Технология воспитательного события

Понимание воспитания как передачи старшими поколениями и активного усвоения и воспроизводства новыми поколениями социального опыта (знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений) неадекватно современным реалиям.

В наше время формы опыта могут меняться на протяжении жизни одного поколения, что делает их простое воспроизводство непродуктивным. Более того, овладение новыми формами опыта становится практической проблемой для многих взрослых людей, что ставит перед ними задачи понимания опыта своих младших современников и включения его в собственный опыт. Решение этих задач возможно лишь при условии бытия взрослых и детей не «рядом», но «вместе» друг с другом.

Таким образом, воспитание в современных условиях предполагает активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия). Результатом этого взаимодействия является духовное взаимообогащение, взаиморазвитие взрослого и ребенка.

Событие воспитывающего взрослого и ребенка может быть спонтанным. Но профессиональный педагог не может полагаться на случай, он должен искать «встречи» с ребенком, инициировать со-бытие. Вот почему события воспитания следует обозначить как педагогические. Здесь необходимо остановиться на одном принципиальном моменте.

Традиционно единицей как учебного, так и воспитательного процесса полагается педагогическая ситуация. Как соотносятся ситуация и событие?

Ситуация «больше относится к плану познания, задавая границы рассуждения» (В. М. Розин).

Согласно Гегелю, функция ситуации состоит в придании действительности субъективно значимой определенности и частного характера, иными словами, ситуация − субъективное представление (описание) действительности.

То есть педагогическая ситуация – это субъективное видение, проективное описание педагогом действительности своего взаимодействия с ребенком.

Событие «чаще приписывается содержанию сознания субъекта, оно фиксирует осмысленные и важные для него единицы и целостности». Если встреча с ребенком осознается педагогом как событие, то это значит, что в содержании сознания педагога присутствуют не только его собственные смыслы, но и смыслы ребенка.

Самодостаточные педагогические ситуации проектируются как закрытые, с предрешенным исходом (особенно это характерно для традиционного учебного процесса с его логикой «не знал – научился»). Но в сфере воспитания, где принципиальное значение имеет конституирование воспитанником в себе самом тех или иных качеств, возникает проблема: как возможно при таком подходе авторство человека в построении обстоятельств собственной жизни, без которого нет личности и индивидуальности?

Интересно
В рамках теоретической педагогики понимание воспитания с необходимостью ведет к признанию субъектности ребенка в процессе воспитания. Тем самым педагог лишается единоличного «права собственности» на процесс воспитания, это право теперь поделено между ним и ребенком.

Феномен воспитания сосредотачивается уже не на «полюсе» воспитателя, но в сфере «между» (М. Бубер) взрослым и ребенком, которая существует только в том случае, если они оба, и взрослый, и ребенок, в этом заинтересованы. Меняется направленность воспитательной деятельности педагога − акцент переносится с преобразования личности учащегося на удержание и преобразование сферы «между» взрослым и ребенком в целях развития личности ребенка.

Эта сфера «между», определяемая философами и психологами через понятия «диалог», «встреча», «со-бытие», на языке педагогики может быть определена термином «воспитательное пространство».

Важно описать суть самого педагогического события и технологию его воплощения.

Под событийностью понимается часть события людей как потенциала возможностей коллективного субъекта, реализуемых в рамках диалога внутри микрогруппы и взаимодействия с окружающим его миром.

Событие тогда воспринимается вторичным, когда оно оказывает влияние на восприятие первичного и обусловливает более глубокое его видение, осмысление и осознание последующего события. Взаимодействие с точки зрения его длительности, насыщенности и качества отношений, может рассматриваться как эпизод, или ситуация, или событие. Для эпизода характерно одностороннее доминирующее влияние, ситуация реализует отношения, ситуативно обусловленные, характер которых может располагаться на континууме от деструктивных до конструктивных.

Событие указывает на его эмоциональную, ценностно-смысловую значимость для всех участников взаимодействия и диалоговый режим реализации. Возникновение (организация) значимого события позволяет поднять отношения на новый, более продуктивный уровень. То, что ранее воспринималось личностью как эпизод или ситуация, характеризующая отношения, становится событием в жизни человека. В контексте проживания события происходят ключевые, судьбоносные изменения в личности, которые формируются благодаря поступку как сознательно совершенному человеком действию.

Поступок – это действие, выражающее определенное, осознанное отношение субъекта к другому субъекту и имеющее социально-ценностную оценку

Поступок включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком.

Поступок есть личностно осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), которое обладает некоторыми обязательными свойствами: аксиологичностью (нетехничность), ответственностью, единственностью, событийностью.

Поступок может не достичь цели и при этом считаться успешным, если он был произведен в виде очевидной попытки. Уже это может стать основанием для его положительной морально-этической оценки. Об этом, собственно, и говорил М. М. Бахтин, выделяя в качестве одного из свойств поступка его аксиологичность.

Интересно
М. Хайдеггер отмечает, что «…в современной ситуации мы не можем больше представлять себе то, что названо именем «событие», по путеводной нити расхожего словарного значения; ибо им событие понимается в смысле случая или происшествия − не из того, что в нем сбывается…».

Что же сбывается в событии? Событие, подчеркивает М. Хайдеггер, дает нам возможность «сбыться в собственном существе», «быть самим собой». Быть человеку самим собой − означает не просто его бытие-в-мире (das-Sein-Welt), но, главным образом, это есть бытие с другими (Mit-Sein). Таким образом, в событии сбывается бытие с другими, событие человека с человеком.

Событие служит критериальным показателем, по которому можно судить о ходе процесса эффективной самореализации личности. Переживаемое событие тогда становится компонентом внутренней жизни, когда способствует приобретению экзистенциального опыта. Поэтому важно научиться конструировать те события, благодаря которым осуществляется формирование новообразований в личности.

Конструирование события предполагает представление грядущего в текущей ситуации и выстраивание хода развития обыденной ситуации таким образом, чтобы она стала знаковым событием. Приблизить, ускорить возникновение события можно тогда, когда оно желаемо, долгожданно, притягательно, заветно. При наличии такого субъективного условия создание желаемого события становится очень вероятным. Человек осознанно и неосознанно ищет и находит в себе такие ресурсы, о наличии которых он даже и не подозревал ранее.

Переход педагога к деятельности в режиме педагогических событий становится одним из условий качественного преобразования воспитательного процесса.

Педагогическое событие реализуется в диалогическом общении детей друг с другом, педагогом и другими значимыми лицами, запускаются механизмы совместного целе- и смыслополагания и рефлексии учащимися результатов события, создается возможность встречи с новой для детей позицией/ролью, которая позволяет осознать и интериоризировать смысл происходящего.

Переход педагога к осуществлению воспитательной деятельности в режиме педагогических событий серьезным образом меняет качество воспитания. Педагогическое событие возможно, если педагог открыт в своей личностной позиции и устремлен к «глубинному общению» (Г.С. Батищев) с учащимся, а учащийся свободно самоопределяется в отношениях с педагогом. В этом сказывается отличие педагогического события от педагогических ситуаций, основанных на авторитете или манипуляции педагога. Именно в педагогических событиях учащийся обретает опыт ответственной свободы перед лицом другого человека.

Превращая мероприятие в педагогическое событие, педагог решает следующие основные воспитательные задачи:

  • создание ситуации эмоционального «заражения», духовного возвышения;
  • предоставление условий для приобщения к явлениям культуры большинству учащихся (вместе выбираем, занимаемся различными видами деятельности, совместно сопереживаем);
  • формирование отношения к другим людям, к результатам и продуктам их культурной деятельности.

Вероятностность педагогического события (ничто не гарантирует, что учащийся войдет в событие с педагогом) ставит воспитателя перед необходимостью создавать педагогические ситуации, ориентированные на поддержку самоопределения учащегося. Эти ситуации нельзя планировать как предрешенные, а только как открытые − необходимо разрабатывать различные сценарии их развития, быть готовым к смене сценария, намечать и терпеливо налаживать связи от одной ситуации-события к другой.

К. В. Дрозд подчеркивает, что событийный подход к воспитанию позволяет педагогам проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности, рефлексировать и управлять личностно-развивающимся потенциалом совместного бытия взрослых и детей, выстраивать управленческие стратегию и практику в соответствии с идеей создания динамической сети взаимосвязанных педагогических событий.

Из множества будничных дел и действий образовательного учреждения постепенно складывается нечто новое в жизни человека, в жизни коллектива.

Рождение этого нового, утверждает М. С. Аромштам, воспринимается как событие. Самым важным из всех событий школьной жизни автор считает праздник. «Праздник – это социальная форма признания события, необходимый элемент жизни, формирующий и отдельного человека, и общество, и наоборот». Праздник значим в воспитательном отношении, если он событиен. Праздник как объективное событие, основан на ценностных отношениях общения, ценностных переживаниях и ценностях художественного творчества.

Проектирование педагогических ситуаций как вероятных событий воспитания предполагает, что педагог выстраивает свою деятельность, желаемое качество общения, отношений с воспитанником, обязательно предполагая (а по возможности – инициируя) личностное самоопределение ребенка в общении, отношениях, взаимодействии с педагогом.

Такие педагогические ситуации являются открытыми, непредрешенными. Среди сценариев развития ситуации-события должен быть и такой, который допускает возможность негативного по отношению к взрослому самоопределения ребенка. В этом случае отсутствует результат взаимодействия, но есть эффект поступка, что для воспитания не менее, если не более важно.

Запуская моделирование процесса воспитания у учащихся способности жизненного самоопределения на основе событийного подхода необходимо:

  • во-первых, выработать модельное представление о процессе жизненного самоопределения личности;
  • во-вторых, представить содержание такого взаимодействия педагога и учащегося, которое бы создавало пространство для жизненного самоопределения;
  • в-третьих, разработать организационную модель педагогического события какой-либо направленности (гражданской, нравственной, эстетической, профессиональной и т.п.);
  • в-четвертых, смоделировать основные условия эффективной реализации педагогического события выбранной направленности.

Жизненное самоопределение учащегося может быть представлено как культивирование, «взращивание» им себя в «поле» культурных обстоятельств собственной жизни. Учащемуся предстоит освоить и преодолеть толщу житейских, общекультурных и субкультурных наносов (некоторые в них застревают навсегда), чтобы прорваться в мир и к самому себе, претворяющему внешние и случайные обстоятельства жизни в личные события жизни.

Обстоятельства жизни современного учащегося складываются в пространстве различных культурных «текстов» (от лат. «textus» – ткань, сплетение, соединение, структура, связь): во-первых, текстов искусства (литература, кино, музыка), во-вторых, текстов масс-медиа (телевидение, газеты, молодежные журналы и пр.), в-третьих, текстов молодежных субкультур.

Тексты искусства максимально наполнены смыслами, неоднозначны для понимания, эмоционально насыщены. Они уникальны своим ценностным содержанием, которое позволяет приобрести те ценности переживания и творчества, которые В. Франкл полагал в качестве важнейших смысложизненных универсалий.

