Теория социокультурных явлений и процессов

Для осмысления социокультурной реальности многое сделал американский социолог П. А. Сорокин. Он рассматривал действительность в духе социального реализма. По его мнению, социокультурная реальность характеризуется бесконечным многообразием, которое превосходит любое проявление и охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.

При систематическом исследовании социокультурных феноменов должны быть использованы все эти способы познания, и все же высшим методом познания П. А. Сорокин называл интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой, по его убеждению, совершены все великие открытия.

Исследователь выделял системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них обеспечивают социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы). Они образуются вокруг фундаментальных предпосылок реальности и основы методов познания ее, т. е. мировоззрений.

Ученый выявил следующие суперсистемы:

  • чувственную, когда реальность воспринимается непосредственно чувствами;
  • умозрительную (реальность познается при помощи интуиции);
  • «идеалистическую» (рассматривается как комбинация двух первых).

Им соответствуют три формы истины – чувственная, духовная (интуитивная) и рациональная. Данные базовые предпосылки и соответствующие им суперсистемы в конкретные исторические периоды находятся в различных фазах развития. Это не является препятствием для сосуществования в любой период истории пяти основных, стремящихся к постоянству культурных систем низкого уровня: языка, этики, религии, искусства, науки.

В условиях, когда проблема социального изменения почти не интересовала западных социологов, П. А. Сорокин предложил своеобразную теорию социокультурной динамики, рассматривая действительность как процесс закономерного изменения, имеющего диалектический характер, стремился объяснить ритмическую периодичность изменений, выявить их источники.

Он исходил из того, что превалирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия реальности постепенно исчерпывают возможности и заменяются одним из альтернативных мировоззрений, происходит смена тотальных типов культурных суперсистем.

Переход суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому (подобно изменениям в движении часового маятника) сопровождается радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов.

Три главных типа таких образцов (семейные, договорные и принудительные) включены исследователем в неразрывную совокупность «солидарность – антагонизм». Разрушение интегративной базы доминирующего мировоззрения сопровождается длительными периодами социальных и культурных кризисов, войн и других бедствий.

В соответствии с предложенной Сорокиным концепцией динамики социокультурная система должна обладать:

  • идеологической культурой – совокупностью смыслов, ценностей и норм;
  • поведенческой культурой – совокупностью значимых действий, через которые чистые смыслы, ценности и нормы проявляются и осуществляются;
  • совокупностью всех других механизмов, материальных и биопсихологических объектов и энергией, посредством которых идеологическая культура социализируется.

По мнению П. А. Сорокина, социокультурное изменение представляет сложный многоплановый процесс. В XVIII и XIX веках он в меньшей степени интересовал мыслителей, чем изучение разнообразных тенденций развития, разворачивающихся во времени и пространстве.

Они оперировали главным образом понятием человечества вообще и стремились отыскать динамические законы эволюции и прогресса, определяющие магистральное направление человеческой истории. Сравнительно мало внимания уделялось социокультурным процессам, повторяющимся в пространстве (в разных обществах) и во времени или во времени и в пространстве.

Интерес представителей общественных и гуманитарных дисциплин в ХХ веке сместился в сторону изучения социокультурных процессов и связей, остающихся неизменными везде и всегда и повторяющихся во времени и в пространстве или во времени и в пространстве ритмов флуктуаций (случайных отклонений физических величин от их средних значений), «циклов» и их периодичности.

Критики логики линейных изменений пришли к важному выводу о том, что для того, чтобы они стали возможными, объект на протяжении всего процесса должен находиться в абсолютном вакууме и не испытывать воздействия внешних сил либо действие этих сил должно быть компенсировано.

Исследователи отмечают, что огромное число обществ прошли не те этапы развития, которые описываются соответствующими «законами эволюции-прогресса», иные группы показали регресс от более поздних стадий к более ранним. В жизни каждого индивида, группы, человечества в целом в каждый период можно обнаружить сосуществование множества стадий развития – от самых ранних до наиболее поздних.

Находя теории социальной динамики линейного толка малопродуктивными, ученые сосредоточили внимание на изучении других аспектов социокультурного изменения, прежде всего его постоянных и повторяющихся черт, сил, процессов, взаимосвязей, проявлений единообразия.

Интересно
Как полагал П. А. Сорокин, больший вес имеют социокультурные переменные как факторы изменения. Господствующим направлением факторного анализа социального изменения в XIX веке было объяснение изменения каждого данного социокультурного явления – будь то семья или деловое сообщество, литература или музыка, наука или право, философия или религия – посредством изучения внешних по отношению к данному явлению факторов (географических, биологических, психологических).

Несмотря на то, что теории, в которых подчеркивается важная роль этих факторов, продолжали развиваться и в ХХ веке, они вряд ли добавили что-либо новое к тому, что уже было сказано ранее. Главные же достижения принадлежат социологическим теориям, авторами которых рассмотрены различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения.

Тщательные исследования изменения числа экономических колебаний, войн и революций, смены политических режимов, стилей в изобразительном искусстве или динамики обширных культурных и социальных систем с всевозрастающей надежностью подтверждают догадку о том, что основные факторы этих изменений находятся в самих явлениях и тех социокультурных условиях, в которых они происходят.

Направление факторного анализа получило естественное завершение в ряде систематических теорий имманентного (т. е. внутреннего, присущего природе самого явления) социокультурного изменения. Согласно им каждая социокультурная система несет семена своего собственного изменения и гибели.

С развитием этих теорий в социологической мысли ХХ века произошло второе изменение, состоявшее в придании все большего значения имманентным силам каждой социокультурной системы в ее жизнедеятельности и придании меньшего веса факторам, внешним по отношению к конкретной системе.

Ученые все чаще обращаются к основаниям главных изменений в функционировании конкретной социокультурной системы во всей совокупности ее собственных актуальных и потенциальных свойств и ее связей с другими явлениями. Все внешние силы (географические, биологические), с которыми система непосредственно не сопряжена, должны рассматриваться, как правило, лишь как второстепенные факторы, подрывающие либо облегчающие (а иногда даже уничтожающие) реализацию потенций системы.

Третьим изменением в области «почему» социокультурного развития, с точки зрения П. А. Сорокина, стали возрастание внимания к роли отдельных факторов (переменных) в отдельных изменениях, особенно социокультурных, и большая точность в изучении их. В ХХ веке социологи не открыли ни одного нового фактора изменений, неизвестного ранее.

Но, изучая причинные связи, они гораздо точнее определили эти факторы – географические, биологические и особенно социокультурные, весьма неопределенно именовавшиеся ранее экономическими, религиозными, идеологическими, юридическими. Эти факторы объяснены существованием множества определенных и четких «независимых переменных», тщательно изучены их причинные связи с рядом частных «зависимых социокультурных переменных».

Разложив всеобъемлющий и неопределенный «экономический фактор» марксизма на такие переменные, как экспорт, импорт, цена товаров, уровень заработной платы и доходов, структура расходов, индекс деловой активности, и исследовав связи каждой из этих переменных с особыми формами преступлений, психических расстройств, самоубийств или сменой политических идеологий, социологи дали людям больше знаний о связях между этими переменными, чем их коллеги в ХIХ веке.

Интересно
Оценивая обширный фактический материал, накопленный социологами, П. А. Сорокин сделал вывод о том, что Первая мировая война и Октябрьская революция стали результатом огромных переворотов в социокультурной системе западного общества, предвосхищающих дальнейшие социальные и культурные потрясения.

Проанализировав воздействие социальных потрясений на поведение личности, исследователь выдвинул «принцип поляризации», согласно которому тенденция к моральной индифферентности и рутинному поведению усиливается в периоды обострения общественных кризисов, когда большинство людей ищет гедонистическое удовлетворение, в то время как меньшинство ориентировано на альтруистическую, религиозную активность.

Исследования, проведенные П. А. Сорокиным, привлекают внимание ученых и в ХХI веке. В западной социологии высоко оценена предложенная ученым концепция социокультурной динамики. Действительность рассмотрена им как процесс закономерного изменения, который имеет диалектический характер в социокультурных системах. Согласно его концепции господствующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия реальности постепенно исчерпывают возможности и заменяются одним из альтернативных мировоззрений, происходит смена тотальных типов культурных суперсистем.

Стремясь объяснить ритмическую периодичность социокультурных изменений, выявить их источники, исследователь обосновал связь перехода суперсистемы от одного доминирующего мировоззрения к другому с радикальной трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Ученый предлагал решения по урегулированию политических и нравственных коллизий, основанные на гуманистическом подходе, пацифизме, поиске взаимопонимания на основе универсальных нравственных ценностей.

В ходе масштабных исследований социокультурной и гуманитарной проблематики П. А. Сорокин воспринимал широко трактуемую динамичную культуру как мост, дающий возможность преодолеть разделяющие народы и страны дистанции, исторически сложившиеся пропасти враждебности геополитического и экономического характера.

Исследователи подчеркивают, что процессы, происходящие как в России, так и за ее пределами, наглядно демонстрируют, что П. А. Сорокин сумел уловить и предсказать те тенденции и явления, которые определяют повестку дня: глобализация, терроризм, радикальные религиозные движения, нравственный релятивизм, сохранение национальной и культурной идентичности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)