Экология и экологическое образование

Экология зародилась во второй половине XIX века в недрах биологического знания как наука, изучающая взаимоотношения живых организмов со средой их обитания. Однако, начиная с середины XX века, она начала быстро преобразовываться в комплекс фундаментальных и прикладных наук, включающий биоэкологию, глобальную экологию, социальную экологию, экологию человека, геоэкологию, урбоэкологию, агроэкологию, медицинскую экологию, инженерную экологию и др. Формируется мегаэкология – наука, в которой взаимосвязаны естественнонаучная, гуманитарная и техническая составляющие.

Совершенно очевидно, что данный комплекс является междисциплинарным, тем не менее, имеющим общие основания, а именно: объект, предмет и метод. Объектом изучения в любой отрасли экологии являются экосистемы. Экосистема – это система в среде, целостное образование, обладающее определенной степенью замкнутости, способностью к саморегуляции, самоорганизации, самокомпенсации возникающих внутренних отклонений, сохранению относительной устойчивости (до определенных пределов). Это могут быть природные экосистемы, социоприродные экосистемы («общество ‒ окружающая среда»), антропоэкосистемы («человек ‒ окружающая среда»).

С точки зрения мегаэкологии, как естественногуманитарной научной области, экологические системы – открытые саморегулирующиеся природные и/или социоприродные системы, существующие в целостности с окружающей их социоприродной средой, которая может быть представлена геологическими, биологическими, социальными системами. Экологические связи и отношения (пищевые, энергетические, информационные) существуют внутри системы и с окружающей средой.

Экосистемная познавательная модель – метод познания экологической науки, который имеет общенаучный характер, раскрывает экологические противоречия «природное – социальное». Экосистемная познавательная модель – вариант системного анализа, который позволяет изучать любые открытые системы во взаимодействии с окружающей их социоприродной средой.

Экосистемная познавательная модель позволяет решать следующие задачи:

  • выявление экологических противоречий в системе;
  • всесторонний анализ причин их возникновения;
  • научно-обоснованный прогноз и оценка экологических рисков разных вариантов развития этих противоречий;
  • выбор стратегии действий.

Экологическое образование для устойчивого развития – междисциплинарный (гуманитарно-естественнонаучный) педагогический процесс формирования экологической культуры детей, подростков, молодёжи в различных видах деятельности и общения с окружающей средой. Экологическое образование является важнейшей составной частью образования для устойчивого развития, и в таком контексте ориентирует на взаимосвязанное развитие общества и природы, а не на одностороннее природоохранное воспитание.

Экологическая культура ‒ планируемый результат непрерывного, системно реализуемого экологического образования. Экологическая культура – вектор общей культуры человека.

Он определяет экологическую направленность личности, её экологическое мышление, экологическую грамотность, способность и готовность к практической деятельности в рамках экологического и правового императива. Экологическая культура – ценностно-смысловой и поведенческий стержень здорового и безопасного образа жизни, необходимое условие социализации личности в современном мире.

Экологическая культура ‒ единство экологической образованности, сознательного, ответственного отношения к природе и здоровью своему и других людей, активной и умелой экологоориентированной деятельности. Экологическая деятельность ‒ проявления сознательной целенаправленной активности людей, связанные с сохранением и улучшением окружающей среды, с сохранением здоровья людей, с приоритетами здорового образа жизни.

Общее экологическое образование направлено на:

  • социализацию обучающихся;
  • приобщение к познавательной культуре;
  • ориентацию в систем нравственных категорий экологической этики;
  • воспитание экологической ответственности;
  • формирование готовности действовать и жить условиях рисков изменяющейся окружающей среды и неопределённости;
  • накопление личного опыта переноса и применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В процессе экологического образования для устойчивого развития, направленного на становление экологической культуры личности, решаются следующие задачи:

  • усвоение обучающимися знаний о взаимодействии в системе «человек ‒ общество – природа», об экологических проблемах и способах их решения;
  • формирование у обучающихся интеллектуальных (в том числе специфических ‒ оценка, прогнозирование, проектирование) и практических (в повседневной жизни и профессиональной деятельности) умений;
  • становление эмоционально-ценностных отношений к природе как универсальной ценности, к окружающей среде, к здоровью людей и своему собственному, к экологической деятельности.

Универсальная ценность природы означает многогранную значимость её для человека ‒ экономическую (всё, что нужно человеку для жизни и производственной деятельности, он, в конечном счёте, берёт из природы), гигиеническую (для жизни человека как биологического существа необходимы соответствующие природные условия ‒ чистый воздух и незагрязнённая пресная вода, например), познавательную (удовлетворение потребностей в познании), нравственную (отношение к «братьям нашим меньшим»), эстетическую (прекрасное в живой и неживой природе).

В организации экологического образования важно ориентироваться на следующие принципы:

  • интегративности (междисциплинарности) ‒ каждая учебная дисциплина вносит свой вклад в экологическое образование;
  • систематичности ‒ означает непрерывность и последовательность экологического образования (в семье, дошкольных организациях, общеобразовательной школе, организациях профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров);
  • взаимосвязи глобальных, региональных и локальных аспектов экологии ‒ обеспечение понимания того, что при всей глобальности экологического кризиса, экологические проблемы возникают и решаются на локальном уровне (отсюда лозунг-призыв: «Думать глобально, действовать локально»);
  • взаимосвязи познания, переживания и практических действий ‒ взаимосвязь усвоения экологических знаний с организацией практической деятельности обучающихся по сохранению и улучшению окружающей среды, по сохранению здоровья людей;
  • прогностичности ‒ ориентация на ответственность перед будущими поколениями людей;
  • проблемности ‒ направляет внимание педагогов на обучение молодёжи решению экологических проблем;
  • учета возрастных и социально-профессиональных особенностей обучающихся.

Экологическое образование студентов высшей школы складывается из следующих основных блоков:

  • методологическая подготовка (философия, культурология);
  • общая экологическая подготовка (общая экология, прикладная экология, социальная экология, экология человека);
  • экологизация общеобразовательных дисциплин (отечественная история, политология, социология, основы правовых знаний, основы экономических знаний, социальная работа, иностранный язык и др.);
  • профессиональные дисциплины экологического содержания (инженерная экология, медицинская экология, экологическое образование);
  • экологизация профессиональных дисциплин (например, вопросы экологического образования в курсах педагогики и методики обучения тем или иным дисциплинам).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)