Методика проведения лекционных занятий

Организация аудитории и методика чтения лекции:

  • о начала лекции необходимо проверить состояние аудитории (наличие света, оборудования рабочих мест преподавателя и обучаемых, чистоту доски, если она должна использоваться и находится в зоне видимости обучаемых, состояние воздуха в помещении и т.д.);
  • написать на доске тему, план, литературу, термины, данные и т.д., если этот материал не выносится на слайды;
  • азместить наглядные пособия и включить технические средства;

В организационный момент сообщить тему и мотивировать ее значение, четко выделить цель и задачи лекции, проконтролировать соответствие скорости чтения лекции, скорости ведения записей в конспектах обучаемыми.

При чтении лекции или использовании лекционного компонента в структуре других типов и видов занятий следует учитывать ряд правил:

  1. Лекция должна читаться по представленному плану;
  2. Материал лекции дифференцируется (подробнее излагается то, что хуже освещено в учебниках);
  3. В каждом вопросе выделяется главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное, трудное и простое, что требует увлекательного и значимого изложения, «снайперской» точности формулировок;
  4. Термины должны четко проговариваться, расшифровываться, записываться на доске. При обращении к терминам, изученным ранее, их формулировки вспоминаются и конкретизируются;
  5. Содержание всех теоретических положений доводится до каждого слушателя; следует избегать менторского тона, заунывности, равнодушия;
  6. Лектор должен чувствовать и понимать реакцию слушателей;
  7. Необходимо использовать «обратную связь» (контроль усвоения материала) после каждого раздела, вопроса.

Лекция во всем ее многообразии, например, комбинированная лекция, включающая элементы семинарского или лабораторного занятия, становится все более популярной формой учебного взаимодействия.

В качестве основных требований к лекциям управленческих дисциплин необходимо акцентироваться на следующем:

  • Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющий, как правило, мировоззренческое значение;
  • Большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
  • Доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
  • Достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
  • Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
  • Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
  • Выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
  • Разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
  • Умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
  • Применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Поскольку, сегодня, лекция как монолог «всезнающего» преподавателя уходит в прошлое, вместо нее все чаще используются такие виды лекций, которые опираются по своей сути на диалог, анализ, оценку представленных суждений.

Вводная и заключительная части лекций могут включать и задание на перспективную подготовку к следующей лекции. Такой прием целесообразен, если применяется технология, которую мы называем технологией уточнения ценностей.

Один из ее аспектов – в задаче уточнения содержания предлагаемого на лекции материала с тем, что уже заранее освоено студентами в процессе самостоятельной работы дома, отражено в конспекте, а во время лекции дополняется материалом преподавателя, содержание которого находится за пределами доступного для обучаемого учебника или подкреплено дополнительными эмпирическими данными. Таким образом, развивающая и воспитывающая функции лекции остаются ее базовым контекстом.

Элементы учебного процесса.

ЛЕКЦИЯ. Начальным элементом учебного процесса является лекция. В ней дается стройное, последовательное и концептуальное изложение определенной проблемы. В вводной части обозначаются рассматриваемые проблемы, дается обзор источников, которые необходимо изучить. Основу же лекции составляют определенные темы, сущность и содержание предмета исследования. Лекция пробуждает мысль, вырабатывает взгляд на науку, помогает уяснить основные идеи, показать возможные пути и средства использования материалов, содержащихся в лекции.

Но лекция не может исчерпать предмет науки. Проблема лекции становится предметом дальнейшего разговора на практическом занятии, что, безусловно, привлекает к ней внимание, приковывает интерес к теме, дает определенный толчок к познанию.

Лекция приобретает статус организующего начала к самостоятельной работе. И происходит это непосредственно на самой лекции в процессе общения лектора со студентами. Студенты могут репликой уточнить или усилить определенный аспект лекции, соответствующей реакцией одобрить или усомниться в том или ином положении. Таким образом, создается атмосфера совместной работы лектора и аудитории.

Ошибочно мнение, что на лекции главное – это успеть, как можно больше записать из того, что говорил лектор, а осмыслить им сказанное можно якобы потом. Если не вдумываться в сущность проблемы, не понять главного, то записывать в сущности нечего. Именно на лекции надо разобраться с наиболее трудными положениями, непонятными идеями. Ведь непонятое одним может оказаться неясными для других. Поэтому уточнение (или повторение) сути вопроса составляет обязательное условие лекции.

