Предупреждение преступлений против общественной безопасности

Под преступностью в сфере общественной безопасности следует понимать уголовно-правовое, общественно опасное, относительно массовое явление, существующее в конкретный промежуток времени на определенной территории, состоящее из преступных посягательств на нормальное функционирование основных общественных и государственных институтов, нормальную жизнедеятельность всех членов общества, а также конкретных лиц, совершающих данные деяния.

Преступные посягательства на общественную безопасность охватывают значительное количество предусмотренных законодательством уголовно наказуемых деяний, которые могут быть выделены в четыре основные группы:

  1. Преступления, непосредственно посягающие на общественную безопасность: террористический акт (ст. 205 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), организация террористического сообщества или участие в нем (ст. 205.4 УК РФ), организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ); организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), пиратство (ст. 227 УК РФ).
  2. Преступления, посягающие на общественный порядок как составную часть общественной безопасности: массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), вандализм (ст. 214 УК РФ).
  3. Преступления, причиняющие ущерб общественной безопасности в результате нарушения специальных правил безопасности при производстве различного рода работ: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК РФ), приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК РФ), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ), нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ).
  4. Преступления, связанные с нарушениями правил обращения с общеопасными предметами: нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ), незаконное обращение с радиоактивным материалами (ст. 220), хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221 УК РФ), незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК РФ), незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК РФ), ненадлежащее использование обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ), контрабанда сильнодействующих средств (ст. 226.1 УК РФ).

Преступным последствиям данной преступности, помимо причинения вреда отношениям общей безопасности, в равной степени опасности подвержены и ряд других ценностей, которые могут пострадать в результате посягательства на общественную безопасность:

  • преступные последствия могут представлять угрозу посягательства на самое ценное благо человека – его жизнь и здоровье;
  • совершаемое преступление создает опасность неопределенному кругу лиц;
  • преступные последствия могут выражаться в крупномасштабной угрозе материальным ценностям и другим интересам.

Удельный вес преступлений в сфере общественной безопасности в общем массиве преступлений составляет более 10%. В структуре преступности в сфере общественной безопасности минимальное количество преступлений совершается террористической направленности. Особую тревогу в преступности в сфере общественной безопасности представляет незаконный оборот оружия.

К общесоциальным детерминантам в самом общем виде можно отнести:

  • ориентацию значительной части населения на любые, ничем не сдерживающие средства достижения жизненно важных целей;
  • ожесточенную борьбу в экономической и политической сферах;
  • резкое расслоение общества;
  • недостаточное развитие экономики;
  • низкое качество жизни; низкий нравственный уровень;
  • депрессию и тревожность;
  • традиционную агрессивность.

К общесоциальным причинам преступности против общественной безопасности относятся:

  • противоречия общественного развития. Системный кризис, переживаемый в стране с началом радикальных преобразований в экономике, сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий. Изменение форм собственности и связанный с этим интенсивный процесс первоначального накопления капитала привели к резкому имущественному расслоению общества;
  • общий и неконтролируемый рост социальной напряженности. Любая социальная напряженность формирует конфликтные отношения между людьми, приводит к размыванию границ нравственности и морали, а также к обесцениванию общественной безопасности. Следует особо указать и на существенное изменение образа жизни и социального статуса значительной части населения и связанные с этим ожесточение и переориентацию на любые средства достижения целей. К излишней социальной напряженности и криминальной активности также приводит резкое и необоснованное расслоение населения по имущественному признаку и поляризация на богатых и бедных. В этом случае граждане стремятся примитивными и противозаконными способами перераспределить имущество, в том числе и совершая ряд преступлений против общественной безопасности (захват заложников, угоны воздушных судов, бандитизм, вандализм, массовые беспорядки и др.);
  • обострение межнациональных отношений, военные конфликты, политическая нестабильность. Национальные противоречия, а также средства их разрешения (в основном силовыми методами) часто сопровождаются массовым насилием, ослаблением социального контроля, привыканием людей к насилию как образу жизни. Политические, межнациональные и экстремистские настроения порождают отрицательное отношение к представителям других этносов и формируют ксенофобию, то есть неприязнь и ненависть к другим народам. При этом наибольшую неприязнь население испытывает к людям кавказской национальности1. В свою очередь, ксенофобия порождает антиэтническую идеологию под лозунгом «Россия только для русских», а значит, и появление различных группировок (скинхэды, «Люди с патриотическими доспехами», на долю которых приходится больший удельный вес убийств представителей других наций, массовых беспорядков, незаконных вооруженных формирований, бандитизма, захвата заложников);
  • падение нравов и пропаганда культа насилия;
  • высокая концентрация оружия у населения. Анализ ситуации, складывающейся в сфере оборота оружия на территории России, свидетельствует о ее существенном обострении. Нахождение оружия у населения создает благоприятные условия для его использования, в том числе и в преступных целях.

К социально-психологическим причинам преступности в сфере общественной безопасности необходимо отнести:

  • правовой нигилизм. Отрицание многими гражданами необходимости существования правовых норм, низкий уровень правосознания и знаний о существующих видах юридической ответственности, минимальный уровень солидарности с уголовно-правовыми запретами порождают появление стереотипов несправедливого применения уголовной ответственности и наказания. Это обуславливает и оправданность гражданами ряда криминальных поступков, причем некоторые из них становятся оправданными, социально допустимыми и даже одобряемыми;
  • негативное влияние микрогрупп и окружения, к которым лица, совершающие преступления в сфере общественной безопасности, принадлежат или желают принадлежать, а также криминальной субкультуры.
    Макропроцессы часто порождают появление маргинальных групп (групп с маргинальной окраской). Во-первых, данные группы могут включать в себя лиц, которые совершают преступления на почве мести, ссоры, «сведения счетов», с целью сокрытия или облегчения совершения преступлений; к таким лицам следует отнести социально неустойчивых граждан, не работающих и не желающих работать граждан, наркоманов, лиц, без определенного места жительства1. Во-вторых, такие группы могут образовывать люди, которые вынуждены приобщаться и приспосабливаться к жизни через девиантное поведение, в том числе и преступное, из-за своей невостребованности в обществе (например, большинство членов бандитских группировок – это бывшие военнослужащие, сотрудники спецслужб, спортсмены, которые не смогли адаптироваться к жизни).

На формирование причин совершения преступлений в сфере общественной безопасности могут оказывать влияние криминальные группы, объединившиеся по псевдокультурным мотивам. К таким группам следует отнести «панков», «фанатов», «афганцев» и т.д.

Кроме того, стоит указать и на группы, преследующие человеконенавистническую идеологию:

  • «сатинисты», «сектанты», «дети дьявола»;
  • появление многочисленных пространственно-временных образований, цель существования которых заключается в своеобразном способе выживания путем адаптирования к ухудшающимся условиям жизнедеятельности. Данные образования характеризуются деформированной организацией социальной власти и нормативной системой. Девиантное поведение лиц, включенных в пространственно-временные образования, становится социальной нормой. В таких группах обычно концентрируются лица с преступным прошлым и эксплуатируется дешевая рабочая сила. Часто представители данных образований совершают массовые беспорядки, преследуя «оборонительный характер» при «защите сфер влияния» (общежитий, танцплощадок, кафе), при «крышевании» (проституток, попрошаек), а также на местных «стрелках» и «разборках» (улица на улицу);
  • конфликты на семейно-бытовой почве;
  • кризис института семьи. Традиционно институт семьи выполняет многочисленные функции, связанные с воспроизводством человека, его участием в общественной бытовой деятельности, воспитанием детей;
  • кризис школы. Снизившийся антикриминогенный потенциал семьи в какой-то степени может возместить школа. Однако в настоящее время школа не в состоянии решить возникшую перед ней проблему;
  • кризис досуговой сфере и неформальная среда общения. Досуговая сфера в силу целого ряда причин также может быть сферой, которая либо формирует отчуждение личности от общества, либо оказывает на нее отрицательное воздействие.

К психологическим детерминантам следует отнести:

  • криминогенную мотивацию. Нравственно-психологические свойства личности при взаимодействии с жизненной ситуацией обуславливают ее поведение. Криминальная мотивация заключается прежде всего в антиобщественных свойствах личности и является основным источником ее криминальной активности. Жизненная ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения;
  • повышенную виктимность населения. В предкриминальной ситуации, то есть до совершения преступления, фактор «жертвы» нередко становится единственным источником формирования преступной мотивации;
  • неправильную оценку допустимости насильственных действий. При формировании преступной мотивации на совершение преступлений может наблюдаться сознательное заблуждение виновного в понятиях преступного и непреступного (дозволенного и запрещенного), о неконкретности наступления преступных последствий, ошибки в личности потерпевшего от преступных действий. В основном данная причина обуславливает формирование внезапно возникшего умысла.

