Почвенническая традиция в постсоветской прозе

Религия изначально связана с литературой теснее, чем с другими видами искусства. Религиозные смыслы, как и всякие
другие, существуют, прежде всего, в языке, одной из форм существования которого является художественная литература. В христианской традиции слову отводится особая роль («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1)).

Словесность и религия изначально нерасторжимо взаимосвязаны, это особенно характерно для нашей страны, «литературно-художественное творчество и религия в России, по мнению большинства исследователей, всегда имели более тесные и напряженные отношения, чем в западных культурах».

Ценностное ядро литературоцентричной русской культуры в наши дни, как и прежде, определяется православной традицией, которую, прежде всего, мы и будем иметь в виду, говоря о религии.

Взаимосвязь литературы и религии в тот или иной исторический период подразумевает, в широком смысле, степень их взаимовлияния и природу их взаимодействия, в узком смысле – значение религиозных тем и мотивов в художественных текстах.

Интересно
В современной России (и западном мире) в связи со светской организацией общества художественная литература существует, главным образом, отдельно от религиозной. Разумеется, религиозная литература выполняет, помимо прочих, и эстетическую функцию, а художественная литература может выполнять некоторые функции религиозной – границы, зачастую, размыты, это обусловлено оговоренной выше тесной взаимосвязью того и другого. Мы будем исходить из того, что религиозной является литература, признаваемая за таковую церковью.

В основном церковь в современной России остается традиционной и влияние на нее литературы (как и других видов искусства) возможно в той степени, в которой совпадают их цели и задачи. Воздействие нецерковной литературы на религию определяется деятельностью верующих писателей, утверждающих в своих книгах традиционные ценности; их творчество зачастую положительно оценивается церковью (например, среди лауреатов Всероссийской православной литературной премии имени Александра Невского А. А. Тахо-Годи, С. Ю. Куняев, Ю. М. Лошиц, А. Л. Казин и т. д.).

Влияние церкви на литературу в современной культуре России нельзя назвать систематическим, основополагающим, однако закрепленные в православной традиции ценности в подавляющем большинстве случаев являются константными как для писателей, так и для читателей. Это обусловлено, главным образом, самой национальной ментальностью, воцерковленные участники литературного процесса не составляют большинства и не играют в нем ведущей роли. Вместе с тем нельзя не отметить распространение в постперестроечный период литературы духовных лиц (стихотворения иеромонаха Романа, «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова) и др.).

В коммерческой литературе религиозные темы и мотивы возникают чаще всего в качестве предмета обыгрывания (например, «Евангелие от Магдалины» В. Попова). Можно условно выделить две стратегии намеренного использования христианской тематики в коммерческой литературе, первая связана с эксплуатацией читательского пиетета к религии: «для современной литературы библейские мотивы (…) это знак того, что автор говорит серьезно: шутки в сторону, мы поговорим о вещах, которые касаются вас всех» (Ю. Илдис).

Вторая стратегия основана на постмодернистской вольности в обращении с любыми константами культуры, высмеивании: «Возможны любые, самые не только критические, а просто разнузданные шутки по поводу Библии и в кино, и в литературе (…) Что же касается того, как это используется, лучше всего об этом говорил Битов в “Пушкинском доме”: это сверхэксплуатация, истощение природных ресурсов» (А. Ковельман). Конечно, в обоих случаях оворить о глубоком значении религиозных тем и мотивов не приходится.

В постсоветский период распространение получил термин «духовный реализм», к которому теоретики относят творчество многих авторов, ранее рассматривавшееся под другим углом зрения (к примеру, В. Я. Шишков, М. М. Пришвин). В широком смысле к этому течению примыкает почти любая литература, равивающая проблематику величайших русских романистов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Для современной реалистической прозы характерно обращение к историческому жанру. Зачастую, история показывается тенденциозно, проводится та или иная идеологическая доминанта. К примеру, написанный по заказу патриарха Алексия II роман «Поп» (2007) А. Сегеня направлен на реабилитацию духовенства, служившего во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях, а роман Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» (2015) направлен на демонизацию образа советской власти в традициях Солженицына.

Иногда для транслирования определенных идеологических установок через историческое повествование используются довольно сложные художественные стратегии, как, например, в романе Л. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» (2006). В центре фрагментарного (эпистолярного, дневникового, псевдодокументального) повествования находится фигура Даниэля Штайна.

Первая часть книги посвящена, главным образом, формированию авторитета главного героя – это смелый, благородный человек, герой войны, спасший 300 узников гетто, жертвуя собственной жизнью, но чудом спасшийся. Л. Улицкая изображает своего героя человеком умным, прозорливым, невероятно способным к изучению языков, мужественно преодолевающий многочисленные трудности, в его характере сочетаются альтруизм и жизнелюбие, честность и скромность.

Одним из ярчайших произведений современной исторической прозы можно назвать роман в двух книгах Алексея Иванова «Тобол» (2018). Это широкомасштабное историческое повествование об освоении Сибири в первой половине XVIII века, с разветвленной сетью героев и детально прописанными характерами.

Примечательно, что для создания стилистически правдоподобных диалогов романист отдельно разработал лексику для каждой этнической общности.

Роман существенно отличается от описанных выше отсутствием тенденциозности, более того, автор преодолевает в нем декларативность тех или иных мыслей, свойственную его более раннему творчеству.

Тем не менее, из художественного целого выкристаллизовывается центральная историческая мысль автора о том, что именно национальное своеобразие русского характера привело к освоению дикого края и урегулированию различных конфликтов среди его разноплеменного населения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)