От студентов надо требовать записи лекции. Назначение таких записей многопланово. Это и сохранение информации, и переработка информации по частям, ее проработка для постановки и решения новых задач, обмен и передача информации и т.д. Исходя из назначения информации, студенты пользуются различными видами записей.

Одни по ходу лекции фиксируют отдельные мысли, положения, акценты, выводы, заключения, статистические данные. Другие предпочитают конспектировать лекции. Однако, используя все эти приемы, студент должен учитывать, что изложенные в лекции положения требуют от него и самостоятельной работы.

В лекции, особенно проблемного характера, студент не получает готовых выводов. Он как бы активно участвует при их рождении в творческой лаборатории преподавателя. И совсем неслучайно по ходу лекции преподаватель ставит вопросы, а затем как бы вместе со студентом дает на них ответ.

Естественно, неслучайно преподаватель, отвечая на один вопрос, привлекает внимание к другому, возбуждает интерес к проблеме в целом. Он вовлекает студента в творческую осмысленную работу, рекомендует ознакомиться с монографией, статьей, где та или иная проблема рассматривается значительно глубже.

В отдельных случаях какие-то вопросы темы на лекции только затрагиваются. Учитывая, что материал актуален и может заинтересовать студента не только в учебном, но и в практическом плане, преподаватель будет ориентировать желающих изучить вопрос глубже на самостоятельную работу.

Порой, в лекции могут рассматриваться не решенные и не полностью решенные вопросы. В таких случаях, разъясняя суть проблемы, преподаватель знакомит студентов с различными точками зрения на предмет дискуссии, излагает свою позицию, выводит слушателя на передний край науки, касающейся его предмета.

Все это вызывает интерес, побуждает мыслить, заставляет с повышенным вниманием отнестись к конспектированию лекции. В связи с этим следует обратить внимание на проблемы, связанные с трудностями конспектирования. Одни студенты не успевают записать сказанное преподавателем, другие не выработали окончательно своего отношения к форме конспекта. Так или иначе, но приходится признать, что это, казалось бы, техническая сторона дела, играет свою роль.

Опыт показывает, что конспектом удобнее пользоваться, если иметь по каждой учебной дисциплине отдельную тетрадь. Разумеется, можно делать записи и на отдельных листах, но затем каждую страницу пронумеровать и соответствующим образом скрепить.

Независимо от того, в какой форме конспектируется лекция, в отдельной тетради или на отдельном листе, целесообразно делать запись только на одной (правой) стороне листа, предусмотрев достаточные для пометок поля размером 4-6 см. Такие поля позволяют студенту делать важные для него пометки, вносить уточнения, добавления, статистический материал, имена, необходимые источники и, наконец, отразить свое собственное отношение к тому или иному вопросу.

При таком подходе легче пользоваться конспектом для закрепления знаний. Практика показывает, что именно такая форма способствует запоминанию большого по объему фактического материала, если пользоваться продуманными сокращениями часто встречающихся определений и оборотов речи, не владеющий стенографией студент может воспользоваться сокращениями слов, принятыми в энциклопедических словарях или других справочных изданиях.

Конечно, этим не исчерпываются советы по форме конспектирования, но они дают представление о том, как целесообразнее вести конспект. Какую бы форму конспектирования лекции не избрал студент, сделанные им записи нуждаются в соответствующей проработке после лекции. Такая проработка записи лекции позволяет упорядочить текст «по свежим следам»: исправить ошибки, описки, заменить неудачные сокращения, уточнить определения, при необходимости дополнить конспект материалом из учебника и т.д.

Готовясь к конспектированию очередной лекции, студент затратит меньше времени на новые записи, просмотрев предшествующий им материал. Это не потребует больших усилий и времени, но эффект может быть значительным, ибо позволит свободнее ориентироваться в новом материале, опираясь на уже усвоенный материал.

Иными словами, хорошо отработанный конспект служит надежным подспорьем при усвоении материала, твердое знание которого обеспечивает успех и в учебе и в практической деятельности.

Если занятия проводятся у студентов заочной или вечерней формы обучения, то допускается, что часть тем, не пройденных на лекциях, передается студентам в электронном виде. Более того, на усмотрение преподавателя лекция может проводиться в виде дискуссии с обсуждением конкретных примеров из российской практики на основе заранее распечатанных лекций, переданных преподавателем в электронном виде.

Данная форма проведения лекционных занятий, считается, на наш взгляд, также прогрессивной, т.к. студенты делают только лишь поясняющие для себя записи.
Наконец, очень удобной формой восприятия лекционного материала для студентов может быть презентация слайдов с помощью мультимедиа.

По профильным дисциплинам рекомендуется разрабатывать слайды по основным темам с помощью PowerPoint. Данный подход позволяет наглядно продемонстрировать то, что трудно описать словами. Например, на слайдах по дисциплине «Маркетинг» могут быть изображены примеры упаковок, товарных знаков, логотипов, дисконтных карт, подарочных сертификатов, рекламных материалов, инструментов стимулирования сбыта. По дисциплинам «Финансовый менеджмент» и «Экономика предприятия» слайды могут содержать формулы и, тем самым, способствовать облегчению их визуального восприятия.

При проведении лекций необходимо обращать внимание на следующие основные моменты.

  1. Вводная часть лекции (организованное начало лекции и установление контакта с аудиторией, правильная постановка темы, формулирование цели занятия, сообщение плана лекции, определение роли и места занятия в изучаемой дисциплине).
  2. Содержание лекции (соответствие лекции утвержденной программе, связь данной темы со специализацией студентов, со смежными дисциплинами и с ранее изученным материалом, использование на лекции фактов из истории данной науки, точность формулировок, оригинальность объяснения, обоснованность аргументов).
  3. труктура занятия (выделение узловых вопросов и проблем, рациональность распределения учебного времени между основными структурными элементами лекции, формы перехода от одного вопроса к другому, обобщения и выводы в конце лекции, постановка задач для самостоятельной работы студентов).
  4. Методика проведения лекции (использование приемов активизации познавательной деятельности студентов на лекции, приемов управления вниманием аудитории, обеспечение наглядности обучения, обеспечение доходчивости изложения, систематичность и последовательность изложения, влияние на процесс конспектирования лекции).
  5. Элементы педагогической техники (культура речи, эмоциональность лектора, приемы работы с наглядными пособиями и у доски, организация рабочего места преподавателя).

Лекция выполняет следующие функции:

  • Информационную (дает необходимые сведения учащимся, является формой изложения знаний);
  • Стимулирующую (мотивационную и организационную) (побуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники, формирует познавательный интерес к содержанию учебного предмета и профессиональную мотивацию будущего специалиста, обеспечивает информационные и психологические основы для дальнейшего усвоения учебного материала);
  • Развивающую (дает оценки явлениям, развивает и активизирует мышление, формирует сознательное отношение к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине). Добавим и подчеркнем: ориентирует на образец ответственного отношения преподавателя к подготовке учебного занятия, реализации навыков научного труда, педагогического общения и соответствующего ему внешнего вида.

Воспитывающую функцию лекции В.И. Загвязинский, к примеру, предлагает считать «не рядоположенной остальным, а интегрирующей». В современных условиях лекция зачастую начинает исполнять и контрольную функцию, так как активность обучаемых во время различных видов лекционных занятий оценивается преподавателем при реализации балльно-рейтинговой системы.

Для этого используются методы экспресс-опросов по основным проблемам актуализированного учебного материала, оценки активности обучаемых в диалоге с преподавателем, качественные показатели выступлений, презентаций и т.д. Функции лекции реализуются в процессе организации и проведения нескольких типов лекций.

Различаются следующие типы лекций:

  • по общим целям (агитационная, пропагандистская, воспитывающая, развивающая);
  • по содержанию (академическая, популярная);
  •  по дидактическим задачам (вводная, текущая, заключительно- обобщающая, установочная, обзорная и т.д.);
  • по воздействию на слушателей (на уровне эмоций, на уровне убеждения, на уровне понимания).

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на доминирование, в основном, невербальных форм взаимодействия в вузе. Обучаемые, как правило, молча оформляют конспекты, молча выслушивают преподавателя, молча выполняют тестовые задания.

Вербальный компонент используется либо редко, либо формально. Формализм связан с допустимостью выступлений обучаемых, к примеру, на практических занятиях, с морально устаревшим материалом, имеющим признаки плагиата при подборе материала и т.д. Поэтому вербальные формы проведения преподавателем промежуточных экспресс-оценок качества освоения лекционного материала обучаемыми приобретают все большее значение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)