Условия развития субъектности ребёнка младшего и старшего дошкольного возраста
В современной психологии и педагогике ребенок рассматривается как субъект. В педагогическом словаре «субъект» – это «носитель предметно-рактической активности и познания».
В связи с тем, что ребенок дошкольного возраста социализируется путем подражания и заимствования, идентификации себя с другими он нуждается в педагогической поддержке и сопровождении.
Поэтому ряд исследователей рассматривают субъектность ребенка как социальноцелостное качество, которое формируется в процессе взаимодействия взрослого и ребенка (Е. О. Смирнова, Л. А. Парамонова и др.).
Педагогическая позиция на данном этапе развития ребенка предполагает обучение в процессе сотрудничества и педагогической поддержки.
Общими педагогическими условиями развития субъектности ребенка младшего возраста являются, по мнению Е. О. Смирновой, такие, как:
- формирование уверенности ребенка в своих возможностях;
- создание ситуации успеха в преодолении трудностей;
- формирование положительного отношения к играм, занятиям сверстников;
- корректировка затруднений в развитии ребенка (чувства застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности);
- создание предметно-пространственной среды для продуктивной деятельности детей;
- создание ситуации доверия к взрослым, проявления собственного мнения, защиты своей позиции.
В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности ребенка понимается как его способность проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить цели, осознавать мотивы деятельности и поведения, самостоятельно действовать и уметь дать оценку процесса и результатов.
У ребенка возрастает уровень самосознания. Он начинает предъявлять требования к выполнению правил поведения как к другим, так и к себе.Позиция взрослого меняется с организатора на координатора и наблюдателя, к которому старшие дошкольники обращаются как к авторитетному советнику, арбитру. Данное изменение позиции взрослого становится возможным в связи с первичным формированием базисных черт личности детей.
Ведущим педагогическим подходом является на данном этапе развития дошкольников личностный подход. Личностно-ориентированная направленность педагогической деятельности предполагает демократичное поведение в воспитании ребенка как личности.
Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включают:
- стимулирование субъектности ребенка;
- построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;
- признание и принятие ребенка как полноправного партнера в совместной деятельности;
- признание ребенка активной и «саморазвивающейся» личностью;
- построение «субъектно-субъектных» отношений в различных видах деятельности;
• использование технологии проектирования на условиях интереса и свободного выбора ребенком деятельности; - использование конструктивного подхода в вопросах взаимодействия взрослых и детей;
- создание исследовательских лабораторий для реализации интересов и развития способностей.
Таким образом, ребенок как объект дошкольной педагогики – развивающаяся личность со своим миром, субкультурой, своеобразием возрастного развития. Бережное к нему отношение – главный принцип взаимодействия с ним.
Субъектность ребенка формируется под влиянием как биологических, так и социальных факторов, а также целенаправленной педагогической деятельности по управлению жизнедеятельностью детей.
- Технология организации контроля в дошкольной образовательной организации
- Организация воспитательно-образовательной работы в детском саду
- Планирование целостного педагогического процесса в детском саду
- Структура педагогического процесса в детском саду
- Принципы построения развивающей среды в детском саду
- Технологии развивающего обучения
- Инновационные технологии в детском саду
- Общепедагогические технологии
- Программы дополнительного образования для дошкольников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу