Управленческий лидер

Многие авторы считают, что, независимо от того, к какому типу лидер относится, он по своему статусу является формальным руководителем, это – управленческий лидер. В некоторых источниках наряду с понятием «управленческий лидер» используется понятие «лидер организации или команды».

Управленческий лидер – это индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества (рисунок).

Управленческий лидер

Как менеджер управленческий лидер реализует законные полномочия и использует статусную власть для организации работы своих подчиненных и решения командных и организационных проблем. Основные его компетенции сводятся к определению, структурированию, контролю, принуждению, поощрению и наказанию.

Выступая в роли лидера, этот человек использует свои личностные качества и черты для личного влияния на подчиненных. Как лидер он имеет силу личного влияния на подчиненных и реализует личный авторитет.

Под авторитетом в психологии понимают признание за индивидом права на принятие ответственного решения в ходе совместной деятельности.

К компетенциям лидера можно отнести побуждение, увлечение, убеждение, мотивирование, объединение. Но этот вариант будет эффективным при одном условии – совпадении позиций формального руководителя и инструментального лидера.

Совпадение с эмоциональным лидером в некоторых случаях может привести к проявлению отрицательного эффекта. Эмоциональный лидер должен принадлежать обязательно к социальной группе, идентифицировать себя с ней, составлять единое целое, инструментальный лидер должен поддерживать с ним хорошие взаимоотношения. А это приведет к тому, что руководитель устанавливает тесные взаимоотношения со всей командой, общаясь с эмоциональным лидером.

Управленческий лидер – это идеальный тип руководителя, так как он позволяет более эффективно управлять командой и реализовать стратегические цели.

Совмещение компетенций менеджера и лидера является залогом эффективного функционирования команды и организации в целом в силу следующих причин:

  • лидер может выработать эффективную стратегию развития команды и организации в жестких конкурентных условиях и объединить усилия, направленные на достижение поставленных целей. Это становится возможным благодаря авторитету, определенной идеологии и миссии, сформулированных главой организации;
  • благодаря своей способности лидер может увлечь идеей окружающих и воодушевить их на деятельность, такие люди могут осуществить изменения в организации;
  • лидер более эффективно решает сложные проблемы в условиях ограниченности ресурсов, оптимально использует кадровый потенциал, в первую очередь мотивационный потенциал работников.

Существуют метафорические типы руководителей, интегрирующих в себе черты формального и неформального лидера. Эти типы можно перенести и на управленческого лидера:

  • «отец» – проявляет значительную повседневную заботу о своих подчиненных, поэтому он любим и уважаем работниками. Лидер обладает большим жизненным и профессиональным опытом, наделен правом самолично поощрять и наказывать персонал;
  • «свой человек» – пользуется огромным доверием у подчиненных и считается «первым среди равных». Он является эмоциональным лидером, сглаживает конфликты, снимает психологическое напряжение и сочувствует;
  • «сухарь» – пунктуален и педантичен, вследствие чего подчиненные недолюбливают его и считают надзирателем;
  • «бюрократ» – консервативен во взглядах, технократичен и авторитарен. Он сторонник всего законного в организации, поэтому в своей деятельности опирается на нормативы и правила. В коллективе удерживает позиции лидера до тех пор, пока находится на руководящем посту.

В управленческой литературе отражены разработанные концепции управленческого лидерства. Результаты наиболее полного исследования этого феномена нашли отражение в «Концепции эффективности управленческого лидерства» Е.С. Яхонтовой.

Автор предполагает наличие у лидера особых личностных качеств и использование привычных моделей поведения. Личность такого лидера, по мнению Е.С. Яхонтовой, формируется на пересечении индивидуальных, групповых и общеорганизационных целей.

Эффективное влияние на окружающих позволяет ему сохранять репутацию, часто благодаря использованию разнообразных средств и тактик, а также коммуникативных каналов как формальных (выступая формальным руководителем), так и неформальных (выступая в роли лидера).

Управленческий лидер способен повышать эффективность групповой деятельности за счет развития партнерских отношений с отдельными работниками и их группами.

Выделяют несколько моделей управленческого лидерства.

Первая модель – «сбились с пути» – характеризуется невысокой результативностью деятельности команды или организации из-за рассогласования между стратегией развития и организационной структурой, распределением прав и обязанностей, ролей и функций и т. д. при единстве понимания цели и приложении максимальных усилий для ее достижения. В организации имеется некая идея, которая сплачивает ключевых сотрудников и позволяет достичь единства понимания цели деятельности.

Вторая модель – «неэффективное управленческое лидерство» – характеризуется иррациональным использованием имеющегося организационного потенциала. В компании отсутствует сформулированная миссия, коммуникации неэффективны. Как правило, управленческое лидерство отсутствует, а руководители высшего и среднего звена выполняют только рутинную работу, стараясь избежать проявления своих лидерских качеств и инициативы.

Третья модель – «вопреки обстоятельствам» – характеризуется конечной результативностью организационной деятельности, хотя персонал работает в экстремальных условиях. Работники самостоятельно компенсируют недостатки управления и отсутствие взаимопонимания в вопросах выбора направления деятельности по реализации стратегических и тактических задач. Повысить эффективность деятельности организации возможно посредством развития лидерского потенциала руководителей всех уровней управления.

Интересно
Четвертая модель – «эффективное управленческое лидерство» – успешно совмещает понимание всеми работниками миссии, видения организации, организационных усилий по достижению цели с организационной структурой, правилами, нормами и системой распределения неформальных ролей.

Высшая степень эффективности управленческого лидерства сводится к достижению синергического эффекта организационной деятельности. Этот эффект достигается при хорошей организованности системы, когда сумма свойств социально-экономической системы превышает сумму свойств отдельных ее компонентов («два плюс два равняется пяти»).

Управленческий лидер выполняет функции, ожидаемые командой. Он не приказывает и не контролирует окружающих, которые становятся для него не подчиненными, а последователями.

Лидер ставит цели и ведет за собой, поддерживает, вселяет уверенность и вдохновляет в сложных ситуациях. Его психологически признают и доверяют, а он, в свою очередь, объединяет людей в коллективе и поддерживает групповое единство.

Поэтому основными составляющими эффективного лидерства выступают: коммуникации по схеме «лидер – последователи»; доверие, основанное на его авторитете; гибкость управления на основе предвосхищения проблем; разработка общезначимых целей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)