Теория освобождающего лидерства

Теория «освобождающего» лидерства основывается на идее стремления лидера к созданию такой организационной среды, которая мотивирует работников и позволяет раскрыть их творческий потенциал.

Для реализации творческих способностей им предоставляется полная свобода и ответственность в реализации трудовых обязанностей. А это означает создание также и новой формы организации – освобождающей инициативу (initiative-freeing organizational forms), кратко – «F-form» (Гетц).

В такой управленческой ситуации исключительно важно поведение лидера, реализующее его функции, – воплощенный пример для подражания, обучение последователей и их тренинг (deliberate role modeling, teaching and coaching).

Предоставление лидером своим последователям и подчиненным большей самостоятельности – передовое явление.

Интересно
Теоретики бизнес-управления из Гарвардского университета свой анализ проблем «трудных подчиненных» начинают именно с констатации качественных изменений потребностей и позиции современных работников.

«Рабочее место XXI века не просто допускает большую самостоятельность исполнителей, но и нуждается в этом: мы наблюдаем ослабление иерархии, более глубокое понимание необходимости баланса “труд – жизнь”, более широкое понимание деструктивности проявлений несправедливости, требование разнообразия, растущее стремление использовать правовые средства борьбы против необоснованных увольнений и т. п.» (Кирби).

Постулаты данной теории могут быть реализованы в социальной группе

К сожалению, в рамках формальных организационных структур невозможно осуществлять совместную деятельность без субординационных отношений, формируемых между руководителем и исполнителями.

Очень тонкое наблюдение по этому поводу находим у австралийского философа Фреда Д’Агостино: «Допустим, что индивид A хочет контролировать поведение индивида B и делает это путем принуждения. Если B не исполнит волю A, то будет им наказан. Это, конечно, недопустимо для наших обществ, проповедующих идеологию формального либерализма.

Теперь допустим, что A предоставляет B возможность удовлетворить собственные потребности, участвуя к какой-то совместной работе. В этом случае уже участие B рассматривается как проявление самостоятельности – в полном соответствии с идеями либерализма. Хотя подобное соучастие видоизменяет поведение B, и он, казалось бы, уже добровольно подчиняется интересам A, но эта формальная свобода на самом деле лишь маскирует властное принуждение в их взаимоотношениях».

Следует отметить существенное противоречие, кроющееся в возможности реализации принципов теории «освобождающего» лидерства.

Мотивируя последователей к проявлению полной самостоятельности, лидер сам лишает себя самостоятельности. И насколько полно проявляется возможность работников действовать самостоятельно и принимать стратегические решения, свободно распоряжаясь организационными ресурсами, настолько же сжимается зона самостоятельности лидера и даже становится излишней.

Другими словами, получая неограниченную свободу, работник – управляемый объект – превращается в субъект самоуправления; вместо лидера-личности подчиненные управляются «положением вещей», «логосом».

Как свидетельствует практика менеджмента, возможно проявление деструктивных последствий такого самоуправления: запущенность, дезорганизация, хаос. Исследователи «освобождающего» лидерства заметили это противоречие и назвали его одним из парадоксов «освобождающего» типа управленческого поведения.

При неблагоприятном проявлении данного типа лидерства неизбежными последствиями становятся ослабление контроля, ухудшение трудовой дисциплины и исполнительской ответственности (причем не только за определенную работу, но и перед конкретной личностью – лидером, управляющим), в конце концов – неэффективная деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)