Журналистика о культуре

Информационные потребности граждан, полагают исследователи, удовлетворяют различные субъекты информационного пространства, в том числе массмедиа. Средства массовой информации разных типов передают культурные ценности и нормы. В зависимости от типа издания удовлетворяются потребности низшего порядка (в продуктах питания, развлечениях, выживании) либо высшего мировоззренческого и духовного (повысить культурный уровень, взаимодействовать на уровне рефлексии).

Медиа, нацеленные на удовлетворение высших потребностей, воздействуют на аудиторию с помощью методов убеждения, аргументации, хронологически упорядоченного изложения. Тем самым журналисты благоприятствуют развитию индивида, привлекая его внимание к духовной сфере.

Выбор тематики определен концепцией массмедиа. Журналисты находят информационные поводы, чтобы раскрыть ту или иную тему. В качестве информационного повода практики воспринимают объект, целенаправленно используемый субъектом информационного процесса для внесения сведений в информационное пространство.

Имеется в виду событие, явление или факт, способные служить основанием для создания журналистского произведения. Поиск информационного повода и сбор информации является одной из первоочередных задач журналиста. Поводом для создания журналистского произведения может стать как конкретная ситуация, так и масштабная общественная проблема.

Информационными поводами становятся события культурной жизни – выставки, гастроли, фестивали, юбилеи деятелей культуры, развлечения. Источниками для получения информации о предстоящих событиях служат информационные агентства, службы по связям с общественностью государственных и частных организаций, сообщения читателей или телезрителей, сведения, почерпнутые в других массмедиа, собственная информация журналиста.

Новости излагают с помощью оперативных жанров журналистики. Полученные факты позволяют автору строить предположения о вероятном развитии событий, последствиях происшедшего, т. е. использовать метод построения гипотез. Правдоподобные гипотезы журналисты обосновывают известными аудитории фактами действительности. В публикациях о событиях культурно-просветительские массмедиа учитывают духовные и материальные интересы людей.

В качестве информационных поводов, по мнению ученых, можно использовать ожидаемые события, знаменательные даты, данные социологических исследований. Культурно-просветительские, литературные, архитектурные печатные издания нацелены на разъяснение значения событий, глубокий и всесторонний показ их, рассмотрение проблем современного культурного пространства, в числе которых – развитие интернета, некоммерческого и альтернативного искусства.

Интересно
Нередко массмедиа проявляют интерес к личной жизни известных людей. Аналитики подчеркивают, что публичным персонам – актерам, певцам, представителям богемы – журналисты уделяют пристальное внимание. Интерес аудитории к личной жизни известных людей, их поступкам, высказываниям является своеобразной платой за статус, общественное положение.

Для аудитории важно осознать ход мыслей публичных персон, почерпнуть что-то полезное в их опыте. Тем сложнее задача журналиста, который должен найти баланс между общественным интересом к популярному индивиду и тайной его личной жизни, так как любое сообщение о личном для человека является вмешательством в его частную жизнь.

Аудитория, по мнению теоретиков журналистики, − это совокупность людей, адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.

Что касается аудитории просветительских массмедиа, то она сегментируется по признаку базовых ценностей, разделяемых членами социальных групп. Средства массовой информации, ориентирующиеся на целевые аудитории социальных групп, в такой ситуации являются индикатором успешного культурного развития, создают идеологию культурного сообщества и выражают общественное мнение его членов.

Основной потребитель информации массмедиа – массовая аудитория, порожденная массовой культурой, как типом производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Массовой аудитории присущи неоднородность, рассредоточенность и анонимность.

Массовая коммуникация, подчеркивают исследователи, служит питательной средой, в которой распространяются образцы поведения и происходит воспроизводство массы. Целесообразны ли попытки объединить массы на основе общих информационных интересов? В сложно структурированном и дифференцированном обществе достижение единства возможно лишь в результате следования базовым человеческим инстинктам и воздействия главным образом на эмоциональную сферу личности.

С одной стороны, как положительный результат омассовления культуры, можно оценить повышение значения деятельности массмедиа в процессе демократизации, эффективности социального контроля политических и экономических институтов, формирования гражданского общества. С другой стороны, отрицательное влияние массовидных тенденций можно обнаружить в использовании информации для манипулирования общественным сознанием, в деградации духовной жизни.

В ряде концепций массовая аудитория предстает пассивным, безвольным продуктом массовой культуры. Массовую аудиторию, как и целевую, исследователи рассматривают сквозь призму социальных характеристик. Природа массовой аудитории заключается в случайном поводе ее возникновения, ситуативном характере отношений людей, пассивности в поиске и восприятии информации.

Массмедиа ориентируются на социальные ожидания потребителей информации, выбирают для ее распространения такие формы, которые приемлемы, понятны массовой аудитории, следуют стратегии расширения, отражающей тенденцию унификации материалов, присущую массовым печатным изданиям и телеканалам.

Ученые подчеркивают, что условием унификации для аудитории является свобода доступа к информации, потребитель предпочитает те источники сообщений, которые успешно прошли социальную апробацию, наиболее популярны.

Для массмедиа, нацеленных на увеличение количества потребителей, значима потенциальная аудитория. В ряде ситуаций, например, в условиях миграционной мобильности населения, к потенциальной аудитории относятся те группы, которые имели опыт общения с конкретным средством массовой информации. Социальная и групповая мобильность, констатируют исследователи, является фактором, способствующим возникновению потенциальной аудитории.

Учитывая вкусы представителей массовой аудитории, журналисты подчас рассматривают слухи в качестве повода для подготовки материала. Однако, отмечают исследователи, данные, полученные из ненадежных источников, часто оказываются недостоверными. Лицо, сообщившее журналисту о будто бы происшедшем, может обладать искаженными сведениями или сознательно дезинформировать его.

Ученые полагают, что преобразование художественного явления в его вербальное описание происходит в результате интерпретации, основой для которой служит индивидуальное понимание, декодирование критиком системы знаков и образов художественного явления.

Задача интерпретатора – воспроизвести знаковую систему оригинального текста. Для адекватного осмысления художественного явления журналисту, подчеркивают ученые, необходимо обладать абстрактным, логико-понятийным научным мышлением, а также образным, ассоциативным, основанным на чувственном восприятии и воображении. Журналистские тексты, подготовленные профессионалами, соединяют экспрессивность и образность речи, диалогичность и информативность, терминологическую и понятийную насыщенность, обобщения и логичность повествования.

Определив повод для подготовки материала, журналист ведет поиск информации. Незаменим метод моделирования, при использовании которого устанавливается связь между фактами действительности, явлениями, процессами, тенденциями, воссоздается реальная картина события. Высказанная ранее гипотеза приобретает ясные, четкие формы. Смысл моделирования, поясняют исследователи, заключен в самом слове, переводящемся с латинского как «образец».

Журналист отыскивает в окружающем его мире фактов и явлений те, которые, по его мнению, служат некой моделью, образцом, копией фактов и событий, недоступных почему-либо для журналистского анализа. На примере отобранных фактов и явлений журналист прослеживает возможные тенденции развития схожих с ними фактов и явлений.

Замещение объекта журналистского исследования моделью предполагает существование между ними общности, основанной на принципах единства и взаимосвязи предметов и явлений действительности. Концепция материала становится формой моделирования.

Построение концепции – наиболее ответственный, узловой, кульминационный момент создания любого произведения, появившегося в средствах массовой информации.

Среди наиболее распространенных методов для сбора информации также – метод мониторинга. Отслеживание событий, происходящих в интересующей журналиста сфере, дает возможность обнаружить изменения, значение которых часто неясно окружающим людям. В числе таких, на первый взгляд, будничных событий – кадровые перемещения, изменения, происходящие на рынке. Для журналистов, освещающих события и явления сферы культуры, источниками информации служат не только, как отмечено выше, сообщения информационных агентств и других массмедиа, но и данные, почерпнутые на интернет-сайтах и в социальных сетях.

Интересно
Важнейшим методом для журналиста, считают исследователи, является изучение документов, которые могут содержать исходную информацию, доказательства или свидетельства о чем-либо. Имеются в виду рукописные, печатные документы, фотографии и видеозаписи, пресс-релизы, законы и постановления.

В качестве традиционного метода изучения документов ученые представляют качественный содержательный анализ, когда журналист черпает в документе необходимые сведения, осмысляет и трактует их в свете рассматриваемой темы. Профессиональный опыт подсказывает журналисту, чем именно интересен конкретный документ, позволяет уяснить его содержание, установить логические связи и противоречия, существующие между имеющимися в документе идеями, а также актуальность сведений, приведенных его авторами. Может быть применен и метод контент-анализа, связанный с изучением значительного количества однотипных документов, например, подшивок газет или журналов.

Одним из популярных методов получения информации, отмечают ученые, является интервью. Журналисты проводят стандартизированные интервью (вопросы собеседнику приготовлены заранее), интервью-беседы (предполагается равноправное общение участников), опросы (выяснение мнений многих людей относительно одной темы), анкетирование. У кого брать интервью? У осведомленного человека – эксперта, очевидца, официального лица. Ценность суждений эксперта, например, искусствоведа, заключается в том, что он способен компетентно оценить событие, разработать гипотезу, выявить вероятные источники информации.

Метод наблюдения позволяет журналисту фиксировать факты и использовать их в репортажах, очерках, зарисовках. Данный метод незаменим для трэвел-журналиста (англ. travel – путешествие). Во время бесед с местными жителями, посещения ремесленных мастерских он фиксирует культурные различия, существующие между странами, описывает подробности увиденного, что позволяет создать эффект присутствия.

Вероятно использование журналистами и такого метода, как эксперимент. Для проведения его, по мнению исследователей, журналисту необходимо иметь запас знаний о рассматриваемой сфере культуры, уметь четко спланировать эксперимент, прогнозировать возможные результаты и последствия проведения его. В качестве объекта эксперимента могут выступить индивид или группа людей. Для проведения эксперимента организаторы заботятся о создании соответствующих условий, выборе удобного места и времени.

Ученые разделяют методы журналистского творчества на две подгруппы: методы познания действительности и методы отображения реальности. Журналист может использовать научные методы, привычные для психологов, социологов, философов, политологов, филологов, историков.

Чтобы доказать собственную правоту, обоснованность утверждений, автор применяет такие психологические методы воздействия, как убеждение, внушение. При сборе информации целесообразно использовать социологические методы, в их числе – наблюдение. Если метод универсален, то способ творческой деятельности связан с определенным видом труда.

По мнению ученых, способ творческой деятельности включает структуру творческого процесса, определяемую задачами, а также технические средства, используемые в ходе творческой деятельности; систему профессионально-этических регуляторов поведения; включение в общение и общественные отношения. Выбор способов получения сведений зависит от концепции средства массовой информации, цели и задач, стоящих перед редакцией, ориентации на конкретную аудиторию, тематической модели, квалификации сотрудников, пожеланий учредителей.

Исследователи отмечают, что комплекс тем составляет локальную информационную повестку средства массовой информации. Информационная повестка представляет совокупность рассматриваемых массмедиа тем и информационных поводов, создающих медиакартину социальной реальности и определяющих для аудитории их приоритетность и значимость.

Теоретики журналистики выделяют следующие мотивы, побуждающие аудиторию ознакомляться с материалами массмедиа:

  • ориентационный,
  • выработка и укрепление социальной позиции,
  • престижный,
  • утилитарный,
  • рекреативный,
  • культурное развитие,
  • установление контакта.

Эти мотивы имеют существенное значение и для аудитории, интересующейся арт-журналистскими текстами. Информационные материалы (афиша, анонс, новость, аннотация) ориентируют потребителя в сфере событий и явлений искусства, продуктов арт-производства. Ознакомиться с экспертной оценкой и сопоставить ее с собственной дают возможность подробные информационные и аналитические материалы, такие, как репортаж, корреспонденция, обзор и обозрение, рецензия, интервью.

Отражение массмедиа полемики, касающейся темы искусства, в репликах, комментариях, фельетонах позволяет читателю сформировать гражданскую позицию. Исследователи отмечают, что художественно-публицистические материалы об искусстве (эссе, очерк) вовлекают людей в пространство высокой культуры, вечных ценностей, создают благоприятные условия для приобщения индивидов к мировым процессам и явлениям, способны доставить читателю эстетическое удовлетворение – это еще один мотив, побуждающий людей интересоваться произведениями искусства. При этом эстетическое воздействие производится на формально-содержательном уровне: чувственный образ описываемого события или явления усиливается литературным качеством журналистского текста.

Часто художественная информация, почерпнутая из массмедиа, по мнению исследователей, служит своеобразной компенсацией читателю, который не имеет возможности посетить концертный зал или вернисаж, тем самым он приобщается к произведениям искусства. Не стоит упускать из виду и то обстоятельство, что интерес к арт-журналистике повышается благодаря желанию многих людей следовать моде.

Ряд массмедиа освещают статусные события, происходящие в сфере искусства, привлекая внимание тех сограждан, которые заботятся о своем имидже в обществе, претендуют на респектабельность и всеобщее уважение. Арт-журналистика, как систематическая информационно-аналитическая деятельность по освещению в массмедиа событий и явлений искусства и художественной жизни, является частью журналистики, рассказывающей о сфере культуры.

Интересно
Исследователи связывают с понятием «культура» социальные нормы и традиции отдыха, праздников и массовых гуляний, а культурный досуг – с раскрепощением личности, обогащением внутреннего мира человека, регулированием системы ценностей, созданием условий для гармонизации социальных отношений. Особенности деятельности профессионала в сфере арт-журналистики обусловлены выполнением культуроформирующей функции.

Сущность этой функции медиа заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Ученые, выделяющие культуроформирующую функцию журналистики, фокусируют внимание на ее гуманистическом потенциале, участии в формировании образа жизни, основанного на достижениях общества.

Журналисты, освещающие происходящее в сфере культуры, следуют просветительской установке, нацелены на формирование потребительских компетенций в этой области, выявляют тенденции в художественном процессе, прогнозируют перспективы.

Публицистические материалы об искусстве ученые разделяют на две группы. Во-первых, существует журнальная критика (профессиональная, академическая, экспертная). Речь идет о текстах об искусстве, публикуемых в специализированных печатных изданиях, выставочных каталогах и ориентированных на экспертное сообщество.

Авторы предпочитают такие жанры, как статья, рецензия, обозрение, интервью, беседа, комментарий, эссе, рассматривают философско-этические и искусствоведческие проблемы, используют профессиональную терминологию. Специализированные журналы отражают события художественной жизни, те явления, которые значимы для творческого сообщества.

Искусствоведческий дискурс понимается исследователями, как виртуальный, постоянно разворачивающийся во времени и в пространстве корпус высказываний на тему искусства, реализуемых в рамках искусствоведческих наук в текстах различных типов, коммуникативных сферах и в ходе рассмотрения отдельных вопросов в русле основной темы.

Данный дискурс обеспечивает посредничество между автором произведения и реципиентом (зрителем, слушателем). Художник с помощью изобразительных знаков (образов, форм, линий, техники) создает невербальное сообщение, которое искусствовед должен декодировать.

Искусствоведческий дискурс представляет целенаправленную коммуникативную деятельность, связанную с интерпретацией произведения (или произведений) искусства и осуществляемую ее участниками в форме устной и письменной речи в соответствии с принятыми в обществе правилами, нормами, стандартами. На этапе коммуникации в сфере искусства, когда актуализируется вербальный тип рассматриваемого дискурса, зритель или критик, пытаясь понять замысел автора произведения искусства, интерпретирует его посредством языковых знаков (текста).

Во-вторых, на страницах общественно-политической и массовой периодики находит место массовая газетная критика. Журналисты используют иной подход: художественное событие анализируется в контексте общественной или светской жизни, прилагаются усилия, чтобы произведение искусства было понято аудиторией. Эти задачи авторы решают в материалах таких информационных жанров, как афиша, анонс, репортаж, интервью. Привлекательны для журналистов и аналитические жанры – рецензии, обозрения, колонки. Качественные материалы арт-журналистики, рассчитанные на широкую аудиторию, находят отражение и в интернете.

Аналитиками зафиксировано сближение профессиональной и массовой критики. Тенденция стирания границ и массовизация художественной критики имеет объективный характер, так как теряет определенность и границы сам предмет арт-журналистики – искусство. Зона его актуальности, с точки зрения исследователей, сместилась от эстетического к социальному.

Критический искусствоведческий дискурс представляет богатый источник оценочных суждений, а их анализ позволяет выявить аксиологическую рамку художественных практик, их ценностные доминанты, которые оказываются противоречивыми: современному искусству необязательно быть функциональным или прекрасным – в действительности оно иногда кажется странным и уродливым.

Ценятся в первую очередь свобода и неординарность воображения и способность вывести зрителя из его зоны комфорта. Современное искусство стремится реализовать социально-коммуникативный потенциал, все чаще становится инструментом социальной практики, пользуется журналистскими средствами и методами для достижения значительного результата, который связан с общественным резонансом, воздействием на массовое сознание.

Интересно
Как отмечают ученые, подмена и сближение понятий «искусство», «массовое искусство», «культура», «развлечение» в культуроформирующей общественной практике носит отчасти манипулятивный характер, отчасти – объективный, сопряженный с их структурой, логикой развития, особенностями бытования в информационном обществе потребления.

Противоречивы и мнения экспертов относительно массовизации культуры в медиа. Чаще всего воздействию средств информации на сферу культуры дают отрицательные оценки, как тиражируемому опрощению, опошлению. Нередко явления и процессы сферы культуры, адаптируемые для восприятия массовой аудиторией, утрачивают ценностные и содержательные качества.

Кризис культуры, полагают исследователи, объясняется не только тем, что о нем мало пишут, но и тем, что искусствоведы, литературоведы, музыковеды, театроведы предпочитают не обращать внимания на суть происходящего. Оборваны прочные эстетические контакты художника и аудитории – исчез диалог между ними. А ведь диалог предполагает равноправие сторон.

Арт-журналистика, считают аналитики, вовлечена в поле производства и потребления культурных ценностей. Деятели искусства обращают внимание на все злободневное, заимствуя способ коммуникации с аудиторией у массмедиа. Арт-журналист часто выступает в качестве субъекта художественного события.

При этом ему затруднительно сохранить объективность, так как на журналистские суждения могут воздействовать арт-рынок и рынок развлечений, благоприятствующие сближению журналистики с PR-акциями и рекламной деятельностью, и художественное сообщество и институции искусства, ангажирующие журналистскую позицию, а также сказываются собственно предпочтения журналиста, обусловливающие предвзятость.

Художественное событие или явление может быть отражено в различных жанрах и формах журналистского текста. Выбор жанра зависит от замысла, вынашиваемого автором, редакционным заданием, тематикой и форматом средства массовой информации. В палитре арт-журналистских текстов, отмечают исследователи, преобладают информационные жанры, дающие возможность создать картину многообразия культурной жизни общества и привлекающих внимание потенциальной аудитории к предстоящим событиям.

Привлекательны для читателей аналитические публикации, которым свойственны масштабность охвата явлений, глубина обобщения, соединение ранее известных фактов с раскрытыми автором. Подчас в печатных и интернет-изданиях происходит слияние аналитических материалов и художественной публицистики.

В современной журналистике алгоритму презентации дискурса искусства присущи следующие характеристики: исключительный динамизм, определенно выраженную антропоцентричность, совмещение просветительской, развлекательной и рекламной функций журналистики при доминировании двух последних.

Как следствие, используются и развиваются информационные, аналитические и новейшие PR-жанры, эксплуатируются достижения отечественной гражданской, корпоративной, интернет-журналистики. Однако беспокойство исследователей вызывает исчезновение из современного медиапространства упоминаниия о некоторых видах искусства.

Интерес к живописи поддерживается преимущественно серийными изданиями для массового читателя. О прикладном искусстве, особенно национальном, рассказывают только каталожные издания, рекламные буклеты крупнейших российских музеев или каталоги аукционов, адресованные коллекционерам нового поколения.

