Текущие консультации и консультации к экзаменам

Место консультации в системе закрепления знаний, в сущности, не определено однозначно, хотя как форма учебных занятий она отличается тем, что дает возможность студенту вступить в непосредственный контакт с преподавателем. На наш взгляд, консультация как одна из форм самостоятельной работы позволяет студентам свободно излагать свои взгляды, не ограничиваясь временем, отведенным на учебу расписанием занятий, не боясь получить низкую оценку своих знаний.

Со своей стороны, преподаватель имеет возможность расширить рамки темы, больше внимания уделить вопросам методики в организации самостоятельной работы и т.д.

Консультации можно рассматривать своего рода своеобразным «введением в самостоятельную работу», когда в процессе консультирования четче проявляется специфика предмета и полагается научная организация самостоятельной работы по его изучению.

Консультации по форме проведения бывают групповыми и индивидуальными. Групповая консультация предусмотрена перед зачетом или экзаменом. Групповая консультация предполагает консультирование всей группы по вопросам общего характера, к которым можно отнести организацию проведения зачета или экзамена, освещение вопросов, незатронутых на лекциях и заданных на самостоятельное изучение студентам.

На групповой консультации лектор испытывает особую ответственность, так как перед ним стоит задача еще раз комплексно системно донести до студентов предмет дисциплины, задачи, повторить основные моменты по ключевым темам.
Индивидуальная консультация происходит в текущем порядке по разъяснению спорных, непонятных, сложных терминов, формул, примеров, когда преподаватель и студент вступают в дискуссию.

Индивидуальная консультация предусмотрена во время написания курсовой или контрольной работы и проводится в установленное преподавателем время. Студент может многократно приходить на индивидуальную консультацию и выяснять для себя противоречивые моменты. Значение индивидуальной консультации многогранно, так как она увеличивает не только прирост знаний студента, но и обогащает опыт взаимодействия преподавателя с современной молодежью.

Проведение зачетов и экзаменов

Цель экзамена – завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов. Основные функции экзаменов – обучающая, оценивающая и воспитательная.

Обучающее значение экзаменов состоит в том, что студент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники.

Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые. Во-первых, именно во время экзаменов «старые» знания обобщаются и переводятся на качественно новый уровень – системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и практических занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения.

Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они подводят итог, как знаниям студентов, так и всей учебной работе по данному предмету. В определенной степени преподаватель-экзаменатор оценивает и себя, результаты своей учебно-педагогической деятельности.

Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке, вузу и преподавателям.

Экзаменационные билеты, как правило, включают в себя три теоретических вопроса (два теоретических вопроса и задачу или два теоретических вопроса и тест). Экзамен проводится, преимущественно, в письменной форме. На экзаменационную оценку при этой форме экзамена влияют содержательность, глубина раскрытия письменных ответов и логика мышления. На усмотрение преподавателя, экзамен может проводиться и в устной форме.

Зачеты по профильным дисциплинам направления «Менеджмент» могут проводиться как в устной, так и в письменной форме. При устной форме студенту задается несколько вопросов по разным темам дисциплины, а при письменной форме студент получает один вопрос, который должен изложить максимально полно и конкретно.

Допускается также проведение зачетов в тестовой форме. Причем тестирование может проводиться на практических занятиях и являться основой текущего контроля знаний студентов. Результаты нескольких тестов могут дать итоговую характеристику знаний студента. Контрольное тестирование, включающее в себя вопросы по всем пройденным темам, может заменить традиционные формы зачета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)