Творчество Виктора Астафьева

Наиболее значительные произведения Виктора Петровича Астафьева (1924–2001), продолжающие магистральную традицию русской реалистической литературы, относятся к деревенской прозе, это повести «Последний поклон» (1968) и «Царь-рыба» (1976).

Интересно
В них деревенская жизнь осмысливается поэтически, образы природы и человека полнокровны и возвышенны, несмотря на последовательную репрезентативность, в том числе, в изображении мелочей. Это обеспечивается не только богатым стилем письма, но и тем, что писатель описывает происходящее с восхищением, в «Последнем поклоне» это усиливается детским восприятием.

Пейзаж в творчестве Астафьева выступает не столько как отражение человеческих переживаний, сколько в качестве своего рода камертона, ориентируясь на который человек может найти верный путь в жизни.

В повести «Царь-рыба» благодаря притчевому сюжету это свойство природы обретает действенное воплощение – природа откликается на действия человека пропорционально им, учит и направляет, выступает как бы объективно существующим эквивалентом народной морали и нравственности.

В позднем творчестве Астафьева отразились перестроечные тенденции «чернухи». Не порывая в открытую с народом, тело и дух которого Астафьев воспевал, писатель мыслит о народе, человеке и жизни в совершенно ином ключе. К примеру, такие размышления от повествователя даны в повести «Зрячий посох» (1988):

«Как все-таки несправедливо устроена эта самая наша небесконечная жизнь. Сколько бесполезных, никому не нужных людей живет на свете, недоумков, хамов, убийц, воров, дармоедов, рвачей, а хорошего человека вот нашла смерть, измучила болезнью, иссушила в нем соки, истерзала страданием и убила. Неужто это по-божески? – святой должен страдать за грешных, и грешные, видя муки святого, должны терзаться и – обретать его облик? Но что-то много страдают мученики и мало действуют их страдания на человеческий мусор. Он чем был, тем и остался…»

В начале своего творческого пути Астафьев не писал о войне, на вопросы журналистов об этом он отвечал, что его военный опыт недостаточен для осмысления этой великой темы, и со своей «кочки зрения» он не должен ее затрагивать.

В конце ХХ века Астафьев стал активно эксплуатировать тему войны, в ключе огульной критики СССР, гипетрофированного изображения страданий, антиэстетических натуралистических подробностей, животных, низменных сторон человеческой натуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)