Важнейшие особенности ораторской речи

Классическая риторика создала идеальный образ оратора. Для разных эпох он видоизменялся: для древних греков это — философ, учитель (как Сократ); для римлян — трибун, политик (как Цицерон); в эпоху Средневековья — богослов; позднее — еще и красноречивый адвокат, способный вызвать сочувствие у суровых судей; ученый, выступающий с блестящими лекциями… И только докладчика, читающего текст выступления по бумажке и навязывающего аудитории директивы, утвержденные в высших инстанциях, мы не можем назвать оратором.

В новой, демократической России формируется современный образ оратора. В его становлении русская риторика призвана сыграть важную роль. Для того чтобы понять, какие требования к оратору предъявляет наше общество, охарактеризуем ораторскую речь.

Современная русская риторика дает такое определение: ораторская речь — это подготовленное речевое произведение, имеющее стройную композицию, завершенное всмысловомотношении, отличающееся определенным отбором языковых средств с целью воздействия на аудиторию.

Профессор Н.Н. Кохтев указал важнейшие отличительные особенности ораторской речи, мы расширим ее описание применительно к новому времени.

  1. Нормативная оформленность. Речь оратора должна отвечать нормам русского литературного языка. Оратору приходится выступать перед слушателями, имеющими различный уровень речевой культуры, но в любом случае выступающий воспринимается как человек, владеющий литературно-языковой нормой.
  2. Тематическая заданность и подготовленность. Обычно тема ораторской речи предлагается и обдумывается задолго до выступления. Выступающий имеет возможность отобрать материал, создать программу своего выступления, придать ему композиционную стройность и логичность.
  3. Связность. Целевая установка помогает оратору составить план речи и построить ее в соответствии с целью. Все части ораторской речи (вступление, основная часть, заключение) должны быть связаны по смыслу. Это создает прочность и целостность композиции.
  4. Целесообразность. Выбор языковых средств, построение выступления требует знания видов и родов ораторской речи и оправданного к ним обращения. В этом проявляется целесообразность публичного выступления. Кроме того, оратор должен учитывать и экстралингвистические факторы (время, место выступления, состав слушателей и др.).
  5. Ориентированность. Оратору приходится выступать перед различными слушателями — учителями и летчиками, инженерами и врачами. Он должен учитывать их профессиональный статус, их интересы. Стиль и структуру речи следует «подстроить» под определенную аудиторию, предусмотреть при этом возможные вопросы, возражения, сомнения слушателей.
  6. Однонаправленность. Ораторская речь имеет монологический характер, но однонаправленность речи, обращенной к слушателям, имеет свои особенности. Речь оратора может выглядеть как скрытый диалог с воображаемым оппонентом или со слушателями. Оратор имеет возможность говорить от имени и противников, и защитников определенной позиции.
  7. Диалогичность. Специфика ораторской речи в том, что, будучи монологом, «речевым произведением одного действующего лица», она немыслима без контакта с аудиторией, без взаимной связи «оратор — слушатели». Следовательно, ораторское выступление необходимо диалогизировать. В ораторской речи главная установка делается на слушателя. Это условие создает сходство между монологом и диалогом. Чтобы заставить работать аудиторию, держать ее в заданном ритме, оратор нередко прерывает свою речь вопросами-репликами: «Вы согласны с этой точкой зрения?»; «Можно против этого возразить?» и т.д. Эти реплики — призывы к сотрудничеству с оратором. Обычно они имеют форму риторического вопроса, но рассчитаны на оценивающую реакцию аудитории либо на молчаливое сопереживание слушателей. Важно, что контакт имеет двусторонний характер.
  8. Развернутость. Ораторская речь представляет собой завершенное в композиционном и смысловом отношении произведение. Мысли должны быть изложены точно, логично, полно в соответствии с предложенными темой и целью.
