Предупреждение рецидивной преступности

Рецидивная преступность представлена совокупностью всех повторных преступлений, совершенных на определенной территории и в определенный промежуток времени, а также лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость, лицами, судимость с которых снята или погашена, лицами, которые вообще по различным причинам не привлекались к уголовной ответственности.

Определение рецидивной преступности свидетельствует о том, что это составная часть всей преступности, выделенная по особой характеристике субъекта преступления.

Повышенная общественная опасность рецидивной преступности заключается в том, что она выражает такое качество преступности, как ее устойчивость, свидетельствуя об упорном нежелании ряда лиц вести себя соответственно принятым в обществе нормам, о предпочтении криминальных вариантов решения своих проблем, несмотря на принятые к ним меры. Она свидетельствует также о несовершенстве правоохранительной системы, неспособной эффективно воздействовать на лиц, совершивших преступления, слабом воздействии наказания, не достигающего целей исправления и перевоспитания осужденных.

Рецидивная преступность – составная часть всей преступности, поэтому для нее характерны все характеристики преступности.

Но наряду с общими рецидивная преступность обладает и специфическими характеристиками, присущими только ей одной. Именно их анализ позволяет выявить самые существенные, самые важные стороны рецидивной преступности, необходимые для оценки ее качественного состояния.

К таковым относятся:

  • кратность рецидива – количество преступлений с применением соответствующих мер уголовно-правового воздействия, предшествующих последнему преступлению. По общему правилу выделяются простой и многократный рецидив. К последнему относится совершение одним лицом трех и более преступлений;
  • степень общественной опасности рецидива, определяемая количеством преступлений, а также доля рецидива в зависимости от общественной опасности. При этом в соответствии со ст. 18 УК РФ выделяются простой, опасный и особо опасный рецидив;
  • общий и специальный рецидив, различающиеся степенью однородности совершаемых рецидивистом преступлений. Специальный рецидив, характеризующийся повторным совершением преступлений однородного состава, свидетельствует о степени профессионализма рецидивистов, повышенной степени их общественной опасности;
  • интенсивность преступности рецидивистов, демонстрирующая частоту совершения преступлений, – период времени между предыдущим и последующим преступлением. В соответствии с этим принято выделять число рецидивистов, совершивших преступление в течение первого года после освобождения от наказания за предыдущее преступление;
  • характер динамики криминальной активности рецидивистов – переход от совершения преступлений одной тяжести к преступлениям иной тяжести;
  • вид рецидива, связанный с характером мер, применявшихся к лицу за совершение предыдущего преступления. Он определяется, например, числом лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы и вновь совершивших преступления.

Рецидивоопасность преступности – соотношение рецидивной и первичной преступности. Этот показатель рассматривается на уровне преступности в целом, отдельных ее видов (корыстной, насильственной и т.д.), конкретных преступлений (краж, грабежей, разбойных нападений и т.д.).

Причины рецидивной преступности. Причины рецидивной преступности представлены в виде двух взаимосвязанных групп. Первая группа – это первичные причины, обусловившие совершение первого преступления, поэтому они едины для первичных преступников и рецидивистов. Как показывают исследования, у лиц, совершивших преступления, как правило, ухудшаются социальные условия и социальная среда, способствующие преемственности криминогенных ситуаций.

Кроме того, связанные с политической и экономической ситуацией в стране негативные изменения условий жизни населения, такие как обнищание отдельных его социальных слоев и групп, безработица, усиление нерегулируемых миграционных процессов, вызванных бегством из районов конфликтов, и другие, сказывающиеся на положении законопослушного населения, значительно острее воздействуют на лиц, утративших свои социальные позиции в связи с совершением преступления и отбыванием наказания. Такие лица испытывают на себе воздействие второго блока факторов, влияющих на рецидивную преступность.

Вторая группа – вторичные причины, специфичны именно для преступности рецидивистов. Внутри нее выделяются две группы взаимодействующих факторов: факторы, влияющие на неблагоприятное протекание постпенитенциарной адаптации, и факторы, связанные с различными недостатками в деятельности правоохранительных органов и судов, снижающие или сводящие на нет результаты воздействия правоохранительной системы на лиц, совершивших преступления.

Интересно
Прежде всего, постпенитенциарная дезадаптация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы и утративших в связи с этим полностью или частично социально полезные связи, как правило, сочетается с возникающими у этих лиц трудовыми и жилищными проблемами. В настоящее время еще больше обострилась проблема трудоустройства лиц, отбывших наказание.

Таким образом, сам характер современной преступности с ее самодетерминацией влияет на неблагоприятные качественно-количественные изменения рецидивной преступности. Расширяясь и укрепляясь, преступная среда оказывает все большее давление на правоохранительные органы: воздействие на сотрудников, свидетелей, потерпевших – все средства идут в ход ради достижения цели избежания ответственности.

Наряду с этим происходит отток квалифицированных кадров правоохранительных органов в коммерческие и другие предпринимательские структуры, растет штатная неукомплектованность. В результате падает общий уровень профессионализма сотрудников, ведущих борьбу с преступностью, слабеет противостояние натиску организованной профессионализированной преступности.

Заметно увеличивается количество ошибок, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов, недостатков в их деятельности и деятельности судов, просчетов в уголовной политике, падает эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы.

Эти обстоятельства замыкают причинный комплекс взаимодействующих факторов, влияющих на рецидивную преступность. Необходимо особо остановиться на недостатках деятельности правоохранительных органов.

К ним относятся:

  • падение профессионализма работников этих органов;
  • либерализация уголовной политики (прежде всего в деятельности органов прокуратуры и суда, что часто ведет к необоснованному освобождению виновных от уголовной ответственности, неправильному выбору мер пресечения к лицам, совершивших преступления);
  • существование латентной преступности;
  • кризис уголовно-исполнительной системы;
    неэффективность постпенитенциарного воздействия.

Неблагоприятное протекание постпенитенциарной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, заключается в отсутствии работы, жилья, средств к существованию, утраченных социально тполезных связях, негативном отношении со стороны общества к преступнику, изменившейся психологии, утрате навыков жизни в условиях свободы.

Предупреждение рецидивной преступности осуществляется по двум основным направлениям. Во-первых, принимаются меры общесоциального характера, направленные на улучшение условий жизнедеятельности людей. Здесь первостепенное значение имеет общее оздоровление обстановки в стране, успешное проведение экономических реформ, устранение межнациональной напряженности, улучшение нравственно-психологического климата и другие факторы, способные благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию.

Поскольку рецидивная преступность является социальным явлением, получающим уголовно-правовую оценку, постольку очень важную роль в борьбе с такой преступностью играет законодательство, особенно связанное с назначением и исполнением наказаний.

Второе направление предполагает реализацию следующих мероприятий.

1. Совершенствование деятельности правоохранительных органов:

  • своевременное раскрытие и расследование преступлений; сокращение латентной преступности;
  • правильный выбор мер пресечения с учетом личности лица, совершившего преступление;
  • справедливое и целесообразное назначение вида и размера уголовного наказания, выбор иных мер уголовно-правового воздействия;
  • совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе направленной на пенитенциарную адаптацию лиц, освобождающихся из мест лишения свободы;
  • повышение эффективности постпенитенциарного воздействия на освободившихся из мест лишения свободы (например, мер административного надзора, предполагающего запрет выезжать в другие регионы, выходить из дома после определенного времени, посещать некоторые места без разрешения органов внутренних дел и т.д.).

2. Принятие мер к нормальному протеканию постпенитенциарной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы:

  • оказание им помощи в бытовом и трудовом устройстве;
  • получение необходимой для работы профессии, налаживании социально-позитивных связей, освоение позитивных социальных ролей;
  • коррекция психики этих лиц; оказание им медицинской помощи;
  • оказание им правовой помощи, охрана их прав (например, помощь в получении права на жилье, которого они неправомерно лишены).

3. Создание нормальных условий жизнедеятельности для лиц, подвергнутых некарательному воздействию (например, осужденных условно). Содержание этих мер во многом является аналогичным мерам, направленным на предупреждение преступности со стороны лиц, не освобожденных из мест лишения свободы.

Рассмотрим эти мероприятия более подробно. Цели предупреждения рецидивной преступности служит рациональная система назначения и исполнения наказаний, ибо перевоспитание преступника начинается уже на стадии раскрытия преступления, изобличения преступника и осуществляется в процессе уголовного судопроизводства. Согласно ст. 60 УК РФ личность виновного подлежит учету при назначении наказания.

Рецидив преступлений – обстоятельство, отягчающее наказание (ст. 63 УК РФ). И это означает прежде всего учет социально значимого поведения лица до совершения преступления.

Если лица ранее уже совершали преступления, то это свидетельствует о более высокой степени их общественной опасности и влечет по законодательству применение к ним более суровых мер наказания.

Между тем вероятность повторных преступлений во многом зависит от реагирования на первое преступление, а оценка лица, совершившего повторное преступление, – от того, подвергался он уголовно-процессуальному, уголовно-правовому воздействию или нет. Коренное изменение системы исполнения уголовных наказаний недостижимо без изменения уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства во взаимосвязи и на базе учета криминологических рекомендаций.

Оздоровлению обстановки в исправительных учреждениях способствовали: увеличение численности надзорной службы, создание при колониях специальных участков для изолированного содержания наиболее опасных преступников, злостных нарушителей режима; создание при этих учреждениях отрядов быстрого реагирования (спецназа) и ряд иных мер.

Многие меры были справедливо направлены на дальнейшую дифференциацию условий содержания осужденных в зависимости от характера их поведения. Вероятность совершения рецидивных преступлений после отбытия наказаний, особенно связанных с лишением свободы, в самой большой степени зависит от возможности активного включения в нормальную социальную жизнь общества, восстановления прерванных полезных связей.

Этот процесс в теории носит названия: ресоциализация, социальная реабилитация или социальная адаптация. Он связан в основном с закреплением результатов исправления и перевоспитания осужденных с помощью определенных правоограничений и взаимодействием различных органов, осуществляющих профилактику, бытовое устройство таких лиц.

Крайне важно создание в каждом регионе страны центров социальной помощи и реабилитации, включающих социально-психологическую и наркологическую службу, способствующих более легкой и успешной ресоциализации лиц, отбывших наказания. Социальная помощь лицам, отбывшим наказание, сочетающаяся с рациональным социальным контролем за их поведением – вот два основных условия успешной социальной адаптации.

Что касается социального контроля, то основную роль в постпенитенциарном воздействии на осужденных после их освобождения играет административный надзор, являющийся одним из видов социального контроля.

Усиление социального контроля и социальной помощи ранее судимым связано с совершенствованием имеющихся и разработкой новых форм и методов индивидуальной профилактической работы с ними. Основная роль здесь принадлежит взаимодействию правоохранительных и других государственных и общественных организаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)