средними учебными заведениями.

После 1896 г. количество средних специальных учебных заведений в России резко возросло; так, в 1905 г. их насчитывалось до 200, а к 1911 г. стало уже более 300. Основной причиной их роста была не ведомственная принадлежность (в 1986 г. училища от МНП переходят в Министерство финансов, в 1905 г. их передают в Mинистерство торговли и промышленности), а насущная потребность экономической сферы в специалистах. Например, в 1909 г. только в г. Уфе функционировало 9 банков, 7 различных касс и 21 страховое агентство. К этому надо прибавить сеть магазинов и другие торговые, а также промышленные предприятия, которые, безусловно, испытывали нужду в подготовленных кадрах.

Во второй половине XIX в. появилась необходимость подготовки специалистов с техническим образованием. В 60-е гг. XIX в. Открывается ряд высших технических учебных заведений: Петербургский технологический институт (1862), Горный институт (1866), Московское высшее техническое училище (1868) и др.

Были открыты и новые высшие технические учебные заведения, их количество возросло с 7 почти до 60. К середине XIX в. в России было уже 6 университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский. Во второй половине века к ним добавились Новороссийский в Одессе (1864), Варшавский (1869) и Томский (1888) – первый университет за Уралом. Университеты являлись крупнейшими научными и учебными центрами страны. Они готовили преподавателей для средней и высшей школы, врачей, учёных. Университеты являлись средоточием научной мысли, получили широкую известность благодаря выдающимся учёным-профессорам.

Интересно
В Московском университете ими были историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьёв; в Петербургском – математики П. Л. Чебышев, В. Я. Буняковский, физик Э. Х. Ленц, зоолог С. М. Куторга; в Казанском – математик Н. И. Лобачевский, химик Н. Н. Зинин. Кроме научной и учебной работы университетские учёные консультировали народнохозяйственные вопросы, являясь членами различных комитетов и комиссий, вели просветительскую работу, читали публичные лекции и т. п. Срок обучения в университетах был увеличен до 5 лет. Основную массу студенчества второй половины XIX в. составляли разночинцы, имущественное положение которых было недостаточным.

Плата за обучение неуклонно возрастала. Если в 1860–1870-х гг. студенты столичных университетов вносили в год 50 р., а провинциальных – 20 р., то по уставу 1884 г. плата была повышена до 60 р., а после 1887 г. (то есть после покушения на Александра III 1 марта 1887 г.) плата возросла до 100 р. в год. Государственными стипендиями пользовались не более 15 % студентов каждого факультета. Жилищные условия для большинства студентов были тяжёлыми: они селились в бедных кварталах, в комнатах подешевле.

Несмотря на определённые трудности, университетское образование развивалось. К концу XIX в. Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки ‒ химии, физики, естествознания, математики. В эти достижения значительнейший вклад был сделан университетскими учёными Д. И. Менделеевым, А. Г. Столетовым, И. И. Сеченовым, А. А. Марковым и др.

Период с 1888 г. характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования.

Утверждённые в 1888 г., во времена правления Александра ІІІ, «Основные положения о промышленных училищах» на законодательном уровне установили единую систему разрозненных ранее профессионально-технических учебных заведений.

С этого времени профтехучилища начали подразделять по трём типам:

  • средние технические училища – готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий
  • низшие технические училища – подготавливали рабочих для определённой сферы производства;
  • ремесленные училища ‒ обучали определённому ремеслу, чаще всего связанному с бытом населения.

В этот период в содержании профессионального образования появились планы, которые определяли основные пути подготовки квалифицированных техников, мастеров и рабочих. И главное место в этих планах занимали специальные предметы. Одновременно с этим правительство России не только разрешило, но и способствовало созданию различных обществ, ставивших своей целью содействие экономическому развитию России: Московское общество распространения технических знаний, Русское техническое общество, общество содействия кустарно-ремесленного образования и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)