Ценности в праве и право как ценность

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и стано­вятся объектом оценки.

Ценности выражают убеждения и пред­почтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие нераз­ложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспри­нимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохра­нению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точ­ного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии.

По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые счи­тают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории цен­ность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать осо­бенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценно­стной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности назы­вается оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мо­раль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, ис­полнение, использование и соблюдение права) представляют со­бой области человеческой деятельности ярко выраженного оце­ночного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о цен­ностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода свя­зано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксио­логическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религи­озных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм.

Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем со­стоит ценность права.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие по­ступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеа­лы, цели, социальные институты. Они являются правовыми цен­ностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценно­стей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными прин­ципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, де­мократия, порядок, безопасность, мир.

Наряду с ними существу­ют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные цен­ности одновременно являются идеалами и осуществляются ре­альной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и пра­вотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека так­же приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выра­жает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей со­вокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Итак, правовые ценности производны от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных мо­ментах. Инструментальная и собственная ценность права. В совре­менном цивилизованном обществе право представляет не только инструментальную ценность, то есть ценность «инструмента» разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как освобождающее, развивающее средство, которое вы­ступает как ценность.

Вместе с тем отметим, что, во-первых, раз­ные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правово­го инструмента каждый раз определяется конкретно историче­ски. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста дея­тельности субъектов права, организационных сил, соответствую­щих институтов по созданию и реализации права.

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых со­стояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются но­вые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества.

В этом качестве право может предоставлять людям, различ­ным субъектам права в виде субъективных прав новое простран­ство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, что­бы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья дру­гих людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью.

Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундамен­тальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духов­ной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), научные, мировоззренче­ские ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценно­стей являются относительно самостоятельными.
Правовые ценности представляют собой вид духовных цен­ностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей.

Их основной и специфической функцией является регу­лятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Пра­вовые ценности составляют элемент системы социального (соци­ально-политического) управления обществом. При этом они яв­ляются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко вы­раженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраня­ются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функ­циональной особенностью — имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, во­левого выбора социальными (правовыми) субъектами объектив­но существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные фор­мы бытия ценностей:

  • общественные целевые ценности и идеалы;
  • предметно-воплощенные ценности;
  • личностные (или экзистенциальные).

Под идеалом обычно понимают то, к чему мы стремимся, — нормативно-ценностный образец должного в его наивысшей, наиболее совершенной форме. Необходимость в идеале как осо­бой форме регулирования человеческой деятельности связана с наличием в природе человека, понимаемой как «открытость ми­ру», такого момента, который в классической философии рассматривается как момент духа.

Этот момент выражается в ориен­тации человека на образцы должного, на ценности, на основе ко­торых происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования.

Немецкие философы Кант и Фихте полагали, что идеал — это высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственно­го самоусовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека» как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства. По утверждению Канта, право представляет собой цель общества, находящегося в гражданском состоянии. Право выступает для людей в качестве высшего принципа, из которого должны исходить все максимы, ка­сающиеся общества.

В то же время ошибочно было бы отождествлять обществен­ный идеал с идеалом правовым, так же, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не ох­ватывает его целиком. Правовой идеал выступает поэтому лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в со­став которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинно человеческо­го в человеке, придают правосознанию глубокую личностную окрашенность.

Высшие ценности в жизни и культуре, тесно связанные с творчеством, добром, истиной, красотой, придают правосозна­нию глубокую личностную окрашенность. Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и вы­ступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершен­ствования личности, как форма реализации активности, творче­ства человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, варварства и несправедливости.

Основной темой учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок.

Предметно-воплощенные ценности. Сами правовые идеа­лы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и зако­нах. Они входят в правовую нормативность как ведущий эле­мент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов пра­ва, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре.

С изменением общественных и правовых отношений проис­ходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, но­вые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеала­ ми переоцениваются и предметно-воплощенные ценности.

Личностные, экзистенциальные ценности. Личностные ценности представляют собой идеальные представления о бла­гах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной мере как авто­ритетные и обязательные установки ее сознания.

Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя.

Конкретное, ценностно-смысловое переживание человека в кругозоре личности носит двоякий характер: «Я» и «другие» движутся в разных плоскостях (планах) видения и оценки, и по­этому стать ценностно-значимым равносильно подведению себя и другого под общую с ним норму морали, в праве или под ка­кой-либо закон.

Как утверждал Михаил Бахтин: «Никто не может занять нейтральной к Я и другому позиции: отвлеченно-познавательная точка зрения лишена ценностного подхода, для ценностной установки необходимо занять единственное место в едином событии бытия, необходимо воплотиться. Всякая оценка есть занятие ин­дивидуальной позиции в бытии: даже Богу надо было вопло­титься, чтобы миловать, страдать и прощать, как бы сойти с от­влеченной точки зрения справедливости».

Но то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обя­зательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направ­лено и против других людей. То, что выбирают люди, что дела­ют для себя смыслом, благодаря чему ощущают себя людьми, за­висит от духовного уровня человека, от того, какой он есть.

Таким образом, правовые ценности производны от понятия личности. Они составляют образ права во взаимосвязанных и взаимодополняющих полярных моментах. Идея ценности человека выстрадана всею историей философии Запада, хотя она прошла через различные этапы собственной дискредитации. В современном цивилизованном обществе право представляет собой не только инструментальную ценность — ценность «инст­румента» разрешения социальных противоречий в различных сферах общества, но также и эмансипирующее, развивающее средство, которое выступает как собственная ценность права.

Правовые ценности по своему характеру являются деонтически­ ми и служат для создания, воспроизводства и укрепления соци­ального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельно­сти общества и человека выступает и как основа его самосозидания в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправед­ливости.

Анализ природы правовых ценностей и их иерархии, а также выявление ценности права позволяет перейти к обоснова­нию идеи права как идеи свободы и к рассмотрению права как формы свободы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)