Массмедиа как «агенты культурной глобализации»

Процессы глобализации связаны с утверждением западных стандартов бытия, оказывают сильное воздействие на духовно-культурную сферу жизни российского общества. Взаимное влияние, оказываемое странами друг на друга, естественно и неизбежно.

Однако при этом возникает закономерный вопрос: воспринимая иные ценности, идеи, стиль жизни, сумеют ли народы сохранить национальные богатства, накопленные в духовно-культурной сфере?

Исследователями, обеспокоенными возможностью утраты их народами, введен термин «вестернизация» духовного мира человека и его образа жизни. Инициаторами процессов глобализации стали такие развитые страны, как США, в связи с этим в мировых массмедиа, интернете, а также быту находят отражение признаки западной культуры. В то же время она воспринимает некоторые духовные традиции и особенности образа жизни, привычные в странах Востока.

Аккумулируя представления о характере влияния глобализации на сферу культуры, А. И. Шендрик выделил как позитивные, так и негативные стороны этого процесса. К позитивным исследователь относит:

  • возрастание темпа производства, распространения и потребления культурных ценностей;
  • возможность ознакомления с помощью новых информационных технологий с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны людям индустриального и постиндустриального общества;
  • существование определенного культурного стандарта, в соответствии с которым человек в информационном обществе должен владеть несколькими иностранными языками, уметь пользоваться персональным компьютером, осуществлять процесс коммуникации с представителями иных культурных миров, понимать тенденции развития современного искусства, литературы, философии, науки;
  • интенсивность культурного обмена;
  • выход культуры за пределы общинно-племенных и локально-территориальных образований.

Негативные тенденции глобализации связаны с тем, что она:

  • способствует стремительному углублению культурного неравенства между странами и народами;
  • реанимировала принцип евроцентризма;
  • привела к коренным изменениям в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой, понизила статус не только первых двух, но и культуры как таковой;
  • обострила проблему национально-культурной идентичности, которая тревожит не только культурологов, но и политиков, общественных и религиозных деятелей, прогрессивно мыслящих представителей естественнонаучного знания;
  • утвердила в качестве базового принципа сосуществования различных культурных миров мультикультурализм, который не предполагает позитивное взаимодействие, а тем более диалог культурных миров и основан на возможности существования культур, способных играть роль лидеров, и периферийных, которым судьбой предназначено быть ведомыми;
  • ведет к понижению статуса национальных языков, утверждению в качестве единственного средства межкультурного взаимодействия английского языка;
  • способствует исчезновению многообразия типов культурного взаимодействия, доминирующим типом взаимодействия между различными культурными мирами становится экспансия, в ходе которой происходит насильственное внедрение в систему ценностей одной культуры ценностей другой культуры;
  • дискредитировала идеалы эпохи Просвещения, продемонстрировав, что в глобальном мире неприемлемо существование ни индивидов, ни государств, руководствующихся принципами свободы, равенства и братства;
  • нанесла мощный удар по основам национальных культур. Исходя из данных характеристик воздействия всеобъемлющих процессов на сферу культуры, исследователи детализируют роль массмедиа как «агентов глобализации» в этой области, отражающих особенности влияния западных ценностей и стандартов жизни на россиян, последствия столкновения традиционных и современных начал.

В России проявляется тенденция, связанная с распространением в информационном пространстве медиапродуктов, созданных в других странах. Имеются в виду материалы, подготовленные зарубежными информационными агентствами и публикуемые отечественными печатными изданиями, видеопродукция, выпущенная заокеанскими компаниями, а также иностранные фильмы, демонстрируемые на телевидении и в кинопрокате.

Обилие последних достигло такого уровня, что у общества стала вызывать беспокойство американская информационная экспансия. Исследователи подчеркивают, что массовая культура, особенно в ее американизированном варианте, становится доминирующим типом мировой культуры. Американская вестернизация представлена триллерами, фильмами жанра «экшен», многочисленными агрессивными компьютерными играми, рекламой гедонизма и роскошного образа жизни представителей богатых и праздных слоев населения; материалами, создающими позитивно-героические образы бандитов, боевиков; информацией, искажающей историю.

Эта проблема актуальна не только для России, но и для других стран. В решении ее заинтересованы законодатели. Впервые проблема рассмотрена в 1960-е годы, когда жители небольших стран ощутили воздействие систем коммуникаций, созданных в близлежащих крупных государствах. В Канаде радиотелевизионная комиссия предложила ограничить распространение на телевидении материалов, подготовленных зарубежными компаниями.

Согласно принятому решению таковых должно размещаться в эфире не более 40 процентов, а квота материалов, представленных одной страной, не может превышать 30 процентов. Забота о защите информационного пространства от продукции, распространяемой монополистами, остается актуальной и в XXI веке в связи с обострением политической конкуренции и борьбы за права личности.

Такой подход тем более обоснован, что, по мнению исследователей, процессы глобализации расширяются и углубляются. Происходит интенсификация социальных связей в мировом масштабе в такой степени, что любое локальное событие может вызвать планетарный отклик.

Интересно
Как отмечают ученые, основные направления освещения отечественными массмедиа проблем, сопряженных с процессом культурной глобализации, таковы. Первое – изучение его институциональных аспектов, деятельности мировых и региональных политических, экономических, культурных институтов глобализации, прежде всего тех, в деятельности которых активно участвует Россия.

Второе направление связано с качественной и деловой прессой, ведущей мониторинг наиболее значимых макроэкономических показателей (курсы валют, показатели фондовых рынков, стоимость энергоносителей), анализирующей наиболее значимые события, происходящие в глобальной экономике, деятельность крупных транснациональных компаний.

Как бы глубоко ни старались российские массмедиа исследовать различные аспекты глобализации, далеко не всегда им удается помочь публике сформировать точное, объективное представление о всеобъемлющих процессах, происходящих в сфере культуры. Противодействие информационной экспансии, осуществляемой отдельными государствами, затруднено рядом обстоятельств, большинство которых названо А. И. Шендриком.

Теоретики массмедиа выявляют кризис духа в России, связанный с влиянием монополистического производства медиапродукта, ориентированного на гедонизм, как философию современного массового общества. Миссия журналистики, базирующаяся на непредвзятом свободном поиске истины и правды в социуме, оказалась под вопросом.

Еще одним явлением, оказывающим как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность средств информации в сфере культуры, стала конвергенция, представляющая компонент всеобъемлющих мировых процессов и отражающая тенденции сближения субъектов, а также форм их функционирования. Однако в сфере массмедиа она сопровождается девальвацией содержания журналистских материалов.

В 1950-е годы понятие «конвергенция» в привычном для этнографов и языковедов значении введено в общественно-политический обиход западными социологами и философами. По мнению У. Ростоу и Я. Тинбергена, стимулом для сближения противоположных общественных формаций стала научно-техническая революция.

Развитие теории общественно-политической конвергенции было продолжено американским социологом Д. Беллом, который в 1960-е годы в книге «Конец идеологии» сделал вывод о возникновении общества нового типа, опирающегося на технологию знаний и информационную индустрию.

Существо теорий «информационного общества» заключается в следующих положениях:

  • информация является главным источником и средством производства, а также его продуктом;
  • массмедиа, как мощный стимул для потребления информации и оценки ее, способствуют развитию коммуникативных технологий, благодаря чему создаются вакансии для работы;
  • изменения в обществе, «революционные потенции» связаны не с содержанием сообщений, а со способами и средствами передачи и применения их.

Новые оттенки в толковании понятия «конвергенция» возникли в следующем десятилетии, когда происходила интеграция информационных и коммуникационных технологических устройств, включая компьютеры, и в 1980-е годы, когда термин шлифовался в ходе дискуссий о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и рынка вещания в Западной Европе. И, наконец, процесс конвергенции получил мощный импульс в 1990-е годы в связи с широким распространением интернета в различных странах мира.

Существует ряд концепций конвергенции. Данный процесс рассматривают и как взаимодействие и объединение различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей, и как интеграцию информационных и коммуникационно-технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов, и как объединение различных форматов (газета в интернете), а также экономическое объединение ранее изолированных секторов (телефония, радио, кабельное телевидение).

При этом мультимедийность является качеством средств массовой информации, сформированным благодаря конвергенции текста, изображения и звука, которые распространяются одновременно по волоконно-оптическому или коаксиальному кабелю, радиолиниям, при помощи спутниковых систем или в результате совокупного применения данных технологий.

Мультимедийности свойственна интерактивность, дающая человеку возможность выбора и создания продукта для индивидуального пользования. Конвергенция, как компонент глобализации, осуществляется в различных сферах. Во-первых, происходит слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям − кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи − доставлять информацию пользователю или потребителю.

В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет уравнивать печатное слово и движущееся изображение. С точки зрения ученых, информационные технологии играют первостепенную роль в процессе глобализации во всех сферах жизни общества.

Феномен цифровых медиа уникален и многомерен, они вызывают масштабные социокультурные изменения: модифицируют характеристики медиапотребления, предоставляют возможность пользователям участвовать в генерации контента, формируют особую социокультурную реальность.

Во-вторых, конвергенция ведет к слиянию рынков. Современная индустрия массмедиа движется к большей интеграции с телекоммуникационным сектором, производством бытовой техники, информационными технологиями.

В-третьих, наблюдается сближение различных массмедиа, оно сопровождается передачей функций одних средств массовой информации другим, одинаковые содержательные продукты могут распространяться по разным каналам.

В результате появления общих для разных каналов материалов возникают новые интегрированные жанры, такие, как инфотейнмент (от английских слов information и entertainment), эдьютейнмент (от английских слов education и entertainment) и инфорториал (от английских слов information и editorial).

Инфотейнмент, т. е. информация, облеченная в обертку развлечения, получил распространение особенно на телевидении. Познавая этот симбиоз сообщения и шутки, аудитория в одних коммуникативных ситуациях узнает о чем-то новом, интересном или приподнимает завесу над каким-либо острым взаимодействием, а в других – получает суррогат журналистской мысли.

Инфотейнмент не стал новым явлением в массмедиа. Такие художественно-публицистические жанры, как фельетон и памфлет, известны в журналистике издавна. Авторы публикаций подвергают осмеянию как отрицательные явления социально-политической жизни, так и отдельных лидеров. В условиях развития информационных технологий сфера использования развлекательных элементов расширена, они проникли и в группу информационных жанров. Однако четкого разграничения не существует до сих пор: к инфотейнменту причисляют не только информационные, но и некоторые аналитические, художественно-публицистические материалы.

Симбиоз информации и развлечения получил распространение в США в 1980-е годы. Результаты социологических опросов показали, что «жесткая» новость не интересует жителей этой страны.

Исследователь Т. Паттерсон в течение двух лет изучал особенности новостей, распространяемых массмедиа в США, и пришел к выводу, что большинство людей предпочитают черпать известия на кабельных телеканалах и в интернете, тогда как традиционные печатные издания и вещательное телевидение ради сохранения аудитории вынуждены прибегать к «легким» новостям.

Снижение популярности информационных программ инициировало поиск коммерческими телеканалами новых форм сообщений. Это повлекло изменение подхода к отбору новостей: уменьшилась доля официальных, увеличилось количество известий, рассказывающих о событиях социальной и культурной сферы.

Потребности публики в сообщениях развлекательного характера успешно удовлетворяются именно инфотейнментом, являющимся порождением постмодернизма. Постмодернистская тенденция в медиатексте приводит к смешению документального и художественного дискурса. Реальные события трансформируются, становятся частью условного контекста, который может стать интереснее самой информации. Одна из особенностей постмодернистского медиатекста состоит в том, что он не столько отражает действительность, сколько моделирует ее.

На первый взгляд, создатели симбиоза сообщения и развлечения преследуют благородную цель: облегчая восприятие сложных, многозначных понятий, явлений, они будто бы содействуют просвещению граждан, вовлечению их во взаимодействия, происходящие в социально-политической сфере. Однако, с другой стороны, инфотейнмент ограничивает возможности перехода от модели вещания к диалоговой. У человека, получившего информацию развлекательного характера, редко возникает потребность осмыслить ее, установить причинно-следственные связи с другими сообщениями о явлениях социально-политической сферы и вступить в дискуссию.

Отрицательные последствия распространения инфотейнмента отмечены рядом российских исследователей. Под влиянием его телевизионной разновидности произошла таблоидизация печатных изданий, а создаваемое упрощенное отображение политики ведет к снижению качества дискуссий в обществе. Более того, объединение информации и развлечения подрывает доверие публики к теленовостям.

Интересно
В целом инфотейнмент в массмедиа остается противоречивым явлением. С одной стороны, его форма привлекательна, он вызывает интерес граждан к разнообразной информации. С другой стороны, познание связано с процессом осмысления, анализа фактов, а интересу большинства людей к развлекательной информации свойственна мимолетность.

