Тенденции развития электронного бизнеса

Глобальный характер предпринимательских процессов на электронном рынке проявляется, прежде всего, в том, что национальная принадлежность бизнеса не имеет существенного значения.

Межстрановая и межконтинентальная интеграция электронных предпринимательских процессов, присущая современному информационному обществу, привела к тому, что непосредственное производство какого-либо товара может осуществляться на одном континенте, поставки необходимых ресурсов выполняться с другого континента, а продажи готовой продукции производиться на любом региональном рынке.

Кроме того, развитие информационных технологий, стандартизация деловых процессов и форматов передачи данных, появление глобального информационного пространства, частью которого является сеть Интернет, привели к резкому снижению стоимости инструментов электронного предпринимательства, что, в свою очередь, обусловило возможность их использования не только представителями крупного и среднего бизнеса, но и малыми предприятиями.

Высокая скорость изменений в электронном предпринимательстве связана, прежде всего, с инновационными технологиями изготовления товаров, нововведениями в сфере получения и передачи информации, а также стремлением к удовлетворению постоянно развивающихся потребностей потенциальных покупателей. В условиях резкого увеличения объемов информации, поступающей из внешней среды, и необходимости ее своевременной обработки, предпринимательские структуры вынуждены разрабатывать и использовать новые системы управления бизнесом, способствующие повышению или, по меньшей мере, сохранению их конкурентных преимуществ.

Следует учитывать, что простое «внедрение Интернета в компании не повышает эффективности» ее деятельности. Для достижения этой цели необходимо применение соответствующих информационных сетевых технологий, по своей сути являющихся готовыми информационными продуктами.

К их числу, прежде всего, относят:

  • ERP-systems – системы управления ресурсами предприятия;
  • CRM-systems – системы управления отношениями с клиентами;
  • EBP-systems – системы бизнес-планирования на предприятии;
  • SCM-systems – системы управления цепочками поставщиков;
  • KM-systems – системы управления знаниями;
  • HR-systems – системы управления и оптимизации трудовых ресурсов;
  • и некоторые другие информационные продукты.

По мнению отдельных специалистов, в экономике, основанной на знаниях (knowledge economy), постоянно возникают новые потребности и новые технологии, информация становится объектом купли-продажи, причем издержки на ее тиражирование намного меньше, чем на первоначальное производство. В итоге создается новый источник долговременного экономического роста – информация как воспроизводимый ресурс.

В связи с этим, важной отличительной чертой электронного предпринимательства становится информационная прозрачность его бизнес-процессов.

В условиях все возрастающей информационной открытости не только появляется возможность, но и возникает объективная необходимость для разграничения основных и второстепенных бизнес-функций предпринимательских структур, и передачи последних на аутсорсинг специализированным коммерческим организациям.

Интересно
Широкое использование в предпринимательской деятельности информационных сетевых технологий, глобальный характер развития электронного бизнеса, а также необходимость координации «традиционных» материальных и «виртуальных» нематериальных потоков в значительной степени изменили требования к логистике, повысили ее роль и значение как связующего звена между материально-вещественным и электронным бизнесом.

По мнению специалистов, важнейшей отличительной чертой логистики электронного бизнеса является потребность в максимально возможной децентрализации процесса доставки товаров потребителям в условиях усиления объективной тенденции к централизации их продаж.

Стремление продавцов и покупателей к уменьшению величины трансакционных затрат обусловливает необходимость переноса большей части рыночных трансакций в информационные сети (сеть Интернет, сети мобильной связи и др.), что, в конечном итоге, и приводит к централизации продаж и закупок товаров. В тоже время, поскольку перемещение материальных товаров, приобретенных на электронном рынке, осуществляется в реальной экономической среде, то, следовательно, их доставка должна производиться в соответствии с основным логистическими принципами – в нужном количестве и ассортименте, в требуемое время и место, с минимальными затратами.

Необходимость учета всех вышеперечисленных требований по отношению к каждому конкретному покупателю и предполагает децентрализацию процесса доставки товаров, обращающихся на электронном рынке.

Как показывает практический опыт, применение информационных технологий в бизнесе позволяет существенным образом уменьшить величину логистических издержек. Так, например, по данным компании «Texas Instruments», внедрение электронных средств обмена данными привело к сокращению числа ошибок при отгрузке заказов на 95 %, объема операций по поиску потерянных грузов – на 65 %, ресурсов, занятых на вводе информации, – на 70 %, продолжительности глобального цикла снабжения – на 57 %.

Таким образом, можно констатировать, что в электронном предпринимательстве логистика «становится фактором номер один», определяющим наряду с производством, маркетингом, сервисным обслуживанием клиентов и финансовым обеспечением предпринимательской деятельности основные конкурентные преимущества фирм и компаний.

Необходимо отметить, что нематериальные потоки могут составлять значительную, а иногда большую часть в общей структуре экономических потоков электронного бизнеса. Они возникают в результате прямой сетевой передачи нематериальных товаров (программного обеспечения, информационного контента, патентной информации и т.п.), прямого сетевого исполнения нематериальных услуг (например, услуг бронирования), информационной и телекоммуникационной поддержки поставок материальных товаров, а также сетевых финансовых расчетов с контрагентами.

Очевидно, что использование различных видов сетей (например, сети Интернет или сетей мобильной связи) в качестве средства доставки нематериальных товаров конечному потребителю существенно снижает транспортные издержки и временные затраты, а, следовательно, и стоимость доставляемого товар.

Из всего вышеизложенного следует, что электронный бизнес постепенно интегрируется с традиционной экономикой и «вбирает в себя» ее различные сферы.

Безусловно, трансформация традиционных бизнес-процессов будет происходить в течение достаточно длительного периода времени, поскольку механизмы электронного рынка в силу его глобального характера должны начать функционировать повсеместно. А пока различные страны существенно отличаются друг от друга не только по уровню экономического развития, но и по состоянию их информационной инфраструктуры, а также возможностям практического применения инструментария электронного предпринимательства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)