  9. Непосредственность. Ораторская речь передается без использования какого-либо промежуточного звена между оратором и слушателями. В эпоху античной древности эта особенность ораторской речи реализовалась только в живом общении. В наше время выступления ораторов могут быть показаны по телевидению, переданы по радио. Однако оратор обращается непосредственно к слушателям (реальным или воображаемым), стремясь воздействовать на их поведение, на мысли и чувства людей.
  10. Контактность. В психологии контакт понимается как общность психического состояния оратора и аудитории, как взаимопонимание между выступающими и слушателями. Межличностное отношение оратора и аудитории проявляется только при непосредственном общении. В этом случае во время выступления он видит аудиторию, определяет ее реакцию и может направлять эту реакцию. Под контролем ритора находится внимание, интерес слушателей. Несомненно, умение поддерживать контакт со слушателями — важнейшее условие успешного публичного выступления. В этом отношении оратор имеет несомненное преимущество перед представителями средств массовой информации. Опытный оратор использует уникальную возможность непосредственного психологического воздействия на слушателей.
  11. Временная протяженность и необратимость. Ораторская речь протекает в определенном отрезке времени и является необратимой. Эти признаки позволяют считать ее стройным и цельным произведением. Протяженность публичной речи во времени зависит от вида речи. Юбилейная речь должна быть короткой, а лекция занимает большой промежуток времени.
  12. Динамичность. В ораторской речи предстают события, которые связаны с прошлым и настоящим временем, в ней может быть и прогноз на будущее. Следовательно, речь ритора динамична, в ней показаны действия, события, состояния в их развитии.
  13. Модальная оценочность и фактуальность. Модальность — это категория, которая помогает выразить отношение говорящего к высказываемому сообщению, а фактуальность позволяет оценить, в какой степени описанные в речи события, факты соотносятся с объективной реальностью. В зависимости от рода речи один из этих аспектов является преобладающим. Например, в агитационной речи преобладает модальность, а в лекции и важна фактуальная информация. Фактуальность помогает уяснить смысл сообщения — научного, политического характера, и потому ей сопутствуют объяснение и конкретизация материала. Неотделима от модальности речи ее оценочность. Оратор оценивает действия, явления, мнения участников событий. Оценка может быть положительной или отрицательной.
  14. Прагматичность. Под прагматичностью понимается определенная направленность ораторской речи. Она продиктована целью вызвать у слушателей необходимые оратору чувства, мысли. Важно настроить аудиторию психологически к определенному образу действий. Скажем, речь защитника в суде влияет на слушателей, организуя их реакцию в нужном для оратора направлении. Аудитория для оратора как податливая глина в руках умелого скульптора. Оратор должен умело вносить коррективы в свою речь с учетом характера восприятия его выступления и внимания слушателей.
  15. Индивидуальность. Личность оратора, его индивидуальность, наглядно проявляется в речи. Вспомните знаменитое сократовское изречение: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Речь оратора является отражением его «Я», которое воздействует словом на аудиторию. Ораторская речь принципиально отличается от других видов речей тем, что ее нельзя представить без создателя, оратора, который говорит, чтобы вызвать ответные чувства у слушателей.
  16. Эмоциональность. Современную ораторскую речь невозможно представить без проявления чувств говорящего. Аристотель тонко подметил, что слушатели всегда сочувствуют оратору, выступающему вдохновенно, если даже он не говорит ничего основательного. Если оратор сам не одержим страстью, он не сможет вызвать ее у других.

«Плачь сам, ежели хочешь, чтоб я плакал», — писал Гораций. Цицерон подчеркивал, что самое важное в выступлении — это склонить аудиторию на сторону оратора, и «для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководило сильное душевное волнение или экстаз, чем сила разумного суждения». По убеждению Цицерона, люди судят чаще под влиянием чувств: любви, ненависти, скорби, радости, надежды, страха. Причем душевное движение оказывается сильнее истины, правовых норм и законов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)