Государственная антикоррупционная политика РФ

Государственная антитикоррупционная политика Российской Федерации определена Национальной стратегией противодействия коррупции (далее – Стратегия), утвержденной Президентом РФ 13 апреля 2010 г. № 460. Эта Стратегия определяет основные принципы государственной политики в области противодействия коррупции в Российской Федерации, цель, задачи, направления и механизм дальнейшего противодействия коррупции в Российской Федерации.

Ее анализ свидетельствует о том, что в основе государственной антикоррупционной политики Российской Федерации лежит общегосударственная модель противодействия коррупции (далее – Модель), которая базируется на положениях Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Система профилактики коррупции осуществляется по семи направлениям:

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  • рассмотрение вопросов правоприменительной практики о
    признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий должностных лиц, принятие мер по предупреждению и устранению выявленных правонарушений;
  • разработка квалификационных требований для граждан, претендующих на замещение государственных и муниципальных должностей;
  • определение оснований для освобождения или увольнения лиц, замещающих государственные или муниципальные должности;
  • внедрение в практику кадровой работы эффективного и безупречного исполнения должностных обязанностей лицами при назначении на вышестоящую должность, присвоении воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
  • развитие институтов общественного или парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Модель противодействия коррупции раскрывается в рассматриваемом документе через формулирование цели и задач противодействия коррупции. Цель Модели представлена в виде искоренения причин и условий, порождающих коррупцию. Видно, что Национальная стратегия противодействия коррупции в Российской Федерации стремится минимизировать роль деятельности государственных органов, связанной с пресечением коррупции и привлечением виновных к ответственности и максимально использовать предупредительную деятельность государства.

Следует предположить, что Модель противодействия коррупции заключается и в поэтапном сокращении коррупционных фактов до уровня минимальной опасности для общества. Однако актуальными остаются вопросы о том, какой именно уровень коррупции является минимально опасным для общества и кто его определит.

Задачами противодействия коррупции определены: формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции; обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В нормативно-правовом акте четко сформулированы и раскрыты основные направления противодействия коррупции:

  • обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
  • повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;
  • внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
  • совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;
  • устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;
  • совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
  • расширение системы правового просвещения населения;
  • модернизация гражданского законодательства;
  • дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
  • повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;
  • совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
  • периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней, как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
  • совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
  • повышение эффективности исполнения судебных решений;
  • разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда РФ;
  • совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;
  • повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
  • распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;
  • повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;
  • совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;
  • повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

Тактическая реализация положений Национальной стратегии противодействия коррупции предусмотрена в Национальных планах противодействия коррупции. Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» утвержден действующий в настоящее время Национальный план противодействия коррупции.

В целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы министром внутренних дел Российской Федерации утвержден План МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (рег. № 1/10044 от 30 августа 2018 г.).

В данном документе особо обращено внимание на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование системы запретов, ограничений и требований; обеспечение единообразного применения законодательства и повышение эффективности механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для обеспечения нужд органов внутренних дел; совершенствование контроля за расходами, обеспечение полноты и прозрачности сведений о доходах и расходах; повышение просветительных, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения и развития общественного правосознания, и др.

Кроме того, распоряжением МВД России от 22 октября 2018 г. № 1/12007 утвержден План МВД России по реализации Комплексного плана совместных мероприятий по антикоррупционному просвещению и формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению на 2018-2019 годы, утвержденного Председателем координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации – Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я. Чайкой 21 августа 2018 г.

Полагаем, что реализация содержащихся в этих планах мероприятий способствовала укреплению существующего в стране режима антикоррупционного поведения, совершенствованию антикоррупционного законодательства и иных антикоррупционных мер.

В качестве важного источника антикоррупционной политики могут выступать методические рекомендации «Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений», одобренные Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. № 34).

Среди важнейших антикоррупционных мероприятий предусматриваются:

  • обязательный вводный тренинг для граждан, впервые поступивших на государственную службу;
  • регулярный тренинг по вопросам противодействия коррупции, соблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению для всех служащих федерального государственного органа;
  • специализированный углубленный тренинг для государственных служащих, в должностные обязанности которых входит организация и проведение мероприятий по противодействию коррупции;
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;
  • оценка коррупционных рисков и мониторинг антикоррупционных мероприятий, осуществляемых в федеральном государственном органе.

Предусмотренная в ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» как мера противодействия коррупции антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Согласно ч. 2 ст. 1 этого закона коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Видовая классификация антикоррупционной экспертизы производится по определенным критериям:

  • по предмету (экспертиза нормативных правовых актов и экспертиза проектов нормативных правовых актов);
  • по этапам проведения экспертизы – предварительная (экспертиза при подготовке проектов нормативных правовых актов нормотворческими органами) и последующая экспертиза (экспертиза уже принятых нормативных правовых актов).

Правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В этом документе определены коррупциогенные факторы, которые могут содержаться в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов.

Они разделены на две группы:

  • коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (широта дискреционных полномочий; диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; наличие бланкетных и отсылочных норм и др.);
  • коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера).

Важным положением Федерального закона «О противодействии коррупции» являются предусмотренные в нем запреты, ограничения и обязанности должностных и иных лиц. Наличие таких ограничений, запретов и обязанностей применительно к сотрудникам органов внутренних дел предусмотрено ст. 27 п. 12 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и ст. 14, 21 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

В ст. 7.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» служащим запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Подробное правовое регулирование этого положения предусмотрено Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Перечень этих запретов расширяется в других нормативных правовых актах. В частности, ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; осуществлять предпринимательскую деятельность; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) и т.д.

В МВД России положение ст. 7 п. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также система запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции, реализуется разработкой различных требований и указаний, обязательных для антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел, закрепляемых в приказах и распоряжениях руководителей территориальных органов и организаций МВД России.

Среди моральных основ антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел можно отметить Кодекс этики и служебного поведения Федеральных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 22 июля 2011 г. № 870, представляющий свод общих принципов профессиональной этики и служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные гражданские служащие МВД России, независимо от замещаемой ими должности.

В связи с этим представляются целесообразными разработка и утверждение Антикоррупционного стандарта для сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов внутренних дел, к задачам которого следует отнести следующее:

  • выработка единого стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органа внутренних дел на работе и в быту;
  • создание единой системы дозволений, запретов, ограничений, обязанностей для сотрудника органа внутренних дел;
  • определение стимулирующих, поощрительных мер в отношении сотрудника органа внутренних дел;
  • обеспечение ответственности при нарушении стандарта.

В ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность представления отдельными категориями лиц сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Механизм реализации этого положения отражен в Указах Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (в ред. 3 июля 2018 г.); от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. 19 сентября 2017 г.); от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (в ред. 09 августа 2018 г.); от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» (в ред. 15 июля 2015 г.).

Кроме того, механизм реализации этого положения отражен в постановлениях Правительства РФ от 13 марта 2013 г. № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности», от 13 марта 2013 г. № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей», от 22 июля 2013 г. № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению».

Для сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих МВД России обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регламентируется приказами МВД России, основными из которых являются:

  • приказ МВД России от 7 ноября 2013 г. № 892 «Об утверждении перечня должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”»;
  • приказ МВД России от 5 апреля 2016 г. № 158 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, и работниками, замещающими эти должности»;
  • приказ МВД России от 14 декабря 2016 г. № 838 «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России»;
  • приказ МВД России от 19 июня 2017 г. № 393 «О внесении изменений в порядок предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей Федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденный приказом МВД России от 14 декабря 2016 г. № 838». В ст. 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность представления отдельными категориями лиц сведений о расходах.

Содержащиеся в обозначенной статье положения более подробно регламентируются Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который предусматривает меры, связанные с механизмом реализации этого контроля: обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы (ст. 1); отстранение лица от замещаемой (занимаемой) должности на срок, не превышающий шестидесяти дней со дня принятия решения об осуществлении такого контроля (ч. 3 ст. 9).

Механизм реализации данного закона закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Обязанность представления сведений о расходах в МВД России подробно регламентируется приказом от 14 декабря 2016 г. № 838 «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России».

Сотрудники представляют сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность государственного или муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Интересно
Реализуя данное положение, Министерство труда Российской Федерации подготовило методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений (письмо Минтруда России от 20 сентября 2010 г. № 7666-17).

Применительно к сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Министерством внутренних дел Российской Федерации порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений регламентирует приказ МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».

В соответствии с данным приказом уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений представляется представителю нанимателя (работодателя) по месту службы в день поступления обращения, в том числе в случае нахождения в отпуске, служебной командировке, а также отсутствия по листку нетрудоспособности (не исключающего возможность уведомления).

Уведомление о фактах поступления обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений осуществляется в письменной форме, посредством подачи специального документа. Сотрудник, гражданский служащий системы МВД России вправе уведомить органы прокуратуры о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о чем обязан сообщить представителю нанимателя.

Уведомление должно быть рассмотрено представителем нанимателя (работодателя) в течение суток (за исключением выходных и нерабочих праздничных дней) со дня его личного получения или регистрации в подразделении делопроизводства. Кроме того, обязанность уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений может предусматриваться контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел и должностным регламентом сотрудников или федеральных государственных гражданских служащих.

Приоритетным направлением противодействия коррупции выступает обязанность предотвращения и урегулирования конфликта интересов. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Процедуру уведомления определяет приказ МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 «Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных служащих системы Министерства внутренних дел России и работниками, занимающих определенные должности в организациях, созданных для выполнения задач Министерства внутренних дел России, о происхождении личной заинтересованности в выполнении служебных обязанностей (работы, занятости), что вызывает или может вызвать конфликт интересов».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)