Соединение информации и шутки чаще всего низводит социально-политический процесс до ничтожной игры. Упрощение коллизий, дискуссий на общественно важные темы, внушение иллюзорных надежд, нередкое нарушение единства формы и содержания в инфотейнменте не содействуют формированию культуры граждан, удерживают их от осознания сущности социальных процессов, собственного места в политических действиях.

Во второй половине ХХ века в информационной сфере ряда стран получил распространение и так называемый эдьютейнмент, объединивший, как принято считать, образование и развлечение. На него сделали ставку многие массмедиа, особенно электронные, как на эффективный метод стимулирования познавательной деятельности людей. Однако результат воздействия на аудиторию новой информации, сопряженной с развлечением, может быть как позитивным, так и отрицательным.

«Эдьютейнмент» – термин в достаточной мере условный. Он связывает развлечение, скорее всего, не с образованием, а просвещением.

Образование – это процесс и результат и постижения человеком опыта, накопленного в сфере социального, и усвоения систематизированных знаний, навыков, а также норм и ценностей общества, иначе говоря, систематизированное обучение и его итог.

В свою очередь просвещение нацелено на пробуждение интереса людей к процессу образования. Чаще всего эдьютейнмент не ориентирован, как образование, на системность: если сегодня скучающий потребитель увлечен какой-либо развлекательно-познавательной телепрограммой, то нет гарантии, что завтра его будет интересовать та же передача, а не другая.

В процесс просвещения, а не образования вовлечен и телезритель, просматривающий сериал, в котором представлены элементы новых знаний, и турист, посетивший музей картофеля или шоколада. Сильное влияние эдьютейнмент может оказать на людей, имеющих невысокий уровень образования. Наиболее отчетливо его воздействие на аудиторию проявляется в развивающихся странах.

В Латинской Америке (например, в Перу, Уругвае, Аргентине, Парагвае доля взрослого населения, имеющего высшее образование, незначительна) в прошлом веке получили распространение теленовеллы, которые представили некоторые образовательные проекты в развлекательной форме. Однако влияние эдьютейнмента не может быть стабильным, всеобъемлющим, он не всесилен. В некоторых случаях воздействие эдьютейнмента вообще сводится к нулю, так как некоторые нововведения распространяются исключительно в процессе межличностного общения.

Несмотря на противоречивость оценок возможностей воздействия эдьютейнмента на людей, исследователи отмечают, что большинство продуктов современных массмедиа предназначены именно для развлечения аудитории. Одной из причин проявления этой тенденции является экономическая: средства массовой информации, содержание которых направлено на увеселение людей, используются, как эффективная система распространения рекламы. Что касается России, то большинство собственников и менеджеров медиакомпаний избрали развлекательные модели содержания программ еще и потому, что намереваются избежать риски неэкономического характера.

У профессионалов эдьютейнмент может вызвать неприятие упрощенностью, с помощью юмора человек усваивает, как правило, очевидные истины, а познание требует интенсивных интеллектуальных усилий для усвоения информации, уяснения специфики научного поиска и изучения разнообразных направлений исследований.

Эдьютейнмент в большей степени связан с обыденным, практическим знанием повседневной жизни, в гораздо меньшей степени – со специализированным, профессиональным. Чаще всего сочетание просвещения и развлечения предлагается аудитории в интерпретации либо журналиста, не являющего экспертом в какой-либо сфере науки, либо исследователя, который так адаптирует научный текст, чтобы он был понятен всем.

В целом же информационные интересы аудитории массмедиа разнообразны и не ограничиваются поиском развлечений. Исходя из этого, можно утверждать, что распространяемый журналистикой эдьютейнмент помогает людям подняться на несколько ступенек в познании мира, но малосилен, чтобы стимулировать их интенсивное участие в этом процессе.

Исследователи полагают, что цифровые медиа могут способствовать интенсификации существующих транснациональных культурных потоков и придать какой-либо культуре свойство детерриториализации, а также формировать транснациональные общества, которые имеют культурные особенности и разделяют их с миром. Цифровые медиа изменяют процесс межкультурной коммуникации, значительно упрощая его в силу высокой скорости взаимодействия, а также позволяя использовать различные форматы общения.

