Цель и задачи современного образования
В истории педагогики известно немало формулировок целей образования (воспитания), однако еще со времен античности явно выделяется одна непреходящая – обеспечить каждому появившемуся на свет человеку всестороннее гармоническое развитие. Несмотря на то, что такая формулировка цели критикуется за ее идеалистичность (а какая общая цель не идеалистична?), разумной и обоснованной альтернативы ей пока не найдено.
«Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» (закон РФ «Об образовании», ст. 69).
Цель выражает общую направленность образования. При практическом осуществлении она конкретизируется в задачах, выступает как система задач. Цель и задачи соотносятся как целое и части, система и её компоненты. В формулировании задач образования сегодня можно выделить два ведущих подхода: культурологический и компетентностный.
Культурологический подход позволяет формулировать задачи образования, отталкиваясь от основных составляющих культуры (знания, виды и способы деятельности, ценностные отношения):
- Содействие развитию общей культуры личности (умственного труда, нравственной, трудовой, коммуникативной, экологической, логической, физической, эстетической, правовой, экономической, мировоззренческой).
- Развитие профессиональной культуры личности (профессиональная направленность, профессиональные знания и умения, опыт профессиональной деятельности, профессионально значимые личностные качества).
- Содействие развитию творческой личности специалиста, способной принимать решения.
В составе любой составляющей личностной культуры (нравственной, трудовой, коммуникативной, профессиональной и т. д.) есть знания, умения, творчество, отношение к тем или иным ценностям. Эмоционально-ценностные отношения являются наиболее важной характеристикой культуры личности. Решение воспитательных задач – это, прежде всего, формирование системы отношений человека к окружающему миру и к самому себе. Второй подход к определению целей и задач образования ‒ компетентностный.
Мировым сообществом принята компетентность в качестве наиболее адекватной меры образования. В 1992 г. в проекте ЕС «Среднее образование в Европе» впервые было использовано понятие «ключевые компетенции». В документе, в частности, отмечалось, что важнейшей задачей современного образования становится развитие у обучаемых не только способности адаптироваться к наличной ситуации, но и активно осваивать то, что порождается происходящими социальными переменами.
Практически одновременно и Международная организация труда (МОТ) включила понятие «ключевые компетенции» в квалификационные требования к специалистам. С этого времени в педагогических исследованиях и документах, связанных с модернизацией образования, прослеживается развитие компетентностного подхода в образовании. Программным документом в постановке целей и ценностей образования современного общества стал доклад в ЮНЕСКО Ж. Делора «Образование ‒ сокрытое сокровище» (1999 г.).
В нем сформулированы основные компетенции, необходимые для жизни человека современной эпохи:
- Learning to know ‒ учиться познавать;
- Learning to live together ‒ учиться жить вместе;
- Learning to do ‒ учиться делать;
- Learning to be ‒ учиться быть.
В отечественных источниках различаются два понятия «компетенция» и «компетентность». Вопрос о содержании понятий «компетенция», «ключевая компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» до сих пор является дискуссионным. Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся их трактовки. Компетенция (от лат. competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция выступает как наперёд заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в определённой сфере. Наряду с ключевыми компетенциями (табл. 4), которыми должны овладеть все выпускники высшей школы, есть и более узкие профессиональные компетенции, характерные для той или иной сферы профессиональной деятельности.
Компетентность – качество личности, предполагающее владение человеком определённой компетенцией. Компетентность – способность обучающихся мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной или практической задачи.
Рассмотрим некоторые, наиболее значимые виды компетентности. Ключевые компетентности – обобщённо представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Общекультурная компетентность личности ‒ совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Общекультурная компетентность включает такие аспекты:
- смысловой аспект – адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
- проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
- коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.
Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы. Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже ценностно-смысловой и коммуникативный аспекты. Профессиональная компетентность – интегральная характеристика личности, отражающая уровень знаний, умений и опыта, достаточный для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений.
Профессиональная компетентность определяется как сочетание шести ее составляющих:
- концептуальной – понимание теоретических основ профессиональной деятельности;
- инструментальной – владение базовыми профессиональными умениями;
- интегративной – способность сочетать теорию и практику при решении профессиональных проблем;
- контекстуальной – понимание социальной и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность;
- адаптивной – умение предвидеть изменения и заранее быть к ним готовым;
- коммуникативной – умение эффективно использовать письменные и устные средства в межличностной коммуникации.
Если речь идет о профессиональной компетентности выпускника вуза, тем самым подтверждается уровень его начальной готовности к профессиональной деятельности. Естественно, с накоплением опыта работы в соответствующей сфере труда профессиональная компетентность поднимается на более высокий уровень. Поэтому компетентность рассматривается еще и как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Познание человеком окружающего мира и самого себя осуществляется как в образовательных организациях, так и за их стенами ‒ в семье, при самостоятельном взаимодействии с природной и социальной действительностью. Поэтому различают познавательную деятельность (как более широкое понятие) и учебную деятельность (как специально организованную познавательную деятельность).
Соответствующая познавательной деятельности познавательная компетентность необходима студентам для успешной учебной деятельности в высшей школе, но в условиях быстро изменяющегося мира является и важным фактором успешности профессиональной деятельности. Познавательная компетентность (по Игнатьевой Е. Ю.) ‒ способность и готовность осуществлять познавательную деятельность на основе умений по управлению знаниями.
Познавательная компетентность студентов в вузе характеризуется:
- устойчивой мотивацией обучения на основе принятия идеи постоянной ревизии актуальности личностного знания, значимости для его развития объективного знания и способов работы с ним в современной социокультурной и профессиональной средах;
- опытом осуществления операций со знанием в соответствии с его жизненным циклом; выстраивание целостной системы личностного знания (явное – неявное – культурное); конструирование стратегии взаимодействия содержательной и операциональной сторон познавательной деятельности для развития личностного знания (управление знанием);
- способностью организации коммуникаций в процессе реализации жизненного цикла знания, рассматриваемых как взаимодействие творческих процессов участников коммуникаций, взаимообмен знаниями и способами действий;
- способностью критического оценивания своих знаний на фоне прежнего опыта, определения разрывов в знаниях и способов их устранения; оценку содержательной наполненности системы личностного знания и успешности осуществления операций жизненного цикла знания;
- эмоционально-волевая регуляцией процесса познавательной деятельности.
Информационная компетентность ‒ способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Информационная компетентность необходима как основание для осознанного выбора, формирования мнения, принятия решений и выполнение информированных и ответственных действий:
- распознать и определить то, что неизвестно;
- идентифицировать, систематизировать информацию, обеспечить доступ к различным информационным источникам (включая поиск информации и знания в киберпространстве, в глобальной сети);
- оценить качество, уместность и ценность информации, также как достоверность и аутентичность источников информации;
- организовать знание и информацию.
Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения. Коммуникативная компетентность связана с формированием адекватных умений в новых социальных структурах, знанием культурных норм и ограничений в общении, знанием обычаев, традиций, этикета в сфере общения, ориентацией в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Компетентностный подход в высшем образовании требует ориентации на овладение способами деятельности, на накопление опыта осуществления деятельности, развитие готовности действовать в изменяющихся условиях, решать новые задачи. Несмотря на разногласия в трактовке терминов специалисты сходятся в том, что основными целями компетентностного подхода в образовании должны считаться приобретение обучающимися готовности к самостоятельной продуктивной деятельности и личной ответственности, в сочетании с высоким уровнем знаний и мотивацией. Следует отметить, что культурологический и компетентностный подходы в определении целей и задач не являются взаимоисключающими. Они вполне могут дополнять друг друга.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу