Практические занятия и активные формы обучения

В процессе преподавания профильных дисциплин направления «Менеджмент» развитие навыков принятия решений и анализа ситуации вызывает у студентов наибольшую трудность, в то время как менеджерам крайне необходимо уметь анализировать разнообразные реальные практические ситуации.

В целях достижения соответствующего уровня навыков и умений студентов необходимо использовать интерактивные технологии, формирующие аналитическое и прогностическое мышление.

Практические занятия должны быть основаны на современных методах интерактивных игровых технологий обучения (деловые, ролевые, имитационные и организационно-деятельностные игры, кейс- ситуации, эвристические технологии генерирования идей, тренинги организационного развития).

Интерактивное обучение способствует внутригрупповой социальной и познавательной активности студентов. Данные творческие методы проведения учебных занятий необходимы, так как преподавание профильных дисциплин должно быть особенно интересно студентам направления «Менеджмент».

Формулирование целей практических занятий является основополагающим моментом в отборе и подготовке всех остальных элементов занятия. Цели должны отражать то, чему студенты научатся в результате занятия.

Учебных целей не должно быть много. Для 90-минутного занятия разумно установить 2-4 реалистичные учебные цели. Формулировки учебных целей полезно обсудить со студентами, участие которых в этом процессе будет способствовать повышению их мотивации в обучении в целом.

Визуальное воспроизводство или отображение учебных целей помогает и преподавателю, и студентам четко держаться темы занятия. После того как учебные цели сформулированы, студентам следует объяснить порядок обсуждения вопросов занятия и те специфические моменты, на которые необходимо обратить внимание.

Хорошее обсуждение должно начаться с вопроса преподавателя, но затем он должен стать незаметным и далее действовать, направляя дискуссию в нужное русло. Задача преподавателя свои усилия сконцентрировать на поддержании хорошего темпа занятия.

Дискуссия как метод обучения используется в следующих случаях:

  • когда студенты уже имеют некоторое знание предмета обсуждения, а преподаватель хочет обобщить их опыт и углубить их понимание;
  • когда студенты испытывают потребность в знании взглядов других людей или в изменении своих устоявшихся взглядов.

В ходе занятия преподаватель должен управлять дискуссией, задавая вопросы. Хорошие вопросы должны быть:

  • краткими;
  • простыми по содержанию и легкими для понимания;
  • иметь отношение к чему-то одному;
  • следовать друг за другом в логическом порядке.

Нередко студенты могут обращаться с вопросом к преподавателю, если у них появляется потребность выразить свой взгляд на вещи. Преподаватель может поинтересоваться их собственным мнением по этому поводу до того, как развернуть широкую дискуссию. Такой подход особенно полезен, если поднятый студентами вопрос посвящен новой или неизвестной проблеме.

Обсуждение проблем на занятии приносит больше пользы, когда аудитория имеет дело с мнениями, а не с фактами. Для этого необходимо всегда делать обобщения высказанных противоположных мнений так, чтобы все высказавшиеся остались довольны и чтобы все смогли сделать свои собственные выводы.

Преподаватель на занятии может задавать вопросы как группе в целом, так и конкретному студенту. В первом случае преподавателю лучше всего не останавливать свой взгляд на ком-нибудь – надо смотреть как бы поверх группы и обратиться к ней с вопросом, на который любой может дать ответ.

Тогда все студенты готовятся к ответам. В то же время бывает полезно «раскрутить» какого-нибудь молчуна или, наоборот, кого-нибудь, болтающего со своим соседом. Вопросы к конкретному студенту также помогают «подогреть» дискуссию, когда из нее уже «выпущен пар». При этом необходимо избегать задавать студентам вопросы в каком-то строгом порядке, например, «по часовой стрелке».

Компетентный преподаватель, как правило, ставит следующие цели:

  • создать атмосферу непринужденности;
  • обеспечить понимание и принятие студентами целей дискуссии;
  • стимулировать высказывание идей;
  • обеспечить для всех равную возможность участвовать в дискуссии;
  • помочь студентам придерживаться предмета обсуждения;
  • вести студентов к достижению целей дискуссии;
  • не давать обидных комментариев, переспрашивать в случае неясностей или странных идей;
  • при необходимости обеспечивать студентов информацией, давать определения терминам;
  • слушать участников так, чтобы они понимали значимость и полезность высказываемого;
  • всегда подводить итоги дискуссии.

Ниже приводятся некоторые советы для эффективного проведения дискуссии.

  1. Сделать начало хорошим: начать занятие вовремя; попытаться сделать так, чтобы группа соответствующим образом настроилась на занятие.
  2.  Подвести к дискуссии: объявить цель дискуссии; ясно и кратко сформулировать тему занятия; объяснить процедуру дискуссии, и в каких пределах она будет вестись; раскрыть тему дискуссии.
  3. Вести дискуссию: воодушевить всех студентов на участие; контролировать сверхразговорчивых; расшевелить скромных; не дать одному или двум монополизировать дискуссию; действовать тактично по отношению к сказанному не по делу; избегать споров; поддерживать дискуссию; стараться подводить итоги чаще.
  4. Подвести итог дискуссии: отметить главные моменты дискуссии; отметить сделанные заключения; ясно объяснить, чего удалось достичь в ходе дискуссии: повторить позиции, высказанные меньшинством; достичь согласия по предложенным действиям.

Предлагается рассмотреть некоторые другие методы, которые полезно использовать в активном обучении управленческим дисциплинам.

Проигрывание ролей. Метод проигрывания ролей как метод активного обучения может служить дополнением к методу конкретных ситуаций, методу групповой работы и проведению практикующих упражнений. Суть метода проигрывания ролей заключается в том, что между участниками распределяют имеющиеся в ситуации роли.

В конкретной ситуации и в практикующем упражнении роли часто предписаны по тексту, сюжету или сценарию. В групповой работе роли участникам могут предписываться преподавателем. Моделируя те или иные роли, участники вырабатывают определенные навыки и умения, образцы соответствующего поведения по выполнению этих ролей в реальной жизни.

Приглашение практиков в учебную аудиторию. Приглашение руководителей-практиков в аудиторию для беседы со студентами исторически предшествовало появлению метода конкретных ситуаций.

Приглашение менеджеров-практиков в аудиторию помогает студентам глубже понять связь между теорией и практикой менеджмента. Практикующее упражнение. В процессе обучения практикующее упражнение представляет собой текстуально изложенное управленческое задание по решению конкретной проблемы (например, проектирование конкретных рабочих мест или проектирование организации).

Упражнение, как правило, содержит информацию и данные, пользуясь которыми студенты индивидуально, а чаще с использованием метода групповой работы пытаются найти свое решение. Выполнение упражнений помогает студентам увидеть и понять происходящее в практике управления, выработать соответствующие навыки и умения.
Посещение деловых организаций.

Визит в деловую организацию должен быть хорошо спланирован по времени и структурирован по содержанию. Большую группу студентов следует разбить на более мелкие группы (не более 12 человек) для повышения эффективности встреч и бесед с представителями организации.

Студенты должны быть тщательно проинструктированы о своем поведении и характере визита, его целях и процедуре. Визиты преследуют цель ознакомить студентов с практикой менеджмента и понять применение соответствующих концепций и теорий.

Применение аудиовизуальных средств. Аудиовизуальные средства (демонстрация слайдов, учебные видеофильмы) резко повышают эффективность обучения менеджменту. Однако применение визуальных средств должно проводиться в разумных пределах и с разумной интенсивностью (в среднем не более одного слайда за 5 мин занятий).

Имеются также определенные требования к подготовке визуальных материалов. Так, демонстрируемый материал тем эффективнее, чем меньше на нем написано слов и нарисовано стрелок и линий.

Видеоматериалы в обучении менеджменту могут иметь широкий спектр использования. Они могут применяться в иллюстрационных и демонстрационных целях, например в форме конкретной ситуации. Видеоматериалы следует подбирать по теме занятия.

Рекомендуемая продолжительность показа видеоматериалов составляет 15-20 мин. Однако, если необходимо, оно может быть увеличено до 30-40 мин, т.е. так, чтобы оставалось время на обсуждение показанного материала. В последнее время видеотехника широко используется для проведения аутотренинга по выработке управленческих навыков и умений, а также группового ролевого поведения по темам, связанным с лидерством и организационным поведением.

Например, можно использовать следующие учебные видеоматериалы.
1 «Успешное изменение организационной структуры». 2 «Персональный менеджмент».
3 «Разработка стратегии развития». 4 «Откуда берутся цели».
5 «Успешное ведение переговоров». 6 «Психология управления».
7 «Организация прямых продаж». 8 «Управление слухами».

Учебные видеофильмы обеспечивают наглядность, насыщенность материала, позволяют лучше визуально усвоить информацию. Основной особенностью данных фильмов является их проблемная, а не дисциплинарная ориентированность. Данные учебные видеофильмы можно использовать, во-первых, как наглядное пособие для демонстрации примеров в ходе изложения лекционного или практического материала, во-вторых, как материал для разбора практических ситуаций с последующим обсуждением в малых группах и поиском возможных вариантов решения проблем, возникающих у героев видеофильмов.

На практических занятиях целесообразно периодически проводить тестирование, которое позволит лучше закрепить лекционный материал и подготовиться к зачету или экзамену. Также тестирование служит формой промежуточного контроля успеваемости студентов.

