Творчество Василя Быкова

Василь Владимирович Быков (1924–2003) – один из ярчайших представителей лейтенантской прозы.

Своеобразие его творчества определяется, прежде всего, предельно острой постановкой ситуаций этического выбора. Эту тенденцию в советской военной литературе не без оснований сопоставляют с французским экзистенциализмом.

Война, ставя героя в ситуацию неоднозначного этического выбора, подталкивает человека к тому, чтобы он проявил себя в волевом акте. Акте, казалось бы, бессмысленном для истории, но важном для самого человека, например, погибнуть вместе с обреченными товарищами вместо того, чтобы спастись, но стать предателем. Эта тема неоднозначного и особенно сложного в атеистической парадигме мышления выбора очень важна в советской литературе; один из «экзистенциальных» романов Юрия Бондарева так и назывался – «Выбор» (1981).

Герой, проявляющий огромную духовную красоту и силу в бесчеловечной ситуации, когда его обреченный на безвестность подвиг кажется абсурдным, – основное достоинство творчества В. Быкова. Таковы его всемирно известные повести «Альпийская баллада» (1964), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1971).

В повести «Сотников» особенно ярко раскрывается своеобразие «советского экзистенциализма» – его связь не только с национальным опытом, но и с религиозной традицией.

Разумеется, тема неоднозначного этического выбора связана с размышлениями о человеческой сущности, сомнениями в правомочности выбирать и решать за других людей. Мучается сомнениями и Левинсон в повести Александра Фадеева «Разгром» (1926), однако в центре внимания автора – модернистская диалектика становления нового человека и общества.

Интересно
Мотив предательства в повести Фадеева раскрывает представление о чуждости интеллигента Мечика революции, о его неспособности к перековке в нового человека. Мечику противопоставляется «успешно перековавшийся» Морозка, у которого нет иного пути, кроме революции («Уйтить из отряда мне никак невозможно…»), – совершаемый выбор, изображенный с психологической достоверностью, обусловлен социальным происхождением героев.

В повести В. Быкова «Сотников» (1970), где тоже действуют русские партизаны, сражающиеся с превосходящими силами противника, главной темой становится мученическая смерть одного солдата и предательство другого.

«Советский Иуда» партизан Рыбак, согласившийся стать полицаем, казнить своего товарища и других пленных, понимает, что ему больше нигде на земле нет места – он преступил нравственный закон и тем самым отрезал себя от человеческого мира. Окончательно расставлены смысловые акценты в финале повести – Рыбак пытается прервать опостылевшую ему жизнь, повесившись на ремне в отхожем месте, но, откликнувшись на зов полицейского начальства, оставляет попытку (наказание Рыбака еще только началось).

Бывший боевой офицер В. Быков, по сути, интерпретировал на хорошо знакомом ему военном материале евангельскую историю о распятии – убийца Рыбак противопоставляется Сотникову, совершившему подвиг самопожертвования.

Интересно
Приведенное сравнение двух повестей иллюстрирует тенденцию изменения идейного наполнения советской литературы – для произведений второй половины века характерны библейские реминисценции, темы вины и ответственности, рефлексии и покаяния, нравственного выбора. Следует оговориться, что религиозные мотивы и темы никогда полностью из русской литературы не исчезали, однако во второй половине века они встречаются чаще.

Как писал А. Л. Казин, «Советский Союз (…), унаследовав народную энергетику тысячелетней православной традиции, принес в середине ХХ века плод победы над самой страшной антинациональной силой, когда-либо надвигавшейся на Русь в истории.

Советская власть оказалась русифицирована, и в 1960-х – 1970-х годах вполне могла стать национальной властью». Энергетику православной традиции впитала, конечно, не только власть, но и литература – важнейшая часть русской культуры.

Она оказалась настолько внутренне сильной, что, впустив в себя коммунистический модерн и переболев им, осталась, в сущности, самой собой. Незыблемыми остались такие специфические черты русской культуры, как пафос долженствования и небрежение настоящим, нестяжательное отношение к материальным благам и др.

Метаморфозы в советском искусстве второй половины ХХ века отразили специфику русского осмысления модерна – «обрусение» социалистической модернизации, гармонизацию ее отношений с христианским ядром культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)