Формы бытия права: идея права, закон, правовая жизнь

Анализ правовой реальности позволяет выделить в нем сле­дующие формы бытия права у которые в совокупности выража­ют динамику правовой реальности:

  • мир идей: идея права;
  • мир знаковых форм: правовые нормы и законы;
  • мир взаимодействий между социальными субъектами (правовая жизнь).

Данное членение традиционно и в целом аналогично (хотя и не полностью тождественно) делению на такие формы или уров­ни бытия права, как правосознание, правовые нормы и правоотношения. Единство этих уровней и представляет собой такой объект, как право.

Каждый из этих уровней находит наиболее развитое описание в соответствующих философско-правовых концепциях. Так, например, идея права находит свое выражение в классических теориях естественного права, особенно деонтологического (субъективистского) направления, правовые нормы и законы — в аналитической юриспруденции (правовом позитивизме).

Что же касается третьего уровня, уровня взаимодействия между социальными субъектами, то это мир социальной пред­метности, в котором право переходит в мир социальной реальности. Этот мир участвует в формировании права, в наделении права материальным содержанием.

Что же представляет собой право? Один из этих слоев или их совокупность? Решение этой проблемы следует искать на пути дополнения статистического аспекта анализа структуры право­вой реальности динамическим аспектом, что дает возможность проследить саморазвитие права, развертывание его сущности че­рез ряд определений. Важнейшими среди них являются:

  • абстрактно-общие определения (правовые идеи и прин­ципы);
  • конкретно-общие определения (формально-позитивные правовые нормы);
  • материально-конкретные определения (прежде всего су­дебные решения);
  • социально-предметное воплощение в позитивно-правовом поведении субъекта.

В самом сжатом виде динамическая структура правовой ре­альности, как теоретическое воспроизведение процесса осущест­вления права, может быть представлена следующие образом.

Идея права является исходным логически первым компонентом правовой реальности. Здесь не ставится вопрос о том, что лежит в основании этой идеи: природа человека, разум, объективный порядок ценностей, социальные отношения или воля и мудрость Бога. Идея права представляет собой наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, его «проект» или задачу («регулятивная идея»). Она представляет собой идеальный аспект бытия права, его форму (в аристотелевском смысле).

В структурном плане идея права предполагает наличие:

  • субъективной (антропологической) компоненты, то есть содержит информацию о том, кто способен быть субъектом права, на кого оно ориентируется. Таким субъектом является тот, кто умеет отличить ценное от неценного;
  • аксиологической компоненты, то есть представляет собой систему ценностей, реализующихся в праве, интегрально выра­жаемую в понятии справедливости;
  • деонтологической компоненты, то есть выступает в виде идеи долженствования, выражающей единство прав и обязанностей.

Субъекты правотворчества, осознавая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным и даже наиболее простым культурным нормам, формируют тот минимум требований, который можно поддерживать при помощи организованно­ го насилия. Этот минимум и есть идеальное содержание права. Если принимать его за идею права, то идея предшествует праву, то есть сначала появляется представление о должном, которое необходимо институционально закрепить и поддержать силой данного института, а затем уже формируется реальная правовая система.

Правовая идея есть данность нашего сознания, имеющая оп­ределенный смысл, выражающий в самом общем плане момент долженствования. Идея права обладает лишь потенциальной действительностью, в отличие от позитивного права, но эта по­тенциальность столь существенна, что задает нормативную силу позитивному праву.

Вторым элементом правовой реальности является закон (пра­вовые нормы). Позитивное право предстает, прежде всего, в фор­ме закона (однако не сводится к нему), который представляет собой конкретно-общие, формально-позитивные правовые нормы. Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию пра­вовых идей и принципов, шаг на пути к конкретному праву, но он еще не является правом во всей его полноте.

Это право на оп­ределенном этапе его становления. Закон — это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как сужде­ние о должном. К феноменологии закона относится также то, что он действует как законодательный акт, или система законода­тельства (его внешняя форма), которая устанавливается субъек­том власти, коренится в авторитете законодателя.

Правовой закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъектность, правовые про­цедуры, процессуальные формы, правовой статус и правовой режим, правовой договор, иск и обвинение и т. д.

Различие между ними носит функциональные, а не сущностные характеристики. Смысл принципа формального равенства выражается, например, в правовой норме — в виде правил поведения субъектов права; в правовом отношении — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъек­тов права; в правосознании — в форме осознания смысла и тре­бований принципа права членами данного правового сообщества; в правосубъектности — в форме признания индивидов (их объе­динений, союзов) формально равными, свободными, независи­мыми друг от друга субъектами правового типа общения; в пра­вовых процедурах — в форме равного и справедливого порядка приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъекта­ми, разрешения спора о праве и т. д. Так что право существует во всех этих правовых формах, где соблюдается и применяется принцип формального равенства.

И, наконец, следующий аспект правовой реальности — это мир социальных действий, наиболее сложный мир, наименее ис­следованный с позиций философии. Процесс социальных взаимодействий выражает такую стадию в осуществлении права, как правореализация. Центральной фигурой этого процесса оказы­вается субъект как исполнитель нормы в его отношении к другим людям. Эти отношения оказываются возможными при наличии определенных способностей, качеств человека.

Основным качеством субъекта права является способность признания идеи права и способность психически волевого при­знания нормы, когда последняя рассматривается в качестве же­лательной или нежелательной для данного субъекта. Могут быть выделены три основных уровня психически волевого отношения субъекта к норме:

  • низший — желание нарушить норму;
  • средний — желание подчиниться норме (по соображениям пользы или из боязни наказания, в целом — нейтральная пози­ция);
  • высший — всецелое признание выраженной в норме ценности.

Именно социальные субъекты, а именно люди и их объедине­ния, являются «рычагами», благодаря которым идея права нахо­дит свое осуществление и оказывает влияние на жизнь. Формой такого осуществления оказывается правомерное поведение. Осуществление права — это результирующая его характеристика, что может быть выражено категорией правопорядка. На этом уровне право как должное переходит в социальную жизнь. Ста­ло быть, наиболее конкретной формой бытия права являются правильные действия и решения в конкретной ситуации самого субъекта права. Таковы основные формы или уровни бытия права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)