Тексты масс-медиа, являясь частью культуры повседневности, наиболее востребованы современной молодежью, во многом задают формы сознания, поведения, самосознания. Работа учащихся по выявлению действительных смыслов, скрытых за разнообразными интерпретациями со стороны средств массовой информации одних и тех же событий, явлений, персоналий, может стать важным условием их жизненного самоопределения.

Однако, как показала практика, сам факт знакомства учащихся с культурным текстом не всегда и не для всех из них перерастает в ситуацию понимания смысла текста. Кто-то увидел текст с одной точки зрения, извлек основной смысл и не обнаружил дополнительные смыслы (коннотации). Кто-то смог увидеть текст с разных точек зрения, извлечь не только основной смысл, но и коннотации. А кто-то вообще не понял смысла текста.

Интересно
Средством, обеспечивающим «многослойное», ценностное понимание текстов, выступает проблематизация – специальная работа педагога по выявлению противоречий в содержании высказываний и действий учащихся с целью построения проблемной ситуации как личной.

Речь может идти о нескольких способах, которые несложно комбинировать.

Во-первых, после знакомства учащихся с культурным явлением педагог может предложить хотя бы одному из них проговорить свое понимание или непонимание, предложив тем самым остальным выбор − соглашаться или не соглашаться. Далее можно попросить их выразить свое отношение к высказанной позиции.

Во-вторых, педагог может к уже проявившемуся пониманию (непониманию) развернуть процедуру вопросов на его «усомнение».

В-третьих, в случае отсутствия каких бы то ни было высказываний, педагог может их спровоцировать, к примеру, предъявив от своего лица довольно радикальное понимание смысла текста, не переступая при этом нравственной грани.

Реализуемая педагогом проблематизация должна привести учащихся к осознанию своего непонимания, к привлечению новых средств понимания и, в конечном счете, к зарождению личностной позиции понимания

В то же время ситуацию проблематизации необходимо удерживать ровно до тех пор, пока не возникнет содержательный конфликт между зарождающимися позициями, в который будет втянуто значительное число участников взаимодействия. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации как обмена и сравнения учащимися своих позиций.

В связи с постановкой такой задачи можно говорить об особом типе организуемой педагогом коммуникации – диалогическом общении (используется понятие общения, ибо в нем звучит важный мотив производства участниками коммуникации чего-то общего).

В отличие от классической дискуссии, где субъект сосредоточен, главным образом, на высказывании своего мнения и убеждении других в его истинности, в диалогическом общении субъект ищет место своей позиции среди других: он определяет позиции, с которыми можно кооперироваться, с которыми необходимо конфликтовать, и те, которые нельзя принимать ни при каких обстоятельствах.

В итоге учащийся принимает близкие позиции, тем самым проверяя и дополняя свое понимание смысла; понимает тех, у кого позиция противоположна; признает существование тех, с кем не находит точек пересечения. Таким образом, в диалогическом общении субъект обнаруживает свою позицию понимания смысла среди других, тем самым, обретая ее во всей полноте.

Главный итог такого общения учащихся – вход их в иной контекст понимания смысла: не только Я – Текст, как на первом этапе работы, но Я – Другие – Текст. В процессе общения друг с другом и педагогом подростки, по сути дела, впервые со всей очевидностью обнаруживают, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено другими пониманиями и, в свою очередь, обогащать других. Осознание этого может послужить основой стремления учащихся полагать разные позиции для полноценного понимания смысла той или иной ситуации.

В силах педагога − способствовать углублению данного осознавания, что требует педагогической организации рефлексии учащимися собственной позиции среди других позиций.

Организующая роль педагога здесь ограничивается предложением учащимся для выбора тех или иных форм фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), поддержанием динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии учащимися собственного понимания смысла культурного явления среди других пониманий объективно завершает непосредственный процесс взаимодействия педагога и учащихся. В диалогическом общении с учащимися педагог должен сформировать собственную личностно-профессиональную позицию как организатора и фасилитатора общения. В личностной проекции − это позиция Взрослого, в профессиональной проекции – это позиция рефлексивного управляющего полилогом.

Суть профессиональной позиции педагога как рефлексивного управляющего – это организация рефлексии у учащихся и поддержание ситуации самоопределения и самостоятельного мышления по поводу рассматриваемых тем и проблем. Конечно, рефлексивное управление нуждается в наличии некоторых условий. У управляемых должны быть в наличии собственная деятельностная ситуация, ценности личностного развития, определенный интеллектуальный потенциал, волевые качества.

А у управляющих – дополнительно к тем же качествам, что и у управляемых, должен быть в наличии «оператор сомнения» в собственной правоте, то есть сформированная установка на анализ собственных представлений и понятий в результате обнаружения новых фактов или убедительной логической аргументации оппонента.

По словам В. А. Петровского, позиция воспитателя как Взрослого основывается на правиле «трех П»: воспитывающий взрослый строит свое общение с ребенком на основе понимания, принятия и признания.

Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка.

Принятие означает безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, радует он педагога в данный момент или нет.

Признание – это, прежде всего, право ребенка на решение тех или иных проблем, по существу, это право быть Взрослым

Чтобы взаимодействие с педагогом не превращалось в его воздействие, оставляло учащемуся возможность свободного жизненного самоопределения, деятельность педагога должна носить поддерживающий, а не манипулирующий или доминирующий характер.

Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне, количестве, качестве), то, что начинает проявляться. То есть поддерживается «самодвижение личности», развитие самости, самостоятельности человека. Отсюда и основной пафос направленности поддержки и способов ее осуществления – саморазвитие и самоопределение личности.

По мнению О. С. Газмана, принципиальное отличие педагогической поддержки от других приемов педагогической деятельности состоит в том, что та или иная личностная проблема обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованном участии взрослого. В таком случае ребенок сам берет на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая ее на педагога, родителей или других людей. Разрешив успешно ряд важных для себя проблем, он становится субъектом своей жизнедеятельности.

Покидая реальный процесс взаимодействия со взрослым и сверстниками, учащийся уносит с собой попытку его самостоятельного воспроизведения уже в иных обстоятельствах жизни. Теперь он потенциально способен к жизненному самоопределению, ибо включился в его важнейшие процессы (понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию) и познакомился со средствами (культурный текст, явления жизни, событийная общность, позиция Другого).

Для педагогического события характерно: соучастие, содружество, сопереживание, совместность и другие «со-»; духовное возвышение личности над повседневностью, обыденностью; присутствие личностной значимости; учет возрастных особенностей.

В структуре педагогического события одновременно проявляются несколько отношений:

  • отношение личности к явлению культуры;
  • отношение между субъектами по поводу восприятия явления культуры;
  • отношение субъектов друг с другом по поводу восприятия явления культуры;
  • отношение субъектов к реальности как явления культуры (имеется в виду восприятие, переживание, понимание, создание реальности по законам красоты).

Включенность личности в такое разнообразие отношений внутри события расширяет арсенал его средств для позитивного жизненного самоопределения.

Организация педагогического события осуществляется поэтапно:

  • подготовительный этап, в ходе которого: подбирается потенциально интересная тема или значимая для субъектов проблема, отраженная в художественно-информационных текстах; разрабатывается сценарий (сценарии) предполагаемого события;
  • этап актуализации, в котором происходит знакомство с явлением культуры, создается эмоциональный настрой и совершается проблематизация первичного восприятия;
  • этап самопознания, в котором активизируется процесс эмпатийного переживания явления культуры;
  • этап самореализации, в рамках которого организуется совместная деятельность всех участников педагогического события, предоставляется свобода выбора форм самовыражения;
  • этап осмысления опыта самоопределения посредством индивидуальной или коллективной рефлексии, который является самым ключевым в переводе внешнего события в личное.

В ходе реализации итогового этапа педагогического события целесообразно выработать определенный ритуал подведения итогов, например, проведение общего круга. Во время большой перемены или во время сборов учащихся все участники педагогического события приглашаются в общий круг. Инициатором и организатором общего круга является совет образовательной организации, включающий педагогов и учащихся.

Круг – это открытое пространство общения и взаимодействия младших и старших, поэтому в круге могут участвовать, помимо педагога-наставника (классного руководителя) и детей, кто-нибудь из родителей/ родственников ребят, их старшие братья/сестры.

С согласия или по предложению ребят можно пригласить интересного для них гостя. Круг предполагает равенство участников и равноценность их высказываний.

Сообщество, собравшееся в круг, действует как заинтересованная в каждом участнике ассоциация (объединение), помогая совместно прожить интересную для всех встречу − событие. Со временем, когда сбор в круге станет для детей привычным, каждый из них будет стараться внести в событие свой вклад. Это особенность круга (его психологический, нравственный, духовный потенциал) помогает как развитию самого сообщества, так и саморазвитию каждого.

В этом также отличие круга от формально организованного собрания группы/коллектива, поскольку сверхзадача первого – забота сообщества о внутреннем тонусе и поддержке каждого. Точки внутреннего роста и саморазвития детско-взрослого сообщества связаны с отзвуком той общей заботы и внимания к тому, что наполняет каждого участника круга.

Интересно
В ходе рефлексии через индивидуальные высказывания собственного мнения участников круга (детей и взрослых) о взволновавшем жизненном событии, в том числе и встречи с явлениями художественной культуры, определяется ценностное отношение детско-взрослой общности к определенному культурному событию.

Вначале и по завершении постсобытийной рефлексии исполняются традиционные и соответствующие содержанию события песни, выбор которых определяют сами участники. Необходимо подчеркнуть, что именно исполняемая в рефлексивном кругу песня создает неподдельную атмосферу единения и искреннего сопереживания всех участников педагогического события.

Таким образом, под педагогическим событием понимается развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка, длящаяся в объективной реальности или в сознании субъекта.

Педагогическое событие создает условия для совместного проживания всех участников творимого смысла действия, конечным результатом которого становится развивающаяся личность, промежуточным результатом является ее духовное возвышение над повседневностью, зафиксированное в поступках и отношениях к другим людям, к продуктам их культуры.

Педагогическое событие необходимо рассматривать как сложное явление совместного переживания субъектов воспитания какого-либо явления, будь то урок, учебное занятие, воспитательное дело, игра, конференция, экспедиция, сборы и др. Педагогические события могут быть представлены на разных уровнях: кратковременные, длительные, ключевые, факультетские, общешкольные и т.п.

Для реализации воспитательного потенциала учебного занятия должна измениться и сама конструкция этого занятия. Занятие должно выстраиваться таким образом, чтобы учащийся не просто присутствовал на занятии, слушал и вел записи, а чтобы шло его «проживание» содержания занятия вместе с педагогом и другими учащимися, чтобы учащийся видел смысл своего присутствия на занятии и выступал как субъект процесса обучения.

Только при таких условиях учащимися будут осваиваться и присваиваться культурные ценности во всем их многообразии. Будет формироваться их жизненная позиция, выстраиваться стратегия их жизненного пути. Ниже мы предлагаем учебное занятие, развернутое в логике технологии педагогического события − учебная мастерская. Такого рода мастерская может быть организована с учащимися основной и высшей школы.