Театральная жизнь освещается бегло, главным образом изданиями новостного типа, чаще всего с использованием речевых стратегий анонсирования. Впрочем, в журналистике об искусстве сохранены такие жанры, как рецензия, обзор, статья, интервью. Проблематика искусства часто освещается создателями относительно нового жанра «авторская колонка». Доминируют рецензии.

С точки зрения исследователей, современные рецензии – это произведения нового типа с учетом компетентности мировосприятия рецензента, его творческого и жизненного опыта, отношения к этическим принципам, определяющим возможности и алгоритмы использования чужого текста, характера взаимоотношений с читателем, принципов отбора средств речевого воздействия.

Продуктивной особенностью эволюции дискурса искусства ученые считают доминирование сотрудничества арти поп-рынков с массмедиа. Хотя чаще всего возникающий в результате такого сотрудничества медиапродукт включен в коммерческие проекты, речевая форма которых, как правило, не соответствует высоким требованиям дискурса искусства, можно говорить об активизации пропаганды современного искусства, о том, что поп-рынок дает надежду на преодоление односторонне негативной оценочности.

Интересно
В качестве положительного явления исследователи называют попытки разработки новых информационных (новостных, анонсирующих) стратегий в интернет-пространстве и создания связанного с дискурсом искусства нового типа «глянца», претендующего на вытеснение с медиарынка толстых литературных журналов.

В современном медиапрострранстве фиксируется новая форма влияния на литературный процесс – PR-акции (презентации, пресс-конференции, репортажи, премиальные игры), которые знакомят аудиторию потенциальных потребителей с литературным произведением, как новинкой книжного рынка.

Прагматика PR-акций воздействует и на их содержание. Многие критики признают, что их задача – не анализ текста, а привлечение внимания к тексту, как определенному продукту. Ученые отмечают, что эта установка не может не влиять на речевую форму рецензии, репортажа, в которых теперь преобладают рекламного типа оценочные суждения.

Изменилось представление об участнике данного сегмента медиарынка: профессионализм перестал быть его ключевой характеристикой, равно как и широкая осведомленность, уважение к чужому мнению, бережное отношение к первичному тексту. Между тем эстетическое пространство представляет сложную, постоянно обновляемую систему, в которой взаимодействуют четыре важнейших компонента: реальность – художник – произведение – аудитория. Художественная критика формально автономна по отношению к этой системе, но само ее существование актуализирует взаимоотношения творца с аудиторией.

В постсоветскую эпоху, подчеркивают исследователи, изменилась система принципов информирования в том сегменте журналистики, который представляет дискурс искусства. Изменения таковы. Происходит вытеснение традиционного уважительного, партнерского отношения к адресату речевыми стратегиями доминирования, деформирующими диалогическую природу публицистики.

Профессиональный эстетический анализ подменен агрессивными констатирующими, оценочными высказываниями, продиктованными не аргументируемыми индивидуальными вкусовыми предпочтениями автора публикации. По мнению исследователей, современная журналистская продукция, связанная со сферой искусства, имеет ярко выраженную коммерческую направленность и решает главным образом рекламные задачи, диктуемые рынком.

Сходные тенденции отмечают ученые, изучающие музыкальную журналистику. Музыкальное искусство в России в начале XXI века подверглось трансформации. Возросла роль коммерческого начала в функционировании музыкального искусства в обществе: тиражируются образцы массовой музыки, денежные вложения влияют на жизнеспособность произведений.

Музыкальную культуру начинает определять слушатель, его потребности ставятся во главу угла и среди музыкантов, и среди журналистов. Современный композитор похож на фокусника, который пытается заменить подлинное искусство новым, чаще всего представляющим шоу или «лоскутное одеяло», сотканное из музыкальных трюков. Исполнитель становится коммерческим продуктом, продвигаемым на рынок для обогащения заинтересованных лиц, музыкальное образование переживает кризис.

Глобальным стал процесс смешения музыкальных стилей и жанров. Многие теоретики музыкального искусства видят в этом только негативные стороны, однако эксперименты в данной области не всегда носят исключительно отрицательный характер. Несмотря на это, полагают исследователи, классическое музыкальное искусство идет в ногу со временем, вынуждено в силу коммерциализации областей общественной жизни искать возможности для сохранения и расширения аудитории слушателей.

Каналы массовой коммуникации вовлечены в процесс распространения лучших образцов классической музыки, для этого осуществляются маркетинговые и рекламные акции. Историю музыки пишут теоретики и журналисты. Если суждения музыковедов профессиональны и порой перегружены специализированными терминами, то высказывания журналистов адресованы массам обывателей, нацелены на воспитание и просвещение.

Критические материалы, важные для отражения процессов, происходящих в мире музыкального искусства, являются прерогативой специализированных изданий. Исследователи приходят к выводу, что понятие «музыкальная критика» отражает оценочный характер мысли, в то время как журналистика является формой реализации особой музыкально-литературной деятельности.

Интересно
Между тем аналитиками фиксируется процесс утрачивания профессиональных кадров в музыкальной журналистике. Для создания качественного материала о музыке мало быть хорошим журналистом, необходимо свободно владеть соответствующей терминологией, разбираться в музыкальном искусстве.

Существуют такие каналы распространения материалов о музыкальном искусстве, как радио, телевидение, интернет, специализированные печатные издания и массовая печать. В условиях трансформации современного российского музыкального искусства, выражающегося в экспериментах и превалировании популярной музыки над классической, положение музыкальной журналистики является нестабильным. Так, деловые печатные издания, оперируя языком цифр, отдают предпочтение зрелищным видам искусства. Если речь идет о музыкальном искусстве, то чаще всего объектом их интереса становится популярная музыка, а классическое искусство представлено в минимальном объеме.

Массовые печатные издания, аудитория которых пестрит разнообразием вкусов, взглядов и убеждений, нацелены на удовлетворение всех потребностей потенциальных читателей. Материалы о классической музыке редки в связи с развлекательным характером подобного рода изданий.

Общественно-политические издания, на долю которых приходится наибольшее количество материалов о музыкальном искусстве, представляют единственный печатный канал, за исключением специализированной прессы, ориентированной на профессионалов в музыкальной сфере, транслирующий современную музыкальную культуру в массы.

Вместе с тем исследователи отмечают, что поле культурного воздействия журналистики значительно шире, объемнее, чем коммерческо-потребительское обращение к сфере искусства, и не ограничивается сегментом рекреативных массмедиа. Таким образом, массмедиа разных типов способны удовлетворить разнообразные потребности человека, передать культурные ценности и нормы. Имеются в виду потребности низшего или высшего порядка.

Медиа, целью которых является удовлетворение высших потребностей людей, воздействуют на аудиторию с помощью методов убеждения, аргументации, хронологически упорядоченного изложения, привлекая внимание индивида к духовной сфере. Выбор тематики зависит от концепции средства массовой информации. Чтобы раскрыть тему, журналисты находят информационные поводы, связанные с событиями культурной жизни.

Культурно-просветительские, литературные, архитектурные массмедиа рассматривают проблемы современного культурного пространства, в числе которых – развитие интернета, некоммерческого и альтернативного искусства. Для раскрытия значения художественного явления журналисту необходимо обладать абстрактным, логико-понятийным научным мышлением, а также образным, ассоциативным, основанным на чувственном восприятии и воображении. В текстах, подготовленных профессионалами, соединены экспрессивность и образность речи, диалогичность и информативность. При подготовке материалов о культуре журналисты используют различные жанры и формы журналистского текста.

Основным потребителем материалов медиа является массовая аудитория, повышается значение деятельности средств информации в процессе демократизации, формирования гражданского общества. Но информация может использоваться и для манипулирования общественным сознанием.

Продуктивной особенностью эволюции дискурса искусства становится сотрудничество арти поп-рынков с массмедиа, что свидетельствует об активизации пропаганды современного искусства.

Каналы массовой коммуникации вовлечены в процесс распространения лучших образцов искусства, для этого осуществляются маркетинговые и рекламные акции. Перспективна разработка информационных (новостных, анонсирующих) стратегий в интернет-пространстве. Современное искусство реализует социально-коммуникативный потенциал, становясь инструментом социальной практики, пользуется журналистскими средствами и методами для достижения целей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)