Моделирование содержания урока и внеурочного занятия с применением интерактивных технологий

Центральной структурной единицей образовательного процесса является урок, учебное (аудиторное) занятие как основное средство реализации содержания образования.

Современный урок, учебное занятие должны отвечать многим требованиям:

  • во-первых, должен быть смоделирован с учетом системно-деятельностного подхода;
  • во-вторых, целенаправленно формировать у обучающихся весь спектр выделенных стандартами УУД;
  • в-третьих, урок должен вводить учащегося в мир культурных смыслов и ценностей.

Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования ‒ это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Цикл образовательной ситуации в рамках указанного подхода включает в себя основные технологические элементы обучения: мотивация деятельности, проблематизация, личное или групповое решение проблемы участниками ситуации, демонстрация образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не резалтата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды ‒ обеспечить условия для рождения у обучающихся собственного образовательного продукта.

Функция педагога при организации занятия в русле системно-деятельностного подхода заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса:

  • подготовка дидактического материала для работы;
  • организация коллективно-распределенных форм сотрудничества;
  • исполнение функции наставника и эксперта (при необходимости);
  • активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы;
  • «запуск» рефлексивных процессов, обучение способам подачи обратной связи;
  • создание условий для взаимного контроля, обмена мнением и самооценки.

В рамках системно-деятельностного подхода на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации.

Преобладающими являются интерактивные методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций.

Все многообразие форм и методов интерактивного обучения можно разделить на:

  • дискуссионные: модерация, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики (кейс-стади), мозговой штурм, метод синектики (главный прием – аналогии);
  • игровые: имитационные (исследование модели), дидактические и творческие игры, деловые (есть сценарий, в котором осуществляется построение цепочки решения), ролевые (расширение поведенческого репертуара участников за счет проигрывания ролей);
  • организационно-деятельностные (направлены на поиск решения с привлечением реальных участников процесса) игры;
  • тренинговые формы проведения занятий, которые могут включать в себя вышеперечисленные методы обучения.

Любая интерактивная технология «провоцирует» физическую, социальную и познавательную активность обучаемых, и каждая из них значима для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями.

В процессе реализации интерактивных методов обучения создается «игровое или коммуникативное» поле

Для осуществления этих действий выделяется специальная территория. После многократного проигрывания эта территория становится знакомой для слушателей: параметры действий заданы, описаны роли и процедуры, сформулированы правила, определены начало и конец, возможные последствия.

Ядром интерактивных форм обучения является групповая работа, в том числе и в малых группах, что во многом определяет образовательный эффект и порождает следующие характеристики совместной деятельности:

  • высокую активность всех участников образовательного процесса, обусловленную наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат;
  • комфортность взаимодействия, порождаемая работой в малой группе;
  • развитие личностных качеств, повышение самооценки участников взаимодействия;
  • развитие умения выступать перед аудиторией, емко и четко излагать свои мысли.

Базовой технологией, позволяющей организовать коллективно-распределенную деятельность в процессе урока, является цикл Дэвида Колба.

В соответствии с циклом Колба обращение к содержанию урока опирается на факт того, что обучающиеся всегда имеют некоторый опыт (даже житейского плана) в изучаемой теме, материале.

На первом этапе группе предлагается осмыслить этот имеющийся опыт, его значение, его сильные и слабые стороны (этот факт делает возможным усилить мотивацию к изучению нового материала).

На втором этапе группа получает дополнительный материал, расширяющий представления участников, обобщает его сама, или с помощью педагога, создает теоретические концепты, теории, правила, которые могут быть полезны в случае возникновения сходных ситуаций, проблем. Результаты второго этапа визуализируются и обсуждаются.

На третьем этапе группа применяет полученные знания на практике, экспериментирует с новыми моделями поведения, получая новый опыт. Этот новый опыт замыкает цикл.

Моделирование содержания урока и внеурочного занятия с применением интерактивных технологий

Цикл Колба может быть основой для реализации технологии «перевернутый класс». В этом случае учащиеся предварительно получают задание по поиску необходимого материала к уроку, обсуждение которого организуется в той же логике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)