Сущность электронного бизнеса

Одной из первых термин «электронный бизнес» применила корпорация IBM в 1997 году, когда она свою первую тематическую рекламную компанию построили вокруг этого понятия. Примерно в это же время на западном рынке появились и начали функционировать первые электронные компании – «Yahoo!», «AOL», «Amazon.com» и другие аналогичные структуры, широко использующие в предпринимательской деятельности технологии сети Интернет.  Причем рост стоимости акций этих компаний при их первичном размещении на фондовом рынке (IPO – Initial Public Offering) мог составлять в течение нескольких дней 100 и более процентов.

Интересно
В период с 1998 г. по 2000 г. Интернет-сектор практически не имел привычных для традиционных секторов экономики ограничений по привлекаемому капиталу: фактически любую электронную компанию, размещающую акции на рынке IPO, ожидал успех, при этом масштабы инвестирования нередко превосходили все разумные для венчурных проектов пределы.

В настоящее время в экономической и юридической литературе приводятся различные точки зрения в отношении содержательной основы и отличительных особенностей электронной предпринимательской деятельности.

Кроме того, наряду с дефинициями «электронный бизнес» («e-business») в специализированных научных изданиях достаточно часто упоминаются термины «электронная коммерция», «электронная торговля», «Интернет-торговля», «Интернет-трейдинг», «электронное посредничество».

Не ставя перед собой цели проведения их сравнительной характеристики, отметим лишь, что вряд ли целесообразно сознательно противопоставлять такие экономические категории как «предпринимательство», «коммерция», «торговля» и «посредничество». Безусловно, категория «предпринимательство» охватывает более широкий круг экономических и юридических отношений, в независимости от того, используется ли она для характеристики бизнес-процессов, осуществляемых на традиционных рынках или различных сегментах электронного рынка.

Приведем лишь некоторые из встречающихся в научной и учебной литературе определений электронного бизнеса:

  • электронный бизнес объединяет все стороны деловых отношений в Интернете, в том числе продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и партнерских отношений;
  • в более широком смысле «e-business» – это использование сети Интернет для эффективного создания добавленной стоимости в компании, группе компаний, отрасли промышленности и экономике в целом;
  • корпорация IBM определяет электронный бизнес как «безопасный, гибкий и комплексный подход к обеспечению потребителя дифференцированной потребительской ценностью посредством объединения систем и процессов, лежащих в основе важнейших функций бизнеса, с простотой и охватом, обеспечиваемыми Internet-технологиями»;
  • согласно определению Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) «электронное ведение бизнеса – сфера деловой деятельности, включающая электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю»;
  • в самых общих чертах, «е-бизнес» выступает как собирательное понятие для обозначения совокупности новых электронных средств массовой коммуникации, направленных на поддержку разнообразнейших коммуникационных и деловых процессов предприятия и в потенциале всех сфер производственной деятельности;
  • под «электронным бизнесом» понимается применение информационных сетевых технологий, в том числе открытых технологий сети Интернет для проведения электронных сделок, оптимизации бизнес-процессов предприятия и его партнеров, эффективного обмена информацией.

Сравнительный анализ всех вышеприведенных определений показывает, что отдельные ученые и специалисты ошибочно отождествляют понятия «Интернет-бизнес» и «электронный бизнес», которые, на наш взгляд, соотносятся между собой как частное и целое. Действительно, на начальном этапе развития электронного рынка, в конце 1990-х – начале 2000-х гг., наблюдалось повсеместное использование в предпринимательской деятельности, прежде всего, технологий сети Интернет, что и обусловило появление в специальной литературе трактовок электронного бизнеса как совокупности «деловых отношений в Интернете».

Однако в последние годы на электронном рынке наряду с технологиями сети Интернет широко применяются и иные информационные сетевые технологии, главным образом, технологии мобильной связи и технологии интерактивного цифрового телевидения (interactive digital television – iDTV). При этом наблюдается конвергенция сетей и сетевых услуг, и как следствие конвергенция различных сегментов электронного рынка.

Так, например, если раньше отдельно существовал рынок телефонной связи, отдельно – доступа в сеть Интернет, отдельно телевидения, то сейчас широкое распространение получила концепция «triple play» (тройная игра), предусматривающая формирование мультисервисных сетей, обеспечивающих передачу голоса, данных и телесигнала по одной абонентской линии.

Учитывая это, предлагаем рассматривать под электронным бизнесом любую предпринимательскую деятельность, реализуемую посредством использования информационных сетевых технологий, в том числе технологий сети Интернет, при взаимодействии двух и более контрагентов, совершаемую в целях обмена товарно-материальных и/или нематериальных ценностей, оптимизации бизнес-процессов и распространения деловой информацией.

Основными процессами электронного бизнеса являются:

  • процессы, сфокусированные на производстве, имеющие электронные звенья связи с поставщиками, в первую очередь планирование производственных ресурсов (MRP II), планирование ресурсов предприятия (ERP) и прогнозное планирование и диспетчирование (ASP);
  • процессы, сфокусированные на потребителе, обеспечивающие онлайновую поддержку потребителей и управление взаимоотношениями с потребителями (CRM);
  • внутренние или сфокусированные на менеджменте процессы, включающие автоматизированное обслуживание собственного персонала компании, его профессиональную подготовку, обмен информацией, проведение видеоконференций и наем работников.

В свою очередь, категория «электронная коммерция», отражающая, прежде всего, специфику коммерческой деятельности на различных сегментах электронного рынка, характеризует как процессы электронной торговли и электронного посредничества (торгового, информационного, финансового), так и другие коммерческие трансакции, реализуемые посредством использования информационных сетевых технологий.

В настоящее время, электронная коммерция («e-commerce») справедливо считается одним из важнейших направлений электронного предпринимательства.

Объективными предпосылками возникновения электронного бизнеса являются эволюционный характер развития общественного хозяйства, глобализация его экономических процессов, постоянное совершенствование технического, технологического и информационного обеспечения бизнеса с целью приобретения его субъектами дополнительных конкурентных преимуществ, быстрая унификация стилей жизни, обусловленная появлением глобальных коммуникаций, в том числе сети Интернет и сетей мобильной связи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)