Под криминологической профилактикой преступности в сфере общественной безопасности понимается деятельность государства, общества и отдельных лиц, осуществляемая через меры принуждения, воспитания, оказания помощи лицам, подвергающимся профилактическому воздействию, с целью устранения детерминантов преступлений, связанных с общественной безопасностью.

Объектом общекриминологического предупреждения преступности в сфере общественной безопасности является социальная среда, содержащая в себе детерминанты данной преступности. Цель общекриминологического предупреждения состоит в нейтрализации или устранении детерминантов преступности, а также прецедентного характера данного преступления.

В первую очередь, на наш взгляд, основу общекриминологического воздействия на преступность в сфере общественной безопасности должны составлять меры, направленные на снятие социальной напряженности в обществе. Данная задача во многом зависит от последовательного проведения политических и экономических преобразований, направленных на повышение благосостояния и духовной реализации граждан.

Этому будут способствовать, в частности, преодоление безработицы, развитие социальной инфраструктуры городов, возрождение агропромышленного комплекса и улучшение качества жизни сельского населения, строительство жилья, возможность и доступность получения образования и др.

Особо актуальной выступает задача по преодолению конфликтных ситуаций. Данная задача должна решаться путем утверждения общечеловеческих ценностей, гуманизации нравственного климата, реализации принципов социальной справедливости. При этом необходимо особо отметить работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, возрождению утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания, отвращения к распущенности и вседозволенности, нетерпимости к любым актам насилия, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма.

Кроме того, следует обратить внимание на необходимость нейтрализации негативных последствий вынужденной миграции из села, ближнего зарубежья, зон экологического бедствия и национальных конфликтов.

Осуществляя мероприятия по предупреждению конфликтных ситуаций, следует особо обратить внимание на профилактику семейно-бытовых конфликтов. Решение данной задачи предполагает воспитание определенных качеств и привычек человека, которые не возникают и не изменяются вне связи с семьей и семейной жизнью. При этом линия поведения человека должна вырабатываться под воздействием семейной атмосферы, которая его постоянно окружает и определяет единство личности и семьи.

Интересно
Не менее важное место в предупреждении преступности в сфере общественной безопасности отведено укреплению антикриминогенного потенциала процесса социализации, поскольку личность охраняется не только различными нормами права, но и разветвленной системой социологических институтов.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на недопустимость отчуждения личности и семьи. Деятельность, связанная с коррекцией семьей социально отклоняющегося поведения, в большей степени достигает позитивного результата и побуждает лицо к позитивному поведению. Меры позитивной семейной социализации связаны с отбором и контролем старшими членами семьи потока информации, формирующего мировоззрение подростков.

Особая роль в профилактике преступности в сфере общественной безопасности отведена уголовно-правовым и административноправовым нормам с двойной превенцией. Данные нормы имеют непосредственно двойное профилактическое воздействие, так как с привлечением к ответственности устраняются причины и условия для совершения иных преступлений, в том числе незаконного оборота оружия. Поэтому правоприменителю особо следует обратить внимание на выявление и привлечение к ответственности за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), организацию занятия проституцией (ст. 241 УК РФ) и др.

Важнейшей мерой в профилактике незаконного оборота оружия выступает необходимость ужесточения контроля за оборотом оружия, сущность которого должна заключаться в интенсивном разоружении преступности и преступников.

Органы внутренних дел являются основными субъектами профилактики преступности, в том числе и в сфере общественной безопасности.

В практике деятельности органов внутренних дел наиболее активно проводятся следующие профилактические мероприятия:

  • разработка на основе правоприменительной практики предложений и проектов нормативно-правовых документов, направленных на совершенствование действующих и принятие новых, эффективных законов, регулирующих оборот оружия в стране, позволяющих правоохранительным органам усилить борьбу с незаконным оборотом оружия;
  • проведение агитационных мероприятий (с использованием средств массовой информации: газетных и журнальных изданий, телевидения и радио, Интернета; выпуск и распространение специальных листовок и буклетов, рекламных щитов и баннерных растяжек) по активизации добровольной сдачи населением государству на возмездной основе незаконно хранящегося оружия и боеприпасов;
  • проведение публичных акций по уничтожению арсеналов изъятого из незаконного оборота оружия и боеприпасов с широким освещением во всех средствах массовой информации;
  • использование средств массовой информации для объективного отражения деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов;
  • проведение совместных с другими правоохранительными и контролирующими органами, с другими организациями и учреждениями профилактических и специальных операций. Как показывает практика, широкомасштабные профилактические и специальные операции, в том числе по выявлению лиц, вовлеченных в незаконный оборот оружия и боеприпасов, и изъятие у них данных предметов (операции «Арсенал», «Вихрь-Антитеррор», «Антикриминал», «Разоружение» и другие) дают положительные результаты.

