Моделирование содержания урока и внеурочного занятия в логике проблемного обучения

Технологическая цепочка организации урока или внеурочного занятия в логике проблемного обучения разворачивается посредством реализации следующих этапов.

Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Сущность данного этапа заключается в подготовке учащихся к осознанию создаваемой учителем проблемной ситуации, а также в определении того исходного минимума знаний и способов действий (внутрипредметных и межпредметных), который будет необходим им для познания нового (процесс мышления не возникает, если у ученика отсутствует подобная содержательно-процессуальная основа).

Наиболее традиционным вариантом реализации данного этапа на уроке является организация фронтальной беседы с использованием необходимых для этого средств наглядности.

Создание проблемной ситуации.

Сущность данного этапа заключается в том, что учитель ставит учащихся в такую учебную ситуацию, при которой они осознают недостаточность имеющихся у них знаний и способов действий (актуализированных на предыдущем этапе) для достижения поставленной перед ними цели (например, для ответа на поставленный вопрос, решения задачи, объяснения сущности эксперимента и т.д.). Тем самым на уроке реализуется противоречие (являющееся основой проблемной ситуации) между уже известной учащимся информацией и еще неизвестной им.

Для создания проблемной ситуации на уроке чаще используется проблемно-поисковая беседа в комплексе с различными средствами наглядности.

Для создания проблемной ситуации учитель, используя результаты только что проделанной школьниками работы, побуждает их к переносу актуализированных знаний и способов действий в новую ситуацию, основанную на еще не известной им информации. В этих целях он предлагает ученикам ответить на ряд проблемно-поисковых вопросов.

Постановка учебной проблемы.

Данный этап является логическим завершением, итогом созданной на уроке проблемной ситуации. Именно на нем ставится конкретная учебная проблема в той или иной форме (например, в виде вопроса), которая и определяет направление дальнейшего поиска. Для этого не требуется использование каких-либо дополнительных методов и средств обучения или применения специальных форм его организации. Завершением созданной на уроке проблемной ситуации становится постановка проблемного вопроса.

Решение учебной проблемы.

Сущность этого этапа заключается в организации и направлении деятельности учащихся на решение поставленной ранее учебной проблемы.

Процесс поиска складывается из следующих основных ступеней:

  • выдвижение гипотезы, то есть обоснованного предположения;
  • построение плана и собственно проверка гипотезы;
  • формулировка окончательного решения проблемы.

Как показывает практика, наибольшие сложности у учащихся вызывает процесс выдвижения гипотезы, который должен основываться на всесторонней актуализации имеющихся у них опорных знаний и способов действий (как внутрипредметного, так и межпредметного характера). При этом могут быть использованы различные формы, методы и средства обучения. Выдвинутая гипотеза проверяется экспериментально, что, в итоге, позволяет сформулировать окончательное решение на поставленный проблемный вопрос.

Доказательство и применение найденного решения.

На данном этапе учитель организует деятельность учащихся по доказательству и применению найденного решения учебной проблемы. Как правило, в этих целях школьникам предлагается какое-либо задание, выполнение которого позволит убедиться в истинности новых знаний и способов действий, а также – применить их на практике для решения конкретных познавательных задач (аналогичных решенной или новых, нестандартных).

Проблемные ситуации и учебные проблемы составляют основу проблемного урока. При этом логика их создания и решения соответственно будут влиять на структуру проблемного урока

Однако знания одной лишь структуры урока или внеурочного занятия в логике проблемного обучения недостаточно.

Необходимо учитывать следующие требования к проектированию и реализации проблемных уроков:

  • учебные проблемы урока/ внеурочного занятия (и курса в целом) должны образовывать иерархичную систему, в которой всегда можно выделить главную или ведущую проблему урока (курса, раздела, темы и т.д.) и учебные проблемы его смысловых блоков;
  • учебные проблемы должны обеспечивать последовательное и преемственное раскрытие его программного содержания, что достигается, если доказательство решения каждой предыдущей проблемы одновременно приводит к созданию на уроке/ занятии новой проблемной ситуации (то есть становится основой для постановки последующей проблемы); иначе говоря, все учебные проблемы должны образовать между собой причинно-следственные отношения;
  • учебные проблемы должны образовывать постепенно усложняющуюся систему познавательных заданий, обеспечивая вовлечение школьников в различные виды поисковой и творческой деятельности.

Показателем проблемности урока/ занятия является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, поэтому они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока.

Таким образом, структура проