Методика обучения управленческим дисциплинам как наука

Методика (от греч. methodos — путь к чему-либо, путь исследования или способ познания).

Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача — полнее и глубже познать его.

Методика обучения управленческим дисциплинам — частная дидактика, теория обучения менеджменту, опытно- экспериментальная наука, занимающаяся исследованием закономерностей обучения (как двухстороннего процесса) управленческих дисциплин.

Методика преподавания управленческих дисциплин предполагает изучение новых подходов к организации образовательного процесса, а также современных приемов, методов, техник, технологий и методик обучения студентов в образовательных организациях, разработанных учеными и педагогами-практиками как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Изучение методики преподавания управленческих дисциплин способствует формированию современного педагогического мировоззрения, рефлексивно-критического мышления и профессиональных компетенций преподавателя в области бизнес образования.

Задачами методики преподавания управленческих дисциплин является формирование понятий о приемах и методах обучения в высшей школе, организации процесса освоения слушателями управленческих дисциплин; формирование понятия о современных образовательных технологиях высшей школы; изучение специфики дистанционного и смешанного обучения, способствование профессиональному самообразованию и личностному развитию выпускника.

Методика — педагогическая наука, поэтому она строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, требуемого социумом и определяемого педагогикой. Методика обучения управленческим дисциплинам (МОУД) — наука о системе процесса обучения, воспитания и развития, обусловленного особенностями данной дисциплины. Знание этой системы позволяет преподавателю управлять процессом личностно-ориентированного обучения управленческим дисциплинам.

МОУД базируется на общих для всех вузовских дисциплин педагогических положениях применительно к своеобразию изучения учебного материала.
Объектом исследования МОУД является процесс обучения управленческим дисциплинам.

Предметом является связь, взаимодействие преподавания и учения в процессе обучения управленческим дисциплинам, содержание, методы, формы обучения, воспитания и развития студентов, методика определяет оптимальные средства обучения, рекомендует технологию обучения, специфические техники.

Изучая разные формы этого взаимодействия, МОУД разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах и средствах и организационных формах обучения.

Методика устанавливает рациональные методы и средства передачи преподавателем учебного материала и сознательного овладения студентами прочными знаниями и умением применять их в жизни. Вместе с тем методика не собрание рецептов и наставлений для преподавателя, а научная дисциплина, положения которой обоснованы знанием закономерностей процесса преподавания управленческих дисциплин.

МОУД отражает образовательную, воспитывающую и развивающую функции обучения; разрабатывает нормативные требования к содержанию обучения, преподаванию и учению; раскрывает цели обучения, его значение для развития личности. Методика рассматривает содержание учебной дисциплины, методы и формы обучения и воспитания.

Методикой определяются оборудование и средства (пособия) учебной работы. Таким образом, методика отвечает на вопросы: зачем изучать управленческие дисциплины, чему и как учить, на чем и как воспитывать и развивать. МОУД дает ответ на вопросы: зачем изучать управленческие дисциплины? Каково должно быть содержание этих дисциплин?

С помощью каких средств, методов и форм организации осуществлять обучение. Иными словами, МОУД отвечает на вопросы: с какой целью, чему, с помощью чего и как учить, чтобы обеспечить развитие студентов, сформировать средствами управленческих дисциплин систему ценностей личности. МОУД определяет цели образования, содержание учебного предмета «Менеджмент» и принципы его отбора.

Цели образования, наряду с содержанием, процессом и результатом образования, являются важным элементом любой педагогической системы. Социальные цели определяются потребностями развивающегося общества. Личностные цели учитывают индивидуальные способности, интересы, потребности в образовании, самообразовании.

Знание целевых ориентиров позволяет преподавателю управлять процессом обучения управленческим дисциплинам.

Среди основных задач МОУД как науки можно выделить следующие:

  1. Определение роли управленческих дисциплин в общей системе обучения магистров менеджмента.
  2. Разработка предложений по составлению и совершенствованию рабочих учебных программ (РУП) и учебно-методических материалов (УММ) и проверка их на практике.
  3. Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с программами разных курсов.
  4. Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения студентов с учетом специфических особенностей управленческих наук.
  5. Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, учебных наглядных пособий, технических средств обучения, средств новых информационных технологий обучения и др.

Преподавателю управленческих дисциплин необходимо знать не только методику каждого отдельного предмета, но и общие положения и закономерности преподавания, взаимосвязи между курсами с учетом присущих им особенностей. Ему нужно ясно представить весь ход обучения по всему циклу управленческих дисциплин и осуществлять его научно правильно и планомерно в преподавании каждого курса.

На основе закономерностей, открываемых исследованиями процесса преподавания управленческих дисциплин, определилась методика как наука. Методика имеет свой объект, предмет изучения, систему понятий и методы исследования. У нее своя специфика, обусловленная особенностями изучения управленческих дисциплин, отличающаяся от методик других предметов.

Наука на основе открытых ею закономерностей объясняет причинную связь явлений и тем самым позволяет практически воспроизводить эти явления в определенных условиях.

В методике к таким закономерностям можно отнести:

  • синтез основ наук в структуре и содержании учебного материала;
  • приобретение студентами осознанных и прочных знаний путем постепенного развития понятий и умений;
  • едущая роль содержания учебного материала и соответствие ему форм и методов преподавания.

На основе этих закономерностей в МОУД определилась общая система обучения, включающая:

  • систему развития понятий;
  • систему методов обучения;
  • систему воспитания в процессе преподавания;
  • систему форм обучения;
  • систему материальной базы преподавания;
  • систему обучения в открытом информационном обществе;
  • систему многоуровневого образования будущих управленцев.

Все они составляют ценный теоретический фундамент практического осуществления процесса обучения управленческим дисциплинам и оказывают большое влияние на методическую подготовку студентов к будущей работе.

Таким образом, МОУД в настоящее время имеет все признаки самостоятельной педагогической науки:

  • особый объект изучения;
  • определенное место среди других наук;
  • поступательное развитие теории;
  • открытые закономерности;
  • наличие системы определений, терминов, классификаций;
  • свои методы исследования проблем.

В настоящее время особенно актуальна разработка критериев отбора содержания, принципов построения программ предмета в целом и по отдельным курсам, определение той системы ценностей, которую необходимо сформировать у студентов средствами управленческих дисциплин.

Компоненты содержания управленческих дисциплин:

  • ЗНАНИЯ (теоретические, эмпирические, методологические);
  • УМЕНИЯ (общеучебные, интеллектуальные, практические, специфические управленческие);
  • ОПЫТ (творческой деятельности; эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности).

Задачей методики является и то, как наполнить содержание образования социальной деятельностью студентов, что позволит им применять усвоенные в процессе обучения знания и умения на практике. Наряду с традиционными формами и методами обучения должны получить применение моделирование ситуаций научного поиска, учебные и деловые игры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)