Законодательные и нормативные основы организации физкультурного образования учащихся

К числу главенствующих документов, регламентирующих физкультурное образование школьников, относятся «Закон Российской Федерации об образовании», «Закон Российской Федерации о физической культуре и спорте» и другие нормативные документы.

Применительно к организации школьной жизни вообще и физкультурно-спортивной в частности можно отметить следующие статьи «Закона об образовании»:

  • принципы государственной образовательной политики: гуманистичность, общедоступность, светскость и демократичность образования, единство федерального культурного и образовательного пространства, свобода и плюрализм в образовании;
  • государственные гарантии прав граждан в области образования: возможность получения образования независимо от расовых, национальных, языковых, возрастных, половых и иных признаков; получение бесплатного общего образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, оказание помощи, частично или полностью, гражданам, нуждающимся в ней;
  • установление государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты;
  • общеобразовательные программы (начального, основного и среднего общего образования) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;
  • содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, которая разрабатывается, принимается и реализуется этим учреждением самостоятельно. Государственные же органы управления образованием разрабатывают лишь типовые и примерные образовательные программы;
  • общие требования к организации образовательного процесса: данная организация регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным заведением, самостоятельно; образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся; дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, не допускается применение к ним методов физического и психического насилия;
  • общее руководство образовательным учреждением осуществляет выборный представительный орган — совет образовательного учреждения, а непосредственное управление — прошедший соответствующую аттестацию администратор (директор);
  • финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в т. ч. ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника;
  • государственное, муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обручение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и др.) за рамками соответствующих образовательных программ и стандартов. Данная деятельность не относится к предпринимательской.

В Законе Российской Федерации о физической культуре и спорте применительно к системе образования отмечается следующее: Статья 3. Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
  2. единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
  3. сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
  4. установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
  5. запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
  6. обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  7. соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
  8. содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
  9. взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее — федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями; (в ред. Федерального закона от 07.05.2010 № 82-ФЗ)
  10. непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
  11. содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в т. ч. детско-юношеского спорта, школьного и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 384-ФЗ) Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования

Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

  1. проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;
  2. создание условий, в т. ч. обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
  3. формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
  4. осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
  5. проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
  6. формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;
  7. проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
  8. содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;
  9. содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта. (п. 9 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ)

В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными учреждениями начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в т. ч. в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами.

Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных учреждений. (часть 3 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ) Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 № 889 О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

В части I «Начальное общее и основное общее образование»: Слова «На преподавание учебного предмета «Физическая культура» рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях — из компонента образовательного учреждения.» заменить словами «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.»

В соответствии с внесенными изменениями на предмет «Физическая культура» в начальной школе выделяется 405 часов (1 класс — 99 часов, 2 класс — 102 часа, 3 класс — 102 часа, 4 класс — 104 часа).

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые были утверждены Постановлением № 189 от 29.12.2010 г.

Требования к воздушно-тепловому режиму. Нормируемая температура в помещениях стала выше, чем была предусмотрена предыдущими СанПин: температура в учебных помещениях должна составлять 18-24 гр. С (ранее 18-20); в спортзале, мастерских 17-20 гр. С (ранее 15-17).

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.

Максимально допустимая нагрузка в академических часах (при пяти- и шестидневке) увеличилась на 1 час. Под этим подразумевается дополнительный урок физкультуры для обучающихся начальной школы.

Следующий документ, определяющий основы организации образования, в т. ч. и физкультурного, — «Программа по физической культуре в начальной школе».

Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001), основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека.

В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».

Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры.

Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

То есть теоретический раздел учебного предмета ФК включает фундаментальные знания теории ФК, инструкивно-методические знания и знания о правилах выполнения двигательных действий.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой.

Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой».

Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений. Именно двигательные действия являются специфическим предметом обучения в процессе физического воспитания.

Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников.

Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».

Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Учебный предмет «Физическая культура» — это часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)