Мастерская такого плана может решать следующие задачи:

  • создание условий для восхождения каждого участника мастерской к новому знанию, новым ценностным отношениям, новому жизненному опыту путем самостоятельного или коллективного открытия;
  • взращивание творческого потенциала учащегося, его активности, коммуникативных компетенций;
  • оказание помощи каждому участнику в выстраивании своего отношения с миром, другими людьми и самим собой;
  • ориентация учащихся на становление жизненной и профессиональной позиции, в основе которой лежат общечеловеческие ценности;
  • оказание помощи учащимся в постижении идей, подходов, технологий гуманистической парадигмы образования;
  • формирование педагогической направленности участников мастерской, в основе которой лежат ценностные ориентации на личность, на ценностное отношение к жизни.

Мастерская имеет свою особую структуру, которая направлена на создание условий для того, чтобы участник мастерской в сжатое время «пережил» то, что человечеством нарабатывалось веками, через падение и взлеты, радости и потери.

В мастерской выделяются следующие конструктивные блоки (этапы): этап индукции, этап само − и социоконструкции, этап социализации и рефлексивный этап. Каждый из этапов решает свои задачи, наполнен определенным содержанием и реализуется конкретными методами, приемами, технологиями. Ниже мы предлагаем краткое описание каждого из перечисленных этапов мастерской.

Этап индукции (самоактуализации).

На данном этапе происходит пробуждение личностного интереса к происходящему, создается эмоциональный настрой, создается личностное отношение к предмету обсуждения. По большому счету, на этом этапе идет процесс самоактуализации определенной части внутреннего мира личности (воспоминаний, ощущений, эмоций, личного опыта, отношений и др.).

Самоактуализацию К.Р. Роджерс рассматривает как основной мотив поведения человека, «…присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека более сильным, а его жизнь более разносторонней и удовлетворяющей его».

Именно поэтому индукция– это образ конечной цели мастерской, ее основная идея. Без индукции мастерская не может состояться.

Этап индукции реализуется с помощью различных средств – индукторов. Индуктор направлен на использование внутреннего опыта личности, того, что пережито, продумано, прочувствовано, сделано, на концентрирование всех ее сил, на дальнейшее включение личности в определенный вид деятельности.

Индукторами могут выступать слово, образ, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок, проигранная ситуация и другое, по большому счету все, что может разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов, отношений. Как правило, индуктор облекается в то, или иное задание для участников, при выполнении которого участник может почувствовать силу своего ума, испытать радость успеха, увидеть себя в другом ракурсе, обнаружить в себе достоинства, сформулировать новые вопросы, принять независимое решение, отразить свое видение и понимание проблемы.

Желательно, чтобы индуктор задействовал все репрезентативные системы участников. В этом случае, создаются условия для большей свободы выбора, большей возможности реализовать стремления к актуализации, широкого простора для импровизации.

Примеры заданий-индукторов:

  • подумайте над смыслом фразы: «Я имею только то, что потерял»;
  • предлагается черный ящик, необходимо выбрать в нем предмет на ощупь и определить его цвет;
  • нарисуйте свою любимую игрушку в возрасте 7-9 лет;
  • напишите ассоциации, которые возникают у вас на слово «ученик»;
  • представьте себя либо школьным дневником, либо классным журналом, либо школьной доской, либо партой, либо ученической тетрадью и опишите мир этого предмета изнутри;
  • развешено несколько репродукций. Необходимо выбрать одну, которая олицетворяет истину или ложь;
  • звучит песня о школе «Когда уйдем со школьного двора…», выпишите ряд ощущений, эмоций, которые эта песня у вас вызвала.

Таким образом, первый этап мастерской – этап индукции необходим для того, чтобы возникшая мотивационная сила интереса помогла преодолеть все трудности, связанные с последующими этапами мастерской.

Этап само − и социоконструкции (самопознания). На данном этапе происходит создание творческого, интеллектуального продукта, который выражается в описании опыта, какого-то наблюдения, в формулировании идеи, гипотезы, проекта, системы взаимосвязей, подходов к решению проблемы и другое.

Процесс созидания может происходить индивидуально, а может в группе участников. На данном этапе идет работа с литературой, предложенной информацией, каким-то материалом, с опытом отношений, с ситуациями и т.п.

Участникам мастерской на данном этапе предлагается обсудить, представить, отразить впечатления об увиденном, услышанном, о прочувствованном, понятом, пережитом в словах, в тексте, в творческих работах. Как бы ни выстраивался данный этап, он должен держать участников в активном порыве, в творческом поиске, в постоянном обращении к своему опыту.

Примеры заданий для второго этапа:

  • возьмите лист бумаги, разделите его на две части, в первой части ответьте на вопрос: «К чему привыкли ученики в школе?», во второй части ответьте на вопрос: «К чему привыкли учителя в школе?». Обсудите в группе ваши варианты и составьте от группы один общий лист с ответами;
  • сейчас вам будут зачитываться выдержки из работ различных ученых о школе. Вы записываете понравившиеся вам слова и словосочетания, связанные со школой;
  • нарисуйте очки и в них добрые мудрые глаза, располагающие к откровенности и раздумью. Посмотрите этими глазами на свою проблему, неудачу и наметьте пути их решения.

Этап презентации.

Презентация – это этап представления, предъявления созданного продукта другим участникам мастерской. Этот процесс может происходить в парах, группах, между группами, в целом коллективе. На данном этапе идет рассмотрение, анализ, защита индивидуальных и групповых гипотез, мнений, проектов, текстов, позиций, отношений, ситуаций, открытий, которые были наработаны на предыдущем этапе.

Предъявление созданного интеллектуального, творческого продукта может проходить в различных формах: афиширование, устный рассказ, чтение вслух, молчаливое чтение и просмотр вывешенных работ, передача по кругу, драматизация, анализ ситуаций и другое.

Представляя на всеобщее обозрение свою работу, каждый участник ожидает реакции окружающих, вопросов, на которые придется давать ответы. Важно заметить, что единственное, чего не должно быть на презентации − это оценки и сравнения созданного, так как эти действия всегда вызывают страх у созидателя, который сковывает его творческую свободу.

Цель презентации – более глубокое осознание проблемы, ситуации и продвижение вперед в их решении

Именно на этом этапе идет процесс выстраивания нового знания, новых ценностных ориентаций, новых отношений, новых умений. Собирая услышанную информацию при обсуждении, участники обдумывают ее и приступают к созданию новой усовершенствованной версии.

Этап презентации будет результативнее, если на нем произойдет так называемый «разрыв» (инсайт, озарение, прозрение, понимание, осознание) как особое эмоциональное и интеллектуальное состояние участника мастерской, проявляющееся во внутреннем осознании им полноты собственного знания или несоответствия своего старого знания новому, во внутреннем противоречии, подвигающему к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником.

Разрыв – это ядро мастерской, заранее планируемое мастером за счет поиска парадокса содержания.

Здесь уместно обратиться к словам Аристотеля, для понимания того, как на мастерской создать ситуацию «разрыва»! «Желающим что-нибудь хорошо разрешить, необходимо сначала хорошо затрудниться, ведь всякое действительное разрешение есть распутывание прежде скопившихся затруднений. Распутывать же не могут те, кто не познал узла».

«Узел» – это вопрос, неясность, обнаруженная в том месте, где раньше все было понятно. К этому вопросу и подводят задания мастера.

Мастерская заканчивается этапом рефлексии (осмысления опыта самоопределения), который заключается в общем анализе пережитого, понятого, открытого в себе. На этом этапе идет анализ своего личного, духовного, нравственного, познавательного опыта, своего отношения, настроения, высказываются свои суждения, мнения. Идет вспоминание своего проживания мастерской: чувств, ощущений, эмоций, эвристических моментов, озарения, ведущее к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня.

Рефлексии помогают следующие вопросы:

  • Как изменился мой взгляд на проблему?
  • На какие вопросы я нашел ответ?
  • На какие вопросы я не нашел ответа?
  • В чем мне еще предстоит разобраться?
  • Я понял, что я не понимал…
  • Я понял важное для себя…
  • Самым важным для меня оказалось…
  • В моих взглядах на проблему произошли следующие изменения…
  • Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с мастерской?
  • Что было самым интересным в мастерской?

Субъектами данного педагогического события − мастерской являются мастер и участники.

Мастер − это не преподаватель и не учитель в прямом смысле этого слова, его роль, функции, место отличаются от деятельности учителя на уроке или преподавателя на лекциях и семинарских занятиях.

Ниже мы приводим характеристику мастера, его позиции и стиля ведения мастерской:

  • мастер никогда не стремится просто передать знания. Он будит в человеке то, что в нем скрыто даже для него самого, стремится устранить то, что мешает проявить себя;
  • мастер никогда не давит, не заставляет, не поучает, не критикует, он незаметно направляет деятельность участников. Его облик внушает спокойствие, веру в свои силы, веру в успех;
  • мастер говорит мало, скупо и лишь в те моменты, когда необходим новый импульс для творчества. Часто он и сам выполняет задания, которые предлагаются участникам;
  • мастер не дает оценок, не задает вопросов по содержанию задания, чтобы не нарушить процесс творчества, при этом он может спрашивать участника о том, что он сделал, что намерен делать дальше;
  • мастер не дает правильных ответов, не предлагает путей решения, подсказок, алгоритмов, при этом, если он видит, что работа в группе пришла в тупик, он предлагает серию заданий, которые помогут группе двигаться дальше. В этот же момент он может задать вопрос: «Что вас остановило в поиске, в творчестве?»;
  • мастер не отвечает прямо на вопросы участников мастерской, он возвращает эти вопросы обратно, но в другой интерпретации: «А как вы думаете? А что вы уже сделали в этом направлении? А какие планы у вас есть на этот счет? Все ли известные методы решения вы использовали? Не упустили ли вы какую-нибудь важную мысль? Расскажите, что вы уже сделали?» Вопросы подобного рода разворачивают поиск в другом направлении;
  • мастер учитывает, что каждый человек имеет свой жизненный опыт и может им воспользоваться по своему выбору и усмотрению;
  • мастер чувствует, что мастерская имеет свой ритм и интонацию, поэтому не разрушает движение и атмосферу мастерской, а поддерживает их.

Содержание педагогического события − мастерской может быть самым различным, все зависит от личности мастера, потребностей участников, условий развертывания мастерской.

Например, один из вариантов программы мастерских для студентов педагогических специальностей:

  1. «Учитель – профессия творческая» (цель: активизировать творческие, креативные ресурсы участников).
  2. «Причины педагогических неудач» (цель: выявить причины педагогических неудач и пути их решения).
  3. «Современный школьный урок» (цель: показать многоликость современного урока и его значение в жизни школьника).
  4. «Я учитель, который…» (цель: определение личностной позиции в педагогической деятельности).
  5. «Ошибка» (цель: подвести участников к пониманию, что ошибка – это возможность подняться на новую ступень познания).
  6. «Как слово наше отзовется…» (цель: создание условий для формирования ценностного отношения к слову).
  7. «Каждый выбирает для себя…» (цель: в процессе проживания мастерской оказать помощь в осознании и выстраивании личностной иерархии ценностей).
  8. «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» (цель: подвести участников к осознанию индивидуальности человека, его способности оставаться неповторимым).

Таким образом, мастерская – это образовательная форма и одновременно педагогическое событие, изменяющее опыт человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта, каждый участник мастерской будет находить в ее содержании что-то свое, придавать метафорический смысл пережитому, интерпретировать свой жизненный и духовный опыт.

Приведем в качестве еще одного примера педагогического события гостиную (литературная, музыкальная, историческая и т.д.), целью которой является формирование опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру и к самому себе.

Модель проектирования и организации гостиной включает в себя следующие этапы:

  • подготовительный этап;
  • этап эмоционального вызова;
  • этап встречи с культурным знанием: создание проблемной ситуации, взаимодействие с явлениями культуры, эмоциональное переживание, идентификация (опознание, самоотождествление), понимание смыслового содержания, его внутреннее воссоздание;
  • этап само- и социоконструкции: совместное обсуждение, совместная и индивидуальная деятельность в различных формах.
  • этап рефлексии (коллективной и индивидуальной).

Например, литературно-музыкальную гостиную как педагогическое событие отличает ряд характерных особенностей.

Подготовительный этап гостиной представляет собой изучение учащимися интересного музыкального, литературного и изобразительного материала, написание учащимися тематических творческих работ, составление сценария, выявление художественного потенциала исполнителей, репетиции отобранных произведений художественной культуры, привлечение различных специалистов среди учителей и выпускников школы, студентов вуза и др.

В соответствии с вышеназванными условиями выбирается исполнительский жанр гостиной: домашний концерт, музыкальный спектакль, литературно-музыкальная композиция, «капустник» и т.п.

Песенный материал исполняется в соответствии с традицией домашнего музицирования в сопровождении фортепиано или гитары. Для инструментального исполнения музыкальных произведений приглашаются учащиеся, владеющие различными музыкальными инструментами (флейта, баян, скрипка, гитара, фортепиано).

На всех творческих встречах в гостиной соблюдается важное условие привлечения художественного материала – это его живое звучание, по возможности минимальное использование фонограммной записи.

Данное условие обеспечивает активную позицию слушателя, подготавливает почву для развития диалоговых форм культуры, создает уникальную атмосферу взволнованности и возвышенности над повседневностью.

В процессе организации и проведения литературно-музыкальной гостиной широко применяются методы, способствующие преобразованию педагогического события в личные культурные, эстетические события как факты личной жизни, вызвавшие у человека чувство духовного возвышения и ставшие источником преобразования повседневности:

  • метод свободного выбора собственной художественной деятельности участников педагогического события, который дает возможность создать эмоционально-положительное настроение участников педагогического события. Основным условием гостиной является участие всех присутствующих в совместной художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), направленной на реализацию возможностей и развитие личностных структур «само» как во время внеучебного занятия, так и вне его. Любое из направлений художественной деятельности выбирается учащимися свободно, по их желанию и по степени развитости индивидуальных художественных способностей;
  • метод дидактической игры, который может быть представлен в ходе проведения гостиной в следующих формах: имитационная игра, воспроизводящая сюжет, структуру и процесс события создания произведения художественной культуры; исполнение ролей с «обязательным художественным содержанием» в разработанной модели – пьесе, социодраме, в которой разыгрывается поведение человека в какой-либо ситуации;
  • метод индивидуальной и коллективной рефлексии, который применяется в педагогическом событии в целях выявления и закрепления ценностно-ориентированной позиции личности. Рефлексия, осуществляемая учащимися, обусловливает самоуправление их своей деятельностью. Потребность в самовоспитании появляется особенно активно в подростковом возрасте, поэтому часто инициаторами рефлексии являются сами учащиеся. Формы проведения рефлексии используются различные: анкетирование, тестирование, сочинения-размышления, творческие работы, обмен мнениями, выпуск газет, оформление сайта. В начале и по завершении рефлексии в гостиной исполняются традиционные и соответствующие содержанию педагогического события песни, выбор которых определяют сами учащиеся. В ходе рефлексии через индивидуальные высказывания собственного мнения участников гостиной о взволновавшем их художественном событии, в том числе и встречи с явлениями художественной культуры, определяется ценностное отношение разновозрастной общности к определенному культурному событию.

Педагогический опыт проведения подобных педагогических событий показывает, что большинство участников гостиных отмечают в своих отзывах, что данные гостиные являются для них праздниками совместного художественного творчества, дают им возможность выйти за рамки повседневности. Совместные переживания одного эмоционального состояния участников способствуют сплочению коллективов.

Еще одно педагогическое событие ‒ это мировоззренческая дискуссия, например, вокруг кинофильма, предложенная Д. В. Григорьевым

Педагогическое событие строится в следующей логике. Педагог вносит культурный текст в сферу взаимодействия с группой учащихся (совместный просмотр фильма) и создает ситуацию, носящую проблемноценностный характер и требующую от учащихся понимания ее смысла.

Учащийся строит и предъявляет всей группе исходное понимание/непонимание смысла увиденного. Педагог проблематизирует это понимание в целях выхода учащегося в рефлексивную позицию по отношению к собственному пониманию и стимулирует проявление данной позиции. Акцентируя разность позиций, педагог организовывает диалогическое общение учащихся.

Интересно
В процессе сравнения и обмена позициями учащиеся приходят к необходимости кооперации или конкуренции с другими позициями, понимания всех и принятия близких позиций. Групповая рефлексия учащихся итогов позиционного общения, организуемая педагогом, завершает их взаимодействие друг с другом и педагогом.

Приведем пример долговременного по протяженности педагогического события: общешкольный культурологический марафон «Перекресток цивилизаций», состоящий из более кратковременных событий, вошедших в воспитательную практику многих современных школ как традиционные: День знаний, День здоровья, День учителя, «Осенний бал».

Заключительным событием марафона является общешкольная культурологическая игра (иногда в практике она обретала характер экономической), которая каждый год имеет свое новое название, например: «Средневековый базар», «Открытие Америки», «Гавани мира», «Российская империя», «Цивилизация 2000…», «Земля Владимирская – Отечество мое».

Смена названий обеспечивает возможность реализовать главную цель культурологической игры – создание условий для активизации форм культурного самоопределения личности.

Культурологическая игра в логике технологии педагогического события ролевая по форме, ценностно-ориентированная по содержанию решает следующие основные задачи:

  • закрепление отношений у учащихся к ценностным категориям исторической эпохи посредством изучения особенностей художественной культуры разных стран (народных ремесел, художественных традиций) и воспроизведения их в различных видах художественной деятельности;
  • формирование опыта самореализации личности посредством реализации индивидуальных художественных способностей, потребностей и интересов;
  • развитие эмоционально-положительного психологического климата в детско-взрослом сообществе посредством межвозрастного взаимодействия.

Культурологическая игра близка с коллективным творческим делом, технологическими особенностями организации которого являются: совместное определение целей, задач, темы игры, распределение обязанностей, планирование этапов проведения, определение формы коллективной рефлексии. Однако у нее как у педагогического события есть свои особенности.

Игра длится в течение четырех недель, проводится в несколько этапов:

  • подготовительный этап – проектировочный. На этом этапе проводятся заседания советов учащихся, командиров классов, методического объединения классных руководителей, совета школы, на которых совместно определяются цель, задачи, правила этапов проведения игры, распределяются роли, выбираются формы рефлексии. Задачи этого этапа – создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между взрослыми и детьми, активизация инициативной деятельности учащихся;
  • этап самоактуализации и самопознания – учащимися активно ведется поисковая и исследовательская деятельность по изучению объектов художественной культуры. Все участники на разных уровнях знакомятся с литературой, узнают об истории развития того или иного вида искусств, народного промысла, оформляют результаты своей работы (сайт класса ‒ школы, мультимедийные презентации, альбомы и т.п.). В классах проводятся интеллектуальные игры по истории культуры определенной эпохи. Каждый классный коллектив выбирает для изучения художественную культуру какой-либо страны мира или определенного географического места (например, Россия 19 в., Владимирская область в 19 в., средневековая Индия, Голландия Нового времени и т.п.). Идет подготовка «торговых компаний» – «актерских гильдий»: распределяются роли и обязанности внутри класса, изготавливаются рекламные афиши зрелищных заведений, подарков, изделий для финального аукциона. Основной задачей данного этапа является формирование чувства сопричастности друг к другу, к мировой культуре, уважения к истории и традициям других народов;
  • этап самореализации –день игры или «торговый день», как правило, свободный от учебных занятий. Это яркая реализация художественной совместной деятельности взрослых и детей. Классные коллективы в заранее определенных и оформленных помещениях размещают свои зрелищные заведения:
  • выставочные залы и вернисажи произведений изобразительного и декоративно прикладного искусства, выполненных учащимися, педагогами и родителями;
  • театральные балаганы с зазывалами и актерами, представляющими красочные юмористические и поучительные драматические сцены;
  • поэтические, музыкальные и танцевальные салоны, в которых дети не только показывают подготовленные номера, но и предоставляют возможность зрителям стать участниками сочинения стихов по типу «буриме», исполнить совместно песню или танец, поиграть в шумовом оркестре;
  • театр исторического костюма;
  • салоны красоты;
  • торговые лавки художественных изделий и т.п.

Решение задач данного этапа направлено на формирование и закрепление опыта художественной совместной деятельности участников, развитие художественных потребностей, вкусов и ценностных интересов.

Творческие коллективы классов находятся в условиях экономической конкуренции. Все зрелища проводятся за определенную условную оплату (иногда, по решению советов классов, взносы могут быть настоящими, впоследствии направляемыми на благотворительность). Кассовый сбор переводился в баллы и суммировался с баллами интеллектуального капитала. В финальном аукционе художественных (или кулинарных) изделий определяется класс – победитель культурологической игры;

Итоговый этап – анализ приобретенного опыта жизненного самоопределения в педагогическом событии. Обычно проходит на уровне обмена мнений и обсуждения характера участия класса в общешкольном событии на общем кругу по параллелям, проводится анкетирование, тестирование, выпускаются газеты, оформляется сайт школы.

Применение в организации и проведении культурологической игры технологии педагогического события изменяет статус коллективного творческого дела, переведя его от мероприятия в ранг индивидуально и коллективно значимого события. Многолетний опыт проведения таких педагогических событий выявил неподдельный интерес к каждой игре и творческую инициативу учащихся, их родителей, выпускников школ и студентов. Не смотря на то, что каждый раз по форме игры повторяются, по содержанию они не похожи друг на друга. В игре осуществляется единство интеллектуального и эмоционального начала.

Таким образом, моделирование и последующий процесс реализации различных разноуровневых педагогических событий основывается на понимании необходимости воспитания у учащихся способности к жизненному самоопределению.

Самостоятельно выработанные принципы собственной деятельности и поведения в педагогических событиях облегчают учащимся поиск путей решения всех жизненных задач, сокращают сроки психологической и социальной адаптации к меняющимся условиям современного мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)