Криминологическая профилактика коррупционной преступности в ОВД

Под криминологическим предупреждением коррупционной преступности в органах внутренних дел следует понимать деятельность государства, общественных институтов, руководства центрального аппарата, территориальных органов и организаций МВД России, руководителей структурных подразделений территориальных органов и организаций МВД России, а также отдельных сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих МВД России, осуществляемую через меры принуждения, воспитания, оказание помощи лицам, подвергающимся профилактическому воздействию, с целью устранения причин коррупционной преступности.

Элементами криминологического предупреждения коррупционной преступности выступают объекты предупреждения, меры предупреждения, субъекты предупреждения. Объекты предупреждения включают негативные явления и процессы, лиц и группы, которые эти явления воспроизводят.

Меры предупреждения коррупционной преступности характеризуют механизм профилактического воздействия. Субъекты предупреждения коррупционной преступности дают представление о носителях активности (активных носителях) этой деятельности.

Целевая направленность общесоциального предупреждения коррупционной преступности состоит в укреплении и развитии имеющегося антикриминогенного потенциала общества (антикоррупционной устойчивости), а также нейтрализации антиобщественных свойств личности у лиц с различными видами коррупционного поведения, которые могут перерасти в криминогенную мотивацию.

Объектом общекриминологического предупреждения коррупционной преступности в органах внутренних дел является социальная среда, содержащая причины этой преступности.

Цель общекриминологического предупреждения состоит в нейтрализации или устранении причин коррупционной преступности, а также ее прецедентного характера.

Содержание мер общекриминологического предупреждения коррупционной преступности состоит в реализации общегосударственных социально ориентированных программ, укрепляющих антикоррупционный потенциал общества.

В основе общекриминологического предупреждения коррупционной преступности лежат меры, реализуемые в различных сферах: идеологической, экономической, социальной, духовно-нравственной, политической, социально-психологической, нормативноправовой и др.

Интересно
В связи с этим основу общекриминологического воздействия должны составлять меры, направленные на формирование экономической политики государства, которая приостановит стагнацию экономической жизни страны, даст импульс к постепенному восстановлению, а затем к дальнейшему развитию всей хозяйственной сферы.

Учитывая специфику и задачи органов внутренних дел, приоритетным направлением экономической политики государства, которая позволит эффективно противостоять коррупционной преступности в данном правоохранительном органе, является активное противодействие криминальному бизнесу, в частности подрыв его экономической основы.

Таким образом, на государственном уровне необходимо усилить контроль государственных органов за кредитно-финансовой сферой, которая является наиболее удобной для легализации криминального капитала, прежде всего обеспечить прозрачность финансовых сделок для уполномоченных органов.

Приоритетным направлением общекриминологического предупреждения коррупционной преступности в органах внутренних дел выступает совершенствование соответствующего идеологического обеспечения. Это реализуется проведением информационной политики и, во-первых, использованием антикоррупционной пропаганды, во-вторых, формированием позитивного имиджа сотрудника органов внутренних дел.

Данная политика должна осуществляться через максимальную открытость МВД России для общества и установление общественного контроля за деятельностью ведомства. Приоритетную роль в этом направлении, по мнению авторов, должен играть Общественный совет МВД России и Совет Ветеранов МВД России.

Для обеспечения организации и координации работы со средствами массовой информации основная роль отведена Объединенной редакции МВД России, осуществляющей свою деятельность через печатные издания – газету «Щит и Меч», журналы «Полиция России» и «Ветеран МВД», радио «Милицейская волна», а также видеоредакцию МВД. Положительно скажется на профилактике коррупционной преступности в органах внутренних дел преодоление правового нигилизма в стране и усиление правового обучения граждан.

Сформированное правосознание позитивно отразится на понимании необходимости в правомерном поведении, солидарности с правовыми нормами, разрушении стереотипов всесилия преступности, несправедливости законов и безнаказанности за совершенные преступления. Это позволит гражданам уметь правильно оценивать наиболее распространенные коррупционные преступления, находить законные средства решения конфликтов и сформировать установку именно на них.

Объектом специально-криминологического предупреждения коррупционной преступности в органах внутренних дел является поведение сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих МВД России, совершивших или совершающих коррупционные действия либо допустивших дисциплинарные коррупционные проступки.

Целью специально-криминологического предупреждения выступает локализация, нейтрализация и устранение общественной опасности лиц, совершивших коррупционные преступления и дисциплинарные проступки. Основными методами специально-криминологического воздействия выступают выявление и профилактическая работа с указанными категориями лиц.

Профилактическая работа с указанными категориями лиц должна заключаться в нейтрализации и устранении общественной опасности конкретного сотрудника и федерального государственного гражданского служащего МВД России.

К целям профилактической работы с данными лицами следует отнести: снятие внутренней убежденности в коррупционном поведении, склонение лиц к добровольному отказу от совершения коррупционного преступления, пресечение деятельности на стадии неоконченного преступления (приготовления и покушения на коррупционные преступления), применение правового принуждения, в том числе уголовно-правового.

Остановимся на наиболее распространенных мерах, направленных на профилактику коррупционной преступности в органах внутренних дел, к которым следует отнести:

  • активную ротацию кадров – перемещение сотрудника или государственного служащего с одной должности на другую в рамках одного территориального органа или организации, а также эффективную профилактику профессиональной деформации;
  • отказ от системы показателей и переход к индивидуальному рейтингу;
  • разработку программы по дополнительному стимулированию личного состава и создание долгосрочного перспективного социального пакета.

В юридической литературе обращено внимание на такие меры, как разработка и введение системы кредитования жилья, дорогостоящих вещей для сотрудников с полным или частичным погашением их стоимости за счет средств федерального бюджета, долгосрочных экономических льгот, например:

  • создание при приеме на службу каждого сотрудника значительного, ежегодно возрастающего банковского депозита, который может быть получен после ухода в отставку для приобретения и строительства жилья;
  • масштабное за счет средств федерального бюджета строительство жилья, имеющего статус ведомственного и служебного, с оставлением его за сотрудниками, уволенными в отставку в связи с выслугой определенных сроков службы (например, 25 лет), а также по ранению, болезни или гибели;
  • предоставление больших и долгосрочных ведомственных целевых кредитов для приобретения сотрудниками дорогостоящих вещей, недвижимости (автомобилей, мебели, квартир, дачных участков) с полным или частичным погашением при условии службы сотрудника в течение определенного количества лет. Таким образом, затраты на обеспечение деятельности МВД России и социальной защиты ее сотрудников являются экономически эффективным и приоритетным направлением, поскольку именно деятельность правоохранительных органов и их антикоррупционная устойчивость является залогом оздоровления криминализированных сегодня социальных отношений;
  • взаимодействие МВД России с ФСИН России, ФСБ России, Прокуратурой России в сфере противодействия коррупции – осуществление совместной деятельности по противодействию коррупции, в том числе по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений в форме проведения координационных совещаний, межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов; организации постоянно действующих рабочих групп из числа представителей субъектов взаимодействия; межведомственного информационного обмена; организации совместных проверок по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции в конкретном территориальном органе; организации совместных обучающих курсов, семинаров и конференций, научных исследований и др.;
  • дополнительные проверки результатов работы, например изучение уголовных дел, по выявлению фактов подлога, нарушения законодательства. Инициаторами данных проверок могут выступать как должностные лица МВД России (руководители территориальных органов, их заместители, руководители службы и подразделений), так и сотрудники прокуратуры.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)