Виды и формы организации учебной деятельности

Виды и формы организации учебной деятельности, сегодня, достаточно спорная проблема. Большая часть ученых считают, что формами организации учебного процесса являются способы выражения и реализации содержания обучения, где основными становятся установки учебного плана и составляющих его компонентов учебной деятельности по подготовке выпускника вуза – это аудиторная, самостоятельная работа обучаемых, формы и методы их аттестации и оценка результативности обучения.

Другие авторы считают, что к форме организации учебной деятельности в вузе относятся описания теоретической составляющей этой формы (лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия). Теоретическая компонента дополняется практической, комбинированной и контрольной составляющими.

Под практической составляющей, подразумеваются лабораторно-практические занятия, практикумы. Под комбинированной – производственная, производственно-технологическая, педагогическая и преддипломная практики. Под контрольной – коллоквиумы, зачеты, экзамены.

В связи с тем, что в высших профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то им необходимо уделять больше внимания в процессе разработки методики преподавания управленческих дисциплин.

Основной структурный каркас любой лекции – это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем – строгое следование плану предложенной работы.

Стандарт требований к структурным элементам лекции конкретизирует:

1. Вступление – часть лекции, цель которой – заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

  • формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
  •  изложение плана лекции, включение наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
  • характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
  • ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной лекции, а также в системе других наук;

2. Основная часть – изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательств выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.

3. Заключение – подведение итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции, ответы на вопросы студентов.

По целевому назначению курса определены следующие виды лекций:

Вводная лекция (вступительная) – дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует обучаемого в системе работы по данному курсу. Преподаватель знакомит студентов с назначением, задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста, дает краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, с которыми связаны перспективные научно- практические направления исследований.

На этой лекции конкретизируются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения, уточняются сроки и формы отчетности. Традиционно, она определяется в учебной программе как «Вводная».

Однако, современные условия предполагают несколько иной вариант подхода и к названию, и к цели вводной – вступительной лекции. Например: «Проблемы менеджмента персонала: мнение современных ученых и практиков».

Основная лекция. Как правило, ее содержание предопределено учебной программой и связано с различными разделами изучаемой дисциплины;

Заключительная лекция. Сегодня ее целесообразно проводить в форме лекции-конференции, дискуссии, лекции-итога изученного и связи дисциплины с перспективной профессией и другими дисциплинами.

Курсы, при освоении которых используются вводные (вступительные), основные и заключительные виды лекций, подразделяются на вводный курс, общий систематический курс, обзорный курс, специальный курс.

По форме обучения определены следующие виды лекций:

Установочные лекции– аналог вводной лекции, включающий рекомендации по написанию контрольных работ, курсовых проектов, выполнению лабораторного практикума и т.д. Не малый опыт работы позволяет отметить, что нецелесообразно тратить время на диктовку рекомендуемых для обучаемых источников: имеются соответствующие информационные ресурсы на сайтах библиотек вузов, собственные ресурсы лекторов.

Установочная лекция предназначена для мотивации обучаемых к эффективной работе по освоению дисциплины, и ее цель может быть связана с исследованием, например, таких аспектов: «Время, самый ценный ресурс человека, умение правильно его распределить и как это сделать это то, что сегодня становиться самым востребованным», «Лучшая проверка любой теории – практика, а она показывает…». Автор пособия традиционно начинает первую лекцию курса со слов: «Сегодня моя задача заключается в том, чтобы вы вышли из аудитории с одной мыслью: «Как я мог раньше жить без этого знания?». Попытаемся ее реализовать».

Обзорные лекции – связаны с систематизацией научных знаний на высоком уровне, допускают большое количество ассоциативных связей в процессе осмысления информации. Излагаются при раскрытии внутрипредметных и межпредметных связей, но исключают детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

По форме организации коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента можно описать следующий «набор» видов лекций:

Информационная лекция – ориентирована на изложение и объяснение учащимся научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это – самый традиционный тип лекций в практике высшей школы. Например, «Проблемы подготовки кадров для сферы конкурентной разведки в бизнесе: мнение работодателей»;

Проблемная лекция – лекция, на которой новая знания вводится через обозначение проблемы, противоречия в постановке основного вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания обучаемых в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Пример технологии подготовки лекции с проблемным компонентом представлен далее;

Лекция – визуализация – представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средства ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых материалов.

Лекция – вдвоем (бинарная лекция) – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух, трех и более лекторов. Это могут быть либо представители разных научных школ, либо ученого и практика, преподавателя и студента, двух студентов с диаметрально противоположными аргументами по одной и той же теме и т.д.

Наибольший эффект в научно-методологическом плане приносит встреча практика и теоретика. На уровне развития компетентностных характеристик обучаемых наиболее эффективны противопоставления аргументов и контраргументов по аналогии с игрой «Дебаты».

Например, «справедливое общество возможно – справедливое общество невозможно», «Российский менеджмент есть – российского менеджмента нет», «инновации в системе управления образованием обоснованы – инновации в системе управления образованием не обоснованы» и т.д.;

Лекция с заранее запланированными ошибками – рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической, расчетно-аналитической и т.д.).

Лекция завершается анализом активности слушателей и разбором сделанных ошибок. Наш опыт показывает, что этот вид лекции эффективен со студентами до 4 курса обучения, в небольшой группе, во временной период осени-зимы и в первую половину учебного дня и недели.

Ошибки, допущенные лектором (или студентов, принявших участие в процессе чтения лекции) целесообразно не в конце лекции, а через 3-5 минут после сознательно включенной в текст ошибки. Это связано с актуальным состоянием развития обще учебных навыков и умений обучаемых;

Лекция – конференция – проводится как научно-практическое занятие при заблаговременном определении проблемы и на основе докладов длительностью 5-10 минут. Каждое выступление с докладом представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем проблемы. Завершающим этапом лекции является подведение итогов с оценкой выступлений участников, дополнениями и уточнениями лектора.

Целесообразно строить лекцию-конференцию не как цепочку выступлений пяти-шести докладчиков, а как дискуссию, в которой каждый докладчик является представителем мнения группы обучаемых из 3-5 человек. После каждого доклада члены группы обращаются к аудитории с вопросами, предлагая дать на них ответ. Ответы и качество вопросов оцениваются модератором – лектором.

Лекция – дискуссия. Обратим внимание на то, что не следует путать дискуссию с диспутом. В ходе диспута обсуждается спорный вопрос с целью формирования общего мнения, а в ходе дискуссии обсуждается вопрос с целью формирования суждений и оценок.

При диспуте высказываются мнения, обнаруживаются сильные и слабые стороны противоположных суждений, а при дискуссии высказываются и обсуждаются различные точки зрения. Тема диспута «Что мы знаем и что должны узнать о маркетинговых исследованиях рынка», «Работодатели о качестве подготовки выпускников нашего вуза по стратегическому планированию». Темы дискуссии: «Был ли Адам Смит «закоренелым» физиократом?», «Стагнация социальной сферы России: тема для политической спекуляции или «горькая» правда?»;

Лекция – беседа. В принципе, любая лекция сегодня должна включать элементы беседы, так как монологичная позиция лектора далеко не всегда оправдана. Особенно это касается необходимости переключения внимания обучаемых и системы в обратной связи в учебном процессе.

Лекция с опорным конспектированием. Проблема здесь заключается в том, что очень мало студентов умеет вести конспект правильно. Основная масса пытается просто фиксировать абсолютно все, что говорит лектор, не умея вводить сокращения понятий, выделять главное и второстепенное для того, чтобы в процессе конспектирования проводить учебную «селекцию» информации, не может правильно размещать записи на тетрадном листе для того, чтобы конспект имел инструментальное назначение. Поэтому лектору предстоит первоначально самому освоить методику обучения вести конспектирование, а потом уделить для этого внимание на первых же лекциях.

Семинарские занятия. Семинарские занятия тематически связываются с лекционными и способствуют углубленному изучению отдельных наиболее важных тем. Кроме семинаров, в практике работы образовательных учреждений используется понятие «спецсеминар».

Оно, как правило, касается организации работы обучаемых и организуется на старших курсах. Цель спецсеминара – углубленное изучение отдельной проблемы. Например, «Теоретический семинар по принятию решений», «Современная система управления производством», «Саморазвитие личности», «Ораторское искусство» и т.д.

К формам проведения семинарских занятий, относятся:

  • Развернутая беседа на основании плана;
  • Устный опрос по вопросам плана семинара;
  • Прослушивание и обсуждение докладов;
  • Обсуждение письменных работ, заранее подготовленных и изученных всеми членами группы;
  • Теоретическая конференция;
  • Семинар – пресс-конференция;
  • Семинар-диспут;
  • Семинар-дискуссия;
  • Семинар – «круглый стол»;
  • Семинар – коллоквиум (беседа преподавателя с обучаемыми для выяснения их знаний – род экзамена или научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему);
  • Семинар – экскурсия (на производство, в организацию, учреждение и т.д.);
  • Семинар – деловая игра;
  • Семинар решения управленческих задач;
  • Смешанная форма с элементами различных форм.

Выбор вида и формы семинара определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы.

Типичные структурные элементы: вступительное слово преподавателя (место темы семинара в изучаемом курсе, цели и задачи занятия; мобилизация и активизация внимания обучаемых), основная часть (выступления студентов), заключительное слово преподавателя (по всему занятию в целом или отдельным выступлениям на занятии делаются выводы и оценивается деятельность участников, дается установка на следующее занятие).

Лабораторные занятия. Лабораторное занятие заключается в выполнении обучаемыми под руководством преподавателя комплекса учебных заданий для усвоения теоретических основ учебного курса, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств. Лабораторные занятия могут проводиться как вслед за лекцией, так и предварять ее для конкретизации теоретических положений, обобщений, выводов «на перспективу».

Целью лабораторного занятия является организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Во время лабораторного занятия обучаемые ведут записи, а по итогам работы сдают письменный отчет.

К основным задачам лабораторных работ, относятся следующие:

  • Закрепление, углубление и расширение знаний учащихся при решении конкретных практических задач;
  • Развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности учащихся;
  • Выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;
  • Овладение новыми методами и методиками освоения учебной дисциплины;
  • Приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования;
  • Обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной работы.

К функциям лабораторных работ, относятся: – традиционные ТЦУ: познавательная, развивающая, воспитательная. Сегодня представляется целесообразным включить и еще одну функцию – контрольную. Результаты лабораторных работ оцениваются на уровне мониторинга успешности освоения обучаемыми навыков анализа, синтеза и применения теоретических знаний на практике.

Виды лабораторных работ:

  • Ознакомительные (для закрепления и конкретизации изученного теоретического материала);
  • Аналитические (для получения новой информации на основе формализованных методов);
  • Творческие (для получения новой информации путем самостоятельно избранных подходов в решении поставленной задачи).

Формы проведения лабораторных работ: упражнения, тренинги, занятия для решения типовых и/или ситуационных задач, занятия по моделированию реальных задач, деловые и ролевые игры, имитационные занятия, выездные занятия (на производство, в организацию, учреждение).

Типичные структурные элементы лабораторных работ:

  • Вводная часть – формулировка темы, целей и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке, рассмотрение связей данной темы с другими темами курса, изложение теоретических основ работы, характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) для их выполнения, характеристика требований к результату работы.
  • Основная часть – дополнительные разъяснения по ходу работы, устранение трудностей при выполнении заданий, текущий контроль и
    оценка результатов, поддержание в рабочем состоянии технических средств и оборудования, ответы на вопросы обучаемых;
  • Заключительная часть – подведение общих итогов (позитивных, негативных) работы, оценка результатов работы отдельных учащихся, ответы на вопросы, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний, умений и навыков, сбор отчетов по выполненной работе для проверки, изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы и подлежащей изучению учебной литературе.

Вводная и заключительная части, как правило, организуются фронтально, а основная часть строится как индивидуальная работа с участниками лабораторной работы).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)