Лабораторное занятие заключается в выполнении обучаемыми под руководством преподавателя комплекса учебных заданий для усвоения теоретических основ учебного курса, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

Лабораторные занятия могут проводиться как вслед за лекцией, так и предварять ее для конкретизации теоретических положений, обобщений, выводов «на перспективу». Целью лабораторного занятия является организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Во время лабораторного занятия обучаемые ведут записи, а по итогам работы сдают письменный отчет.

Задачи лабораторных работ:

  • Закрепление, углубление и расширение знаний учащихся при решении конкретных практических задач;
  • Развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности учащихся;
  • Выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;
  • Овладение новыми методами и методиками освоения учебной дисциплины;
  • Приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования;
  • Обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной работы.

Функции лабораторных работ – традиционные ТЦУ: познавательная, развивающая, воспитательная. Сегодня представляется целесообразным включить и еще одну функцию – контрольную. Результаты лабораторных работ оцениваются на уровне мониторинга успешности освоения обучаемыми навыков анализа, синтеза и применения теоретических знаний на практике.

Виды лабораторных работ:

  • Ознакомительные (для закрепления и конкретизации изученного теоретического материала);
  • Аналитические (для получения новой информации на основе формализованных методов);
  • Творческие (для получения новой информации путем самостоятельно избранных подходов в решении поставленной задачи).

Формы проведения лабораторных работ: упражнения, тренинги, занятия для решения типовых и/или ситуационных задач, занятия по моделированию реальных задач, деловые и ролевые игры, имитационные занятия, выездные занятия (на производство, в организацию, учреждение).

Типичные структурные элементы лабораторных работ:

  • Вводная часть – формулировка темы, целей и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке, рассмотрение связей данной темы с другими темами курса, изложение теоретических основ работы, характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) для их выполнения, характеристика требований к результату работы.
  • Основная часть – дополнительные разъяснения по ходу работы, устранение трудностей при выполнении заданий, текущий контроль и оценка результатов, поддержание в рабочем состоянии технических средств и оборудования, ответы на вопросы обучаемых;
  • Заключительная часть – подведение общих итогов (позитивных, негативных) работы, оценка результатов работы отдельных учащихся, ответы на вопросы, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний, умений и навыков, сбор отчетов по выполненной работе для проверки, изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы и подлежащей изучению учебной литературе. Вводная и заключительная части, как правило, организуются фронтально, а основная часть строится как индивидуальная работа с участниками лабораторной работы).

Лабораторные работы по профильным дисциплинам направления «Менеджмент» предусматривают развитие креативного мышления, культуры речевого поведения, языковую грамотность, умение взаимодействовать в малых группах (командах) и одновременно проявлять лидерские качества, присущие менеджеру. Лабораторные работы по профильным дисциплинам предполагают знание современных компьютеров и информационных технологий и связаны с поиском, хранением, обработкой и представлением информации.

По окончании практических занятий и лабораторных работ студенты выполняют отчеты, в которых отражаются цель, задачи работы, краткая проблема и пути ее разрешения с представлением необходимых расчетов, графиков, наглядных материалов. Например, на дисциплине «Коммуникационная политика» студенты разрабатывают комплекс носителей фирменной символики: календари, буклеты, оформляют значки.

Семинарские занятия тематически связываются с лекционными и способствуют углубленному изучению отдельных наиболее важных тем. Кроме семинаров, в практике работы образовательных учреждений используется понятие «спецсеминар». Оно, как правило, касается организации работы обучаемых и организуется на старших курсах.

Цель спецсеминара – углубленное изучение отдельной проблемы. Например,
«Теоретический семинар по принятию решений», «Современная система управления производством», «Саморазвитие личности», «Ораторское искусство» и т.д.

Формы проведения семинарских занятий:

  • Развернутая беседа на основании плана;
  • Устный опрос по вопросам плана семинара;
  • Прослушивание и обсуждение докладов;
  • Обсуждение письменных работ, заранее подготовленных и изученных всеми членами группы;
  • Теоретическая конференция;
  • Семинар – пресс-конференция;
  • Семинар-диспут;
  • Семинар-дискуссия;
  • Семинар – «круглый стол»;
  • Семинар – коллоквиум (беседа преподавателя с обучаемыми для выяснения их знаний – род экзамена или научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему);
  • Семинар – экскурсия (на производство, в организацию, учреждение и т.д.);
  • Семинар – деловая игра;
  • Семинар решения управленческих задач;
  • Смешанная форма с элементами различных форм.

Выбор вида и формы семинара определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы.

Типичные структурные элементы: вступительное слово преподавателя (место темы семинара в изучаемом курсе, цели и задачи занятия; мобилизация и активизация внимания обучаемых), основная часть (выступления студентов), заключительное слово преподавателя (по всему занятию в целом или отдельным выступлениям на занятии делаются выводы и оценивается деятельность участников, дается установка на следующее занятие).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)