Виды социально-психологических причин преступности

  1. Правовой нигилизм. Отрицание многими гражданами необходимости существования правовых норм, низкий уровень правосознания и знаний о существующих видах юридической ответственности, минимальный уровень солидарности с уголовно-правовыми запретами порождают появление стереотипов несправедливого применения уголовной ответственности и наказания. Это обуславливает и оправданность гражданами ряда криминальных поступков, причем некоторые из них становятся оправданными, социально допустимыми и даже одобряемыми.
  2. Негативное влияние микрогрупп и окружения. Крайне негативно влияет пропаганда суперменства, жестокости, ненависти к окружающим, отношение к насилию как к нормальному поведению. Кроме того, групповое влияние вселяет чувство силы и вседозволенности.
  3. Криминальная субкультура.
  4. Макропроцессы часто порождают появление маргинальных групп (групп с маргинальной окраской). Во-первых, данные группы могут включать в себя лиц, которые совершают преступления на почве мести, ссоры, «сведения счетов», с целью сокрытия или облегчения совершения преступлений; к таким лицам следует отнести социально неустойчивых граждан, не работающих и не желающих работать граждан, наркоманов, лиц без определенного места жительства. Во-вторых, такие группы могут образовывать люди, которые вынуждены приобщаться и приспосабливаться к жизни через девиантное, в том числе и преступное, поведение из-за своей невостребованности вобществе. Например, большинство киллеров – это бывшие военнослужащие, сотрудники спецслужб, спортсмены, которые не смогли адаптироваться к жизни.
  5. Формирование псевдокультурных мотивов. К таким группам следует отнести «панков», «фанатов», «афганцев» и т.д. Кроме того, стоит указать и на группы, преследующие человеконенавистническую идеологию: «сатинисты», «сектанты», «дети дьявола». Так, большую часть убийств данные группы совершают для реализации существующих ритуалов, например жертвоприношения.
  6. Появление многочисленных пространственно-временных образований (серые зоны). Цель существования данных образований заключается в своеобразном способе выживания путем адаптирования к ухудшающимся условиям жизнедеятельности. Данные образования характеризуются деформированной организацией социальной власти и нормативной системой. Девиантное поведение лиц, включенных в пространственно-временные образования, становится социальной нормой. В таких группах обычно концентрируются лица с преступным прошлым и эксплуатируется дешевая рабочая сила. Часто представители данных образований совершают убийства, преследуя «оборонительный характер» при «защите сфер влияния» (общежитий, танцплощадок, кафе), при «крышевании» (проституток, попрошаек), а также на местных «стрелках» и «разборках» (улица на улицу).
  7. Конфликты на семейно-бытовой почве. Особенность данной причины определяется тем, что мотивационный аспект бытовых преступлений формируется в условиях нарастающего конфликта с ближайшим микросоциальным окружением, которое включает в себя семейно-бытовые отношения, коммунально-бытовые и производственно-бытовые отношения. Мотивообразующими выступают психофизиологические состояния: неприязнь, ревность, антипатия, несовместимость интересов, усугубляемые необходимостью постоянного личного общения в сфере семейных, бытовых и досуговых отношений.
  8. Разрушение социальных институтов. Кризис института семьи. Отчуждение личности от семьи (и, как следствие, ее участие в преступной деятельности) связано с кризисом этого социального института в современный период, с тем, что современная семья уже не в полной мере выполняет указанные выше функции. Это приводят к заметному снижению антикриминогенного потенциала семьи в том смысле, что семья либо не дает положительный эмоциональный комфорт личности, либо является источником постоянно усиливающихся негативных эмоций. Кризис школы (несовершенство обучающих программ, недостаточная материальная база школ, большая наполняемость ученических классов, формализм воспитательного процесса детей и т.д.), неправильная педагогическая позиция учителей и администрации школы по отношению к подросткам, склонным нарушать социальные нормы, трудным подросткам. Кризис трудовых коллективов и общественных формирований.
  9. Деформация воспитания: формальный подход, отсутствие программ, разрыв обучения и воспитания.
  10. Кризис в досуговой сфере и неформальная среда общения, воздействие негативных факторов улицы. Досуговая сфера в силу целого ряда причин также может быть сферой, которая либо формирует отчуждение личности от общества, либо оказывает на нее отрицательное воздействие.

Отчуждение может быть вызвано либо тем, что полноценное проведение досуга часто требует определенных материальных средств, которых у многих людей просто нет, либо в силу того, что мест досуга для подростков и молодежи может просто не хватать, особенно на окраинах городов и в периферийных городах, либо досуговые учреждения для подростков не свободны от тех же самых недостатков, что и образовательные учреждения в целом.

Неформальная среда общения в настоящее время также не обладает антикриминогенным потенциалом. Напротив, в обществе созданы необходимые условия для постоянного воспроизводства маргинальной микросреды, в которой существуют культ праздного времяпровождения досуга и культ получения биологических удовольствий. Такая среда идеальна для появления в ней постоянных потребителей наркотических средств, а следовательно, для преступного оборота последних.

Искажение профессиональной деятельности в трудовых коллективах образовательных и иных учреждений проводит к недостаткам в осуществлении надзора за ремонтом и выпуском в эксплуатацию транспортных средств, формирует слабые знания правил дорожного движения, безопасности и различных инструкций.

Корпоративные условия работы и цели своей деятельности приводят к невыполнению элементарных правил эксплуатации транспорт (например, во время полета, из-за экономии всего), а также к снижению уровня и качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Психологические (индивидуальные) причины преступности указывают на взаимодействие личности преступника с конкретной ситуацией совершения преступления. Причиной конкретного (психологической) преступления является криминогенная мотивация, заключающаяся в антиобщественных свойствах личности и являющаяся основным источником ее криминальной активности, которая при взаимодействии с конкретными обстоятельствами формирует преступное поведение.

Среди данных обстоятельств выделяются следующие. Первое – жизненная ситуация.
Жизненная ситуация обуславливает образ жизни лица, определяет возможность выбора варианта поведения и степень готовности человека действовать определенным образом. Нередко на формирование жизненной ситуации влияет такое свойство, как опасность.


Второе – конфликтная ситуация, которая создает серьезные разногласия и противоречия. Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт, при котором происходит столкновение интересов участников конфликта, разрешаемый в большей степени криминальными средствами. Третье – криминогенная ситуация.

Криминогенная ситуация объективно способствует совершению преступления, поскольку включает в себя провоцирующие моменты, а также оказывает влияние на изменение преступной мотивации различных групп (например, при изнасиловании это может быть доказательство мужской силы и смелости).

Кроме того, на формирование психологических (индивидуальных) причин преступности могут влиять:

  • повышенная виктимность населения. Например, при убийстве, в предкриминальной ситуации, то есть до совершения убийства, фактор «жертвы» нередко становится единственным источником формирования преступной мотивации;
  • неправильная оценка допустимости преступных действий. При формировании преступной мотивации на совершение преступлений может наблюдаться сознательное заблуждение виновного в понятиях преступного и непреступного (дозволенного и запрещенного), о неконкретности наступления преступных последствий, ошибки в личности потерпевшего от преступных действий. В основном данная причина обуславливает формирование внезапно возникшего умысла на совершение преступления, а также имеет место при совершении преступлений при смягчающих обстоятельствах: убийство при превышении необходимой обороны и превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление;
  • «профессиональные монизмы», которые наибольшую распространенность получают среди таких профессий, как летчики и врачи. Они также оказывают частичное влияние на формирование причинного комплекса.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)