На деятельности массмедиа, как «агентов глобализации», отражаются не только стремительное развитие информационных технологий и сближение жанров, но и особенности культуры и взаимодействия журналистов с аудиторией. Специфика конвергентной модели в Великобритании заключается в интеграции печатной и интернет-платформы.

В этой стране газеты благодаря видеоконтенту могут конкурировать с интернетом и телевидением. Многими печатными изданиями введено в обиход так называемое флэш-видео, т. е. короткие видеоматериалы, привлекающие внимание к тексту и способствующие улучшению обратной связи. Иная модель используется во Франции. В этой стране происходит конвергенция интернета и сотовой телефонии в условиях информационного неравенства в онлайновой сфере медиапотребления.

Оценивая последствия конвергенции, как компонента глобализации, исследователи отмечают, что само по себе наличие новейших технологий не является существенным признаком демократизации медиасферы, таким признаком может быть лишь их использование на благо общества, а не отдельных его слоев. Технологии, радикально изменяя формы использования коммуникативных ресурсов, по сути, не меняют ни содержание информации, ни характер основного субъекта коммуникации.

Важнейшим аспектом деятельности массмедиа является и их способность освещать достижения народов в производственной, общественной и духовной сферах. Однако чаще всего сближение субъектов журналистики, а также форм их деятельности является отражением стремления к единообразию в ущерб самостоятельности различных культур.

Особенности осмысления взаимосвязи этих процессов зависят от того или иного отношения исследователей к двум противоположным традициям: интерпретации истории, как всемирного процесса, ведущего к объединению человеческих обществ, или представлению ее, как сосуществования различных внутренне целостных, замкнутых структур, между которыми возможны только поверхностные взаимодействия, выражающиеся в заимствовании отдельных явлений.

Эти традиции связаны, с одной стороны, с теориями глобализации, сторонники которых рассматривают становление мира, как путь к формированию единой культуры, и, с другой стороны, с теориями культурного плюрализма, которые основаны на понимании того, что устранить различия невозможно. По мнению З. Баумана, гармония не есть единообразие; она всегда является переплетением различных мотивов, каждый из которых имеет собственное звучание, и именно этим звучанием поддерживает общую мелодию.

Оценки концепции культурного разнообразия нашли отражение во Всеобщей декларации ЮНЕСКО, принятой в ноябре 2001 года. В этом документе отмечается, что, будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биологическое разнообразие для живой природы, а культурный плюрализм создает благоприятную среду для расцвета творческих способностей, питающих жизненные силы общества.

В плане действий ЮНЕСКО – поощрение производства, сохранения и распространения разнообразных по содержанию материалов через средства информации и глобальные информационные сети.

Взаимодействие процессов конвергенции, как компонента глобализации и культурного плюрализма, приводит к столкновению двух тенденций на рынке традиционных и новых массмедиа. Ученые выделяют две формы отражения американской журналистики в интернете.

С одной стороны, существует модель, культивируемая печатью, делающей упор на объективность, четкое разграничение фактов и мнений, глубокое изучение проблем, создание аналитического материала, значение которого должно возрастать по мере движения интернет-новостей в направлении агентств с точки зрения содержания. С другой стороны, модель, характеризующаяся укорачиванием текстов, попытками освоения мультимедийных способов подачи информации, используется преимущественно информационными агентствами, создателями новостных сайтов, телевизионными службами.

Универсализация текстов получила широкое распространение в массмедиа. Следствием развития информационно-коммуникационных технологий стало дальнейшее обособление содержания от каналов распространения, что в результате способствовало увеличению числа медиакомпаний, производящих содержание, или «посредников» – средств массовой информации. Сложились условия для создания кластера индустрии содержания.

В свою очередь формирование индустрии в этой сфере не только ставит содержание в зависимость от коммерциализации, как процесса, ориентирующего средства массовой информации главным образом на прибыльное производство и продажу продукции, нежели на распространение духовных, культурных ценностей, но и ведет к искажению информирования аудитории.

Искажение информирования публики возникает по той причине, что внимание компаний-монополистов сосредоточено не на создании разнообразного содержания и даже не на преобразовании сообщений, а на их упаковке и распространении. Благодаря конвергенции массмедиа изменения формы подготавливаемых ими текстов опережают изменения содержания, а попытки крупных корпораций превратить средства массовой информации исключительно в источник дохода препятствуют распространению разнообразных по содержанию материалов.

Сближение массмедиа не всегда отвечает интересам общества, стремящегося сохранить культурное разнообразие. Изучение журналистами сложных явлений с помощью построения схем, фрагментация в отражении событий приводят к тому, что многоплановые события или процессы теряют важные характеристики и аудитория не получает точной, объективной информации о происходящем в разных сферах жизни общества.

Вследствие искажения информирования аудитории затрудняется выполнение журналистикой роли «сторожевой собаки» общественных интересов, затягивается ожидание публикой появления «нового содержания», которое помогло бы медиа глубже исследовать общественно-политические процессы, полнее раскрывать сущность явлений, кажущихся многим незначительными, и механизмы принятия политических решений, скрытые от общества.

Замедление кристаллизации «нового содержания», скорее всего, объясняется тем, что создать его, очевидно, могут не ремесленники, на которых делают ставку крупные корпорации-монополисты, а яркие, талантливые личности из журналистской среды.

Унификация же распространяемых массмедиа материалов, как правило, не сопряжена с достижением высшей степени развития творческих способностей их авторов. Могут ли массмедиа содействовать ослаблению отрицательного влияния глобализации в сфере культуры? Как показывают исследования, проведенные шведскими учеными, любое национальное государство формирует естественное пространство, в котором функционирует журналистика, обладающая специфическими характеристиками и претворяющая в жизнь идею диалога между различными группами, составляющими национальный общественный организм.

При наличии общности в выборе приоритетных тем, волнующих всех сотрудников массмедиа, разработка этой универсальной проблематики несет отпечаток традиций той или иной страны, общей и журналистской культуры. Оценивая возможности влияния глобализации, следует учитывать и то обстоятельство, что в каждой культуре имеется система защитных механизмов, способных предохранить ее от слишком интенсивного инокультурного воздействия: таковы механизмы сохранения и воспроизводства предыдущего опыта и традиций, формирования у людей чувства культурной идентичности. Одним из таких защитных механизмов в России являются богатые традиции русской журналистики, нацеленной на просвещение людей.

Конвергенция и культурное многообразие – это проявления соответственно центростремительных и центробежных сил, находящихся в единстве и противоборстве.

С одной стороны, в первом двадцатилетии ХХI века конвергенция массмедиа, подгоняемая коммерциализацией, кажется, подавляет тенденцию к отражению ими культурного разнообразия. Однако, несмотря на это, и глобализация, и конвергенция не могут привести к нивелированию традиций, обычаев, культур народов, которые складывались в течение столетий.

С какой бы интенсивностью ни происходила конвергенция массмедиа, следует помнить о том, что журналистика «произрастает» на почве этих традиций, культур, впитывает их разнообразные качества, наконец, отражает их, содействуя сохранению плюрализма. С другой стороны, терпимость публики по отношению к унифицированным материалам может сохраняться в течение какого-то периода, а может и смениться потерей интереса к ним в связи с изменением структуры потребностей аудитории, повышением образовательного уровня людей, приобретением ими жизненного опыта.

Взаимодействие конвергенции, как компонента глобализации, и культурного плюрализма, очевидно, и далее будет сопровождаться процессом взаимного влияния и взаимного проникновения. Таким образом, массмедиа, как «агенты культурной глобализации», исследуют ее институциональные аспекты, отражают противоречивое влияние всеобъемлющих мировых процессов на жизнь социума. С одной стороны, средства информации содействуют распространению и обмену достижениями культуры.

Слияние рынков и технологий, распространение одинаковых содержательных продуктов по разным каналам ведут к ускорению доставки сообщений публике, а возникновение интегрированных жанров − к упрощению усвоения ею сложных понятий. С другой стороны, многих граждан беспокоит процесс «вестернизации» культурного пространства, который ведет к засилью медиапродуктов, распространяемых на информационном рынке отдельными странами.

Интересно
Под влиянием конвергенции, как составной части глобализации, качественные печатные издания приобретают свойства, присущие массовым, происходит обесценение содержания материалов массмедиа. Универсализация текстов чревата формированием единообразия в пространстве культуры. Однако воздействие глобализации не столь велико, чтобы могло привести к утрате традиций, обычаев, культуры народов, складывавшихся веками.

Государства вырабатывают меры, направленные на защиту информационного пространства от монополистов. Действуют и иные механизмы (такие, как создание условий для обретения людьми чувства идентичности), обладающие возможностью оградить одну культуру от чрезмерного влияния других.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)