Функциональные модели электронных торговых площадок

В специальной экономической литературе, как правило, выделяются три основных модели организации деятельности электронных торговых площадок: каталог, аукцион и биржа.

Модель «каталог» (или электронный каталог) основан на использовании поисковых возможностей современных информационных технологий для сравнения и выбора товаров по нескольким базовым параметрам: цене, дате поставки, гарантиям, сервисному обслуживанию и т.д.

Применение этой модели является предпочтительным:

  • для отраслей, характеризующихся сильной фрагментацией продавцов и покупателей, которые часто проводят сделки с относительно недорогими товарами по фиксированным ценам;
  • для рынков, где спрос достаточно предсказуем, а цены на товар – стабильны.

По сути, модель «каталог» характеризует механизм функционирования информационных порталов в сети Интернет, не имеющих в своем составе полнофункциональных электронных торговых площадок. Доходы этой категории торговых площадок обычно складываются из комиссий за транзакции и рекламных средств, получаемых от поставщиков.

SciQuest и Chemdex – примеры вертикальных провайдеров; Ariba, CommerceOne и PurchasePro – провайдеры аппаратно-программного комплекса.

Применение модели электронного каталога в процессе межфирменного взаимодействия обеспечивает минимизацию временных затрат участников торгового процесса, за счет осуществления оперативного поиска необходимых товаров и услуг по приемлемым ценам для покупателя, а для продавца – управление процессом продаж в режиме реального времени.

Интересно
Модель «аукцион» характеризует деятельность тех электронных торговых площадок, на которых цена на товар или услугу не является фиксированной, а устанавливается во время проведения аукционных торгов. Эта модель эффективно используется в случаях, когда на электронном рынке реализуются нестандартные, единственные в своем роде товары или услуги, при этом как продавцы, так и покупатели применяют различные подходы к определению их цены.

К этой группе товаров относят редкие предметы, капитальное оборудование, товары, бывшие в употреблении, складские остатки товаров и др. Интернет-аукционы могут предусматривать обязательную регистрацию участников торгов с внесением денежного залога. Доходы этой категории торговых площадок, также как и у электронных каталогов, формируются за счет комиссий за транзакции и рекламных поступлений.

Примерами в области горизонтальных провайдеров служат FreeMarkets, TradeOut или AsseTrade. Среди вертикальных провайдеров можно отметить PaperExchange, который получает дополнительные доходы от аукциона по продаже оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности.

Наиболее актуальным примером, отражающим эффективную организацию Интернет-аукционов, является деятельность китайского Интернет – холдинга Alibaba Group.

Alibaba Group — китайская публичная компания, работающая в сфере интернет-коммерции, владелец веб-порталов Taobao.com, Tmall, Alibaba.com и ряда других. Основными видами деятельности являются торговые операции между компаниями по схеме B2B и розничная онлайн-торговля; также владеет одной из крупнейших в мире инфра структур для облачных вычислений и активы в сфере СМИ и индустрии развлечений. В 2019 году объём продаж на порталах группы Alibaba составил около 6 трлн юаней ($900 млрд).

По оценкам экспертов, Alibaba Group контролирует более 80% рынка электронной торговли в Китае и в последние годы расширяет свое присутствие в России. Изначально Интернет-платформа обеспечивала взаимодействие средних и малых торговых предприятий Китая, в настоящее время интернет-холдинг Alibaba Group осуществляет В2В и В2С трансграничные электронные торги, а также обладает собственной платежной системой Alipay.

К основным преимуществам китайского Интернет-аукциона в секторе В2В относят: возможность бесплатного участия в электронных торгах, эффективная маркетинговая стратегия и персонифицированный подход к каждому  участнику торгов.

Востребованность В2В-платформы Alibaba Group в России среди оптовых и розничных торговых предприятий невысокая по сравнению с В2С сектором Aliexpress.

Основными причинами небольших объемов трансграничных продаж в формате В2В являются высокий уровень логистических затрат, связанных с доставкой товаров в Россию, длительный процесс таможенного администрирования внешнеторговых грузов на границе и сложности в документальном обеспечении трансграничных закупок.

Модель «биржа» применяется теми электронными торговыми площадками, на которых цена на товар или услугу определяется в процессе согласования всех основных требований продавца и покупателя. Биржевой механизм согласования условий сделки, определения рыночной цены, а также регистрации сделок в режиме реального времени в современных условиях является наиболее эффективной технологией при торговле стандартными товарами (нефтепродукты, химическая продукция, сельскохозяйственное сырье и др.). Кроме того, биржевая модель привлекательна для рынков, где спрос и цены на товар нестабильны. В этом случае ее использование позволяет продавцам и покупателям товаров и услуг оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Источниками дохода для бирж главным образом служат комиссии за транзакции и членские взносы участников. Altra и Enermetrix в энергетической промышленности, Arbinet в области телекоммуникаций служат примерами этой модели онлайновых торговых площадок.

Достаточно часто электронные торговые площадки применяют не одну, а сразу несколько вышеуказанных бизнес-моделей, при этом клиенты могут выбрать наиболее приемлемую для них схему электронных торгов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)