Основными специализированными субъектами специальнокриминологического воздействия на преступность против общественной безопасности являются государственные органы, в том числе правоохранительные. Наиболее распространенным специализированным субъектом являются органы внутренних дел (участковые уполномоченные, оперуполномоченные уголовного розыска, подразделения по делам несовершеннолетних, дежурные части).

Целями специально-криминологического предупреждения выступают локализация, нейтрализация и устранение общественной опасности лиц, совершивших преступления, и лиц с социально отклоняющимся поведением. Основными методами специально-криминологического воздействия выступают выявление и профилактическая работа с указанными категориями лиц.

Выявление предполагает прежде всего определение антиобщественного характера лиц или криминогенной группы (организации), а также проведение мероприятий по их изучению и прогнозированию преступного поведения.

В связи с этим наибольший интерес представляют:

  • лица, ранее судимые за преступления в сфере общественной безопасности (ст. 205, 206, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 222, 223, 226 УК РФ), противодействие нормальной деятельности государственных органов, а также за преступления, совершенные с применением оружия, которое не фигурировало в делах как доказательство, так как не было обнаружено во время следствия;
  • лица, привлеченные к административной ответственности, за правонарушения, посягающие на законный оборот оружия, и иные правонарушениия, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и порядок управления, в частности за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах, злостное неповиновение законным требованиям представителей власти;
  • лица, высказывающие угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением имущества, похищением человека;
  • содержатели притонов для систематического потребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, временного ночлега лиц с криминальным прошлым, а также лица, посещающие данные притоны;
  • члены различных политических, национальных, иных формирований и неформальных организаций, которые в достижении определенных целей могут использовать оружие;
  • несовершеннолетние, поставленные на учет в органах внутренних дел, проявляющие агрессивность и жестокость в обращении с окружающими, и связанные с ними лица;
  • члены группировок, оформившихся в преступные сообщества и осуществляющих криминальную активность в какой-либо сфере (разновидность бизнеса, преступный промысел и т.п.). Криминальная активность – модель, на которую ориентирован оперативный поиск. Она имеет различные проявления, которые можно систематизировать по четырем группам: преступная деятельность; прикосновенность к преступной деятельности (криминальная прикосновенность, которая чаще всего проявляется в ненаказуемом пособничестве, пользовании преступными доходами, участии в досуге преступников); склонность к преступной деятельности; «деловые» контакты с преступниками и осведомленность о них;
  • лица, занимающиеся раскопками оружия и боеприпасов в местах активных боевых действий времен Великой Отечественной войны;
  • лица, в том числе из числа военнослужащих, вернувшиеся из мест активных боевых действий;
  • лица, уволенные из предприятий и учреждений, связанных с производством или реализацией оружия, хранением, транспортировкой, выбраковкой или его утилизацией, за утрату доверия или по другим компрометирующим их основаниям (связи с преступными элементами, должностные проступки);
  • лица, допустившие хищения и утрату оружия с этих объектов. Для выявления таких лиц и осуществления наблюдения за образом их жизни и связями активно используются негласные источники информации, имеющие межрегиональные связи и маршрутные возможности;
  • систематически устраивающие семейные и бытовые конфликты по незначительному поводу, так называемые «кухонные боксеры», нарушающие правила общежития и общественного спокойствия;
  • лица, высказывающие угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением имущества, похищением человека;
  • больные алкоголизмом и наркоманией; больные психическими заболеваниями, с агрессивным поведением, представляющим угрозу для граждан (шизофренией, маниакально-депрессионными психозами, алкогольным делирием, паталогическим аффектом); не имеющие постоянного источника дохода; без постоянного места жительства; ведущие паразитический образ жизни.

Профилактическая работа с указанными категориями лиц должна заключаться в нейтрализации и устранении общественной опасности конкретного лица, преступной группы или иного группового образования.

К целям профилактической работы следует отнести:

  • снятие накопленной агрессии;
  • склонение лиц к добровольному отказу от совершения преступлений;
  • пресечение деятельности на стадии неоконченного преступления (приготовления и покушения на незаконный оборот оружия);
  • применение правового принуждения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)