Условия развития субъектности ребёнка младшего и старшего дошкольного возраста

В современной психологии и педагогике ребенок рассматривается как субъект. В педагогическом словаре «субъект» – это «носитель предметно-рактической активности и познания».

Исходя из данного ранее определения, субъектность ребенка дошкольного возраста связана с жизнедеятельностью, общением, самосознанием.

В связи с тем, что ребенок дошкольного возраста социализируется путем подражания и заимствования, идентификации себя с другими он нуждается в педагогической поддержке и сопровождении.

Поэтому ряд исследователей рассматривают субъектность ребенка как социальноцелостное качество, которое формируется в процессе взаимодействия взрослого и ребенка (Е. О. Смирнова, Л. А. Парамонова и др.).

Ребенок младшего дошкольного возраста выступает перед взрослым как объект. Задача педагога заключается в создании условий, благоприятно влияющих на становление базисных характеристик развивающейся личности: эмоциональность, творческую активность, самостоятельность, инициативность, произвольность.

Педагогическая позиция на данном этапе развития ребенка предполагает обучение в процессе сотрудничества и педагогической поддержки.

Общими педагогическими условиями развития субъектности ребенка младшего возраста являются, по мнению Е. О. Смирновой, такие, как:

  • формирование уверенности ребенка в своих возможностях;
  • создание ситуации успеха в преодолении трудностей;
  • формирование положительного отношения к играм, занятиям сверстников;
  • корректировка затруднений в развитии ребенка (чувства застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности);
  • создание предметно-пространственной среды для продуктивной деятельности детей;
  • создание ситуации доверия к взрослым, проявления собственного мнения, защиты своей позиции.

В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности ребенка понимается как его способность проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить цели, осознавать мотивы деятельности и поведения, самостоятельно действовать и уметь дать оценку процесса и результатов.

У ребенка возрастает уровень самосознания. Он начинает предъявлять требования к выполнению правил поведения как к другим, так и к себе.

Позиция взрослого меняется с организатора на координатора и наблюдателя, к которому старшие дошкольники обращаются как к авторитетному советнику, арбитру. Данное изменение позиции взрослого становится возможным в связи с первичным формированием базисных черт личности детей.

Ведущим педагогическим подходом является на данном этапе развития дошкольников личностный подход. Личностно-ориентированная направленность педагогической деятельности предполагает демократичное поведение в воспитании ребенка как личности.

Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включают:

  • стимулирование субъектности ребенка;
  • построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;
  • признание и принятие ребенка как полноправного партнера в совместной деятельности;
  • признание ребенка активной и «саморазвивающейся» личностью;
  • построение «субъектно-субъектных» отношений в различных видах деятельности;
    • использование технологии проектирования на условиях интереса и свободного выбора ребенком деятельности;
  • использование конструктивного подхода в вопросах взаимодействия взрослых и детей;
  • создание исследовательских лабораторий для реализации интересов и развития способностей.

Таким образом, ребенок как объект дошкольной педагогики – развивающаяся личность со своим миром, субкультурой, своеобразием возрастного развития. Бережное к нему отношение – главный принцип взаимодействия с ним.

Субъектность ребенка формируется под влиянием как биологических, так и социальных факторов, а также целенаправленной педагогической деятельности по управлению жизнедеятельностью детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)