Методика обучения управленческим дисциплинам как наука
Методика (от греч. methodos — путь к чему-либо, путь исследования или способ познания).
Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача — полнее и глубже познать его.
Методика обучения управленческим дисциплинам — частная дидактика, теория обучения менеджменту, опытно- экспериментальная наука, занимающаяся исследованием закономерностей обучения (как двухстороннего процесса) управленческих дисциплин.
Изучение методики преподавания управленческих дисциплин способствует формированию современного педагогического мировоззрения, рефлексивно-критического мышления и профессиональных компетенций преподавателя в области бизнес образования.
Задачами методики преподавания управленческих дисциплин является формирование понятий о приемах и методах обучения в высшей школе, организации процесса освоения слушателями управленческих дисциплин; формирование понятия о современных образовательных технологиях высшей школы; изучение специфики дистанционного и смешанного обучения, способствование профессиональному самообразованию и личностному развитию выпускника.
Методика — педагогическая наука, поэтому она строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, требуемого социумом и определяемого педагогикой. Методика обучения управленческим дисциплинам (МОУД) — наука о системе процесса обучения, воспитания и развития, обусловленного особенностями данной дисциплины. Знание этой системы позволяет преподавателю управлять процессом личностно-ориентированного обучения управленческим дисциплинам.
МОУД базируется на общих для всех вузовских дисциплин педагогических положениях применительно к своеобразию изучения учебного материала.
Объектом исследования МОУД является процесс обучения управленческим дисциплинам.
Предметом является связь, взаимодействие преподавания и учения в процессе обучения управленческим дисциплинам, содержание, методы, формы обучения, воспитания и развития студентов, методика определяет оптимальные средства обучения, рекомендует технологию обучения, специфические техники.
Изучая разные формы этого взаимодействия, МОУД разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах и средствах и организационных формах обучения.
Методика устанавливает рациональные методы и средства передачи преподавателем учебного материала и сознательного овладения студентами прочными знаниями и умением применять их в жизни. Вместе с тем методика не собрание рецептов и наставлений для преподавателя, а научная дисциплина, положения которой обоснованы знанием закономерностей процесса преподавания управленческих дисциплин.
МОУД отражает образовательную, воспитывающую и развивающую функции обучения; разрабатывает нормативные требования к содержанию обучения, преподаванию и учению; раскрывает цели обучения, его значение для развития личности. Методика рассматривает содержание учебной дисциплины, методы и формы обучения и воспитания.
Методикой определяются оборудование и средства (пособия) учебной работы. Таким образом, методика отвечает на вопросы: зачем изучать управленческие дисциплины, чему и как учить, на чем и как воспитывать и развивать. МОУД дает ответ на вопросы: зачем изучать управленческие дисциплины? Каково должно быть содержание этих дисциплин?
С помощью каких средств, методов и форм организации осуществлять обучение. Иными словами, МОУД отвечает на вопросы: с какой целью, чему, с помощью чего и как учить, чтобы обеспечить развитие студентов, сформировать средствами управленческих дисциплин систему ценностей личности. МОУД определяет цели образования, содержание учебного предмета «Менеджмент» и принципы его отбора.
Цели образования, наряду с содержанием, процессом и результатом образования, являются важным элементом любой педагогической системы. Социальные цели определяются потребностями развивающегося общества. Личностные цели учитывают индивидуальные способности, интересы, потребности в образовании, самообразовании.
Знание целевых ориентиров позволяет преподавателю управлять процессом обучения управленческим дисциплинам.
Среди основных задач МОУД как науки можно выделить следующие:
- Определение роли управленческих дисциплин в общей системе обучения магистров менеджмента.
- Разработка предложений по составлению и совершенствованию рабочих учебных программ (РУП) и учебно-методических материалов (УММ) и проверка их на практике.
- Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с программами разных курсов.
- Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения студентов с учетом специфических особенностей управленческих наук.
- Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, учебных наглядных пособий, технических средств обучения, средств новых информационных технологий обучения и др.
Преподавателю управленческих дисциплин необходимо знать не только методику каждого отдельного предмета, но и общие положения и закономерности преподавания, взаимосвязи между курсами с учетом присущих им особенностей. Ему нужно ясно представить весь ход обучения по всему циклу управленческих дисциплин и осуществлять его научно правильно и планомерно в преподавании каждого курса.
На основе закономерностей, открываемых исследованиями процесса преподавания управленческих дисциплин, определилась методика как наука. Методика имеет свой объект, предмет изучения, систему понятий и методы исследования. У нее своя специфика, обусловленная особенностями изучения управленческих дисциплин, отличающаяся от методик других предметов.
Наука на основе открытых ею закономерностей объясняет причинную связь явлений и тем самым позволяет практически воспроизводить эти явления в определенных условиях.
В методике к таким закономерностям можно отнести:
- синтез основ наук в структуре и содержании учебного материала;
- приобретение студентами осознанных и прочных знаний путем постепенного развития понятий и умений;
- едущая роль содержания учебного материала и соответствие ему форм и методов преподавания.
На основе этих закономерностей в МОУД определилась общая система обучения, включающая:
- систему развития понятий;
- систему методов обучения;
- систему воспитания в процессе преподавания;
- систему форм обучения;
- систему материальной базы преподавания;
- систему обучения в открытом информационном обществе;
- систему многоуровневого образования будущих управленцев.
Все они составляют ценный теоретический фундамент практического осуществления процесса обучения управленческим дисциплинам и оказывают большое влияние на методическую подготовку студентов к будущей работе.
Таким образом, МОУД в настоящее время имеет все признаки самостоятельной педагогической науки:
- особый объект изучения;
- определенное место среди других наук;
- поступательное развитие теории;
- открытые закономерности;
- наличие системы определений, терминов, классификаций;
- свои методы исследования проблем.
В настоящее время особенно актуальна разработка критериев отбора содержания, принципов построения программ предмета в целом и по отдельным курсам, определение той системы ценностей, которую необходимо сформировать у студентов средствами управленческих дисциплин.
Компоненты содержания управленческих дисциплин:
- ЗНАНИЯ (теоретические, эмпирические, методологические);
- УМЕНИЯ (общеучебные, интеллектуальные, практические, специфические управленческие);
- ОПЫТ (творческой деятельности; эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности).
Задачей методики является и то, как наполнить содержание образования социальной деятельностью студентов, что позволит им применять усвоенные в процессе обучения знания и умения на практике. Наряду с традиционными формами и методами обучения должны получить применение моделирование ситуаций научного поиска, учебные и деловые игры.
- Организация учебной деятельности на занятии по физической культуре
- Законодательные и нормативные основы организации физкультурного образования учащихся
- История становления и современные тенденции развития сферы образования
- Историография формирования менеджмента в России
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- Виды и формы организации учебной деятельности
- Методика проведения лекционных занятий
- Практические занятия и активные формы обучения
- Текущие консультации и консультации к экзаменам
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу