Теория совместного или разделенного лидерства

Согласно постулатам теории «совместного» или «разделенного» лидерства, предполагается существование некой общности идеальных людей, в которой каждый участник не только способен руководить другими, т. е. обладает соответствующими знаниями, умениями и волевыми качествами, но и стремится к успешной реализации роли лидера, готов добровольно принять на себя ответственность за решения, затрагивающие интересы всех членов социальной группы.

Лидерство в данной теории представляет собой вид межличностного общения, в рамках которого участники получают возможность реализовать уникальные способности воздействовать на поведение и мысли окружающих.

Фактически, лидером являются все члены группы. Так, П. Дойль полагает, что «как личности мы являемся частью процесса лидерства и, одновременно, заряжаемся друг от друга даром взаимного лидерства».

Интересно
Следует отметить, что «совместное» лидерство отражает качество межличностного общения, а эффективность лидерства оценивается не по характеру выполненных задач, а по тому, каким образом люди осуществляют совместную деятельность. В созданных условиях все участники взаимосвязаны друг с другом, ярко проявляется стремление качественного улучшения работы, высоко ценятся открытость и честность.

Преимуществами подобного лидерства считаются взаимное доверие соучастников, тесная взаимосвязь, взаимная преданность и забота, высокая взаимооценка, вера в собственные силы, принятие коллегиальных решений.

Коллегиальное управленческое решение обладает большими возможностями по сравнению с индивидуальным решением и приемлемо для ситуаций, которые требуют от лидера максимального использования его потенциала. В этом случае можно говорить наличии положительного эффекта синергии при такой организации принятия решений, когда эффективность деятельности группы оказывается более высокой, чем простая сумма возможностей ее членов.

К сожалению, ряд исследователей выявляют некоторые негативные черты «разделенного» лидерства. Как свидетельствует практика, в отдельных случаях возникает и отрицательный эффект, который связан с частым несовпадением и противоположностью индивидуальных вариантов выбора при принятии коллегиальных решений.

В силу этого возникает ряд феноменов:

  • расхождение индивидуальных решений с целями совместной деятельности участников;
  • антагонистичность индивидуальных критериев в группе, принимающей решение;
  • аксиологический диссонанс, характеризующийся несовпадением индивидуальных норм и психологических установок, играющих роль регуляторов принятия управленческих решений;
  • диффузия ответственности;
  • несовместимость индивидуальных альтернатив и предпочтений и др.

При принятии коллегиального управленческого решения на различных этапах неизбежно возникает ряд психологических эффектов и феноменов, а также связанных с ними трудностей, описанных в управленческой литературе.

Самыми распространенными из этих эффектов являются следующие.

Феномен Groupthink – групповое мышление, порождающее единомыслие

Данный феномен возникает в социальной группе посредством усвоения каждым ее членом установленных социальных норм. Чем сплоченнее группа, тем больше вероятность того, что ее участники будут иметь схожие мнения на проблему. Как правило, основными причинами возникновения такого феномена являются: иллюзия неуязвимости социальной группы, отражающаяся в лозунге «Вместе мы – сила», влияние стереотипов при оценке оппонентов, открытое давление на отдельных членов группы и т. д.

Феномены ложного согласия и демонстративного несогласия. Ложное согласие проявляется в том, что отдельные представители группы могут оказаться не вполне компетентными в каких-либо вопросах, вследствие чего безоговорочно занимают позицию лидера, участников с высоким социальным статусом или простого большинства. Феномен «демонстративного несогласия» характеризует желание участников группы выделиться и высказать свое прямо противоположное мнение, привлекая подобными действиями внимание авторитетных членов группы, а не решая проблему.

Эффект конформизма, или эффект согласия с большинством. В отличие от феномена ложного согласия эффект конформизма заключается в том, что многие индивиды принимают решения и выносят свое мнение на обсуждение окружающих, даже несмотря на то, что они могут быть противоречивыми и прямо противоположными собственному мнению.

Инерционный эффект, проявляющийся в переоценке значимости первой альтернативы по сравнению с остальными, сформулированными личностью позже или предложенными другими. В этом случае лицо, принимающее решение, сопротивляется навязыванию новых мнений и повышает субъективную ценность собственного решения.

Феномен внутригруппового фаворитизма, при котором возникает тенденция в сознании личности благоприятствовать в восприятии и оценочных суждениях членам собственной группы, а не представителям окружающей среды.

Эффект поляризации риска, проявляющийся в том, что мнение группы после обсуждения альтернативных вариантов решения «сдвигается» в сторону полюсов – максимального риска или максимальной осторожности. Происходит это потому, что перед обсуждением проблемы группа может быть настроена либо консервативно, либо рискованно. В итоге в процессе делового общения участниками воспринимается та информация, которая подтверждает их точку зрения, усиливая склонность личности и группы в целом к какому-либо полюсу.

Особенно сильное влияние на мнение группы оказывает суждение лидера и его отношение к риску. Другой причиной возникновения данного феномена может стать диффузия ответственности, приводящая в большинстве случаев к коллективной безответственности.

Эффект социальной фасилитации. Социальная фасилитация рассматривается в психологической науке как повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого субъекта (человека, группы), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Другими словами, в присутствии окружающих личность работает более продуктивнее и эффективнее при условии, что алгоритм выполнения задания ей известен. Поэтому в группе каждому индивиду психологически легче принимать управленческое решение, особенно если оно характеризуется повышенным уровнем риска.

На практике может возникнуть и обратный эффект – эффект Рингельмана, сопровождающийся снижением активности и ответственности отдельных членов группы, возникновением лени из-за диффузии ответственности и нечеткого понимания личностью взаимосвязи между личным трудовым вкладом и общими результатами деятельности группы.

Феномен выученного диссонанса, проявляющийся в том, что в ходе обсуждения альтернативных вариантов многие представители группы осознают невозможность реализации части своих предпочтений при принятии управленческого решения, так как оно изначально противоречит их интересам. Поэтому часто такая психологическая установка приводит к снижению меры их продуктивности, активности и креативности.

Интересно
Эффекты объема и состава. Данные эффекты характеризуются тем, что слишком большие и слишком малые группы, а также группы, имеющие однородный состав участников, принимают менее эффективные управленческие решения. Оптимальной считается гетерогенная группа с численностью от пяти до семи человек.

Эффект асимметрии качества управленческих решений, проявляющийся в том, что группа имеет много возможностей повлиять на индивидуальное решение рядовых работников, входящих в ее состав, по сравнению с мнением руководителя, который имеет больше полномочий для изменения группового решения.

Феномен идиосинкразического кредита. В психологии термин «идиосинкразия» используется метафорически и отражает психологическую несовместимость и непереносимость некоторыми людьми друг друга. Этот феномен проявляется в том, что группа может дать разрешение на девиантное (отклоняющееся от принятых социальных норм) поведение отдельным ее членам пропорционально занимаемому статусу и прошлому личному вкладу в решение групповых проблем.

Чаще всего идиосинкразический кредит выдается руководителю или авторитетным членам группы. Усиливается феномен в новых необычных для группы условиях, требующих нестандартных управленческих решений.

Феномен виртуального решателя, являющийся разновидностью феномена лидерства, отражает желание группы переложить свою ответственность за выбор управленческого решения на третье лицо, которое не является членом данной социальной общности. Можно говорить и о положительном проявлении данного феномена. Затягивая этап выбора управленческого решения, группа более обоснованно подготавливает альтернативные варианты, повышая его эффективность и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)