Моделирование содержания урока и внеурочного занятия в логике обучения в сотрудничестве

«Учитель и ученик растут вместе» – Конфуций.

В Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: «Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, – если он упадет, его некому поднять… Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро».

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе в группе, а не просто что-то выполнять вместе.

Перед учащимися ставится задача (цель), которую они могут достичь только совместными усилиями. Для решения общей задачи у каждого ученика группы есть только часть общей информации.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

На уроках можно разнообразить эти варианты, но непременное условие – это четкое, последовательное соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:

  • группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Если группа на уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы, подписи членов группы под каждой сдаваемой работой обязательны (т.е. оценка ставится одна на всю группу);
  • оцениваются работа всех учащихся и важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся возможность самим оценить результаты своего труда;
  • учитель сам выбирает ученика (учеников) группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и слабый ученик.

Сотрудничество создает условия и для большей мотивации в познавательной деятельности по предмету а именно:

  • формируется критический подход к информации и умение аргументировать свою точку зрения;
  • развиваются творческие способности;
  • формируется позитивное отношение к изучаемому предмету;
  • сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся;
  • создается обстановка взаимного доверия. Взаимное доверие – прекрасная основа для отличной успеваемости каждого.

В группах налажена обратная связь. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга следующим образом:

  • оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии;
  • обмениваются информацией и «материальными ресурсами», т. е. всем, что необходимо для выполнения задания;
  • учат друг друга, формируют навыки вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения. Конкуренция на интеллектуальной почве развивает любознательность, побуждает к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему;
  • поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше. Ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи;
  • оказывают влияние друг на друга. Члены группы, обучающейся в сотрудничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию. Если кто-то из членов группы знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются;
  • успешно справляются со стрессами и раздражительностью. Сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.

Помимо большей результативности (эффективности), критерием которой является глубина и прочность знаний в изучении учебного предмета, сотрудничество также имеет и другие преимущества: развивая творческие способности, члены групп, обучающихся в сотрудничестве, чаще высказывают оригинальные идеи, предлагают новые пути достижения разных целей и решения всевозможных проблем, чем их сверстники, обучающиеся индивидуально.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)