Моделирование содержания урока и внеурочного занятия с применением интерактивных технологий
Центральной структурной единицей образовательного процесса является урок, учебное (аудиторное) занятие как основное средство реализации содержания образования.
Современный урок, учебное занятие должны отвечать многим требованиям:
- во-первых, должен быть смоделирован с учетом системно-деятельностного подхода;
- во-вторых, целенаправленно формировать у обучающихся весь спектр выделенных стандартами УУД;
- в-третьих, урок должен вводить учащегося в мир культурных смыслов и ценностей.
Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования ‒ это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Учебный материал играет роль образовательной среды, а не резалтата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды ‒ обеспечить условия для рождения у обучающихся собственного образовательного продукта.
Функция педагога при организации занятия в русле системно-деятельностного подхода заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса:
- подготовка дидактического материала для работы;
- организация коллективно-распределенных форм сотрудничества;
- исполнение функции наставника и эксперта (при необходимости);
- активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы;
- «запуск» рефлексивных процессов, обучение способам подачи обратной связи;
- создание условий для взаимного контроля, обмена мнением и самооценки.
В рамках системно-деятельностного подхода на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации.
Преобладающими являются интерактивные методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций.
Все многообразие форм и методов интерактивного обучения можно разделить на:
- дискуссионные: модерация, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики (кейс-стади), мозговой штурм, метод синектики (главный прием – аналогии);
- игровые: имитационные (исследование модели), дидактические и творческие игры, деловые (есть сценарий, в котором осуществляется построение цепочки решения), ролевые (расширение поведенческого репертуара участников за счет проигрывания ролей);
- организационно-деятельностные (направлены на поиск решения с привлечением реальных участников процесса) игры;
- тренинговые формы проведения занятий, которые могут включать в себя вышеперечисленные методы обучения.
Любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность обучаемых, и каждая из них значима для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями.
Для осуществления этих действий выделяется специальная территория. После многократного проигрывания эта территория становится знакомой для слушателей: параметры действий заданы, описаны роли и процедуры, сформулированы правила, определены начало и конец, возможные последствия.
Ядром интерактивных форм обучения является групповая работа, в том числе и в малых группах, что во многом определяет образовательный эффект и порождает следующие характеристики совместной деятельности:
- высокую активность всех участников образовательного процесса, обусловленную наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат;
- комфортность взаимодействия, порождаемая работой в малой группе;
- развитие личностных качеств, повышение самооценки участников взаимодействия;
- развитие умения выступать перед аудиторией, емко и четко излагать свои мысли.
Базовой технологией, позволяющей организовать коллективно-распределенную деятельность в процессе урока, является цикл Дэвида Колба.
На первом этапе группе предлагается осмыслить этот имеющийся опыт, его значение, его сильные и слабые стороны (этот факт делает возможным усилить мотивацию к изучению нового материала).
На втором этапе группа получает дополнительный материал, расширяющий представления участников, обобщает его сама, или с помощью педагога, создает теоретические концепты, теории, правила, которые могут быть полезны в случае возникновения сходных ситуаций, проблем. Результаты второго этапа визуализируются и обсуждаются.
На третьем этапе группа применяет полученные знания на практике, экспериментирует с новыми моделями поведения, получая новый опыт. Этот новый опыт замыкает цикл.
Цикл Колба может быть основой для реализации технологии «перевернутый класс». В этом случае учащиеся предварительно получают задание по поиску необходимого материала к уроку, обсуждение которого организуется в той же логике.
- Моделирование воспитательного пространства
- Моделирование педагогического события
- Моделирование содержания мастер-класса
- Реализация метода проектов в образовательной деятельности
- Моделирование содержания урока и внеурочного занятия в логике обучения в сотрудничестве
- Моделирование содержания урока и внеурочного занятия с использованием технологии контекстного обучения
- Моделирование содержания урока и внеурочного занятия в логике проблемного обучения
- Многообразие современных технологий в инновационной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетентность педагога как условие реализации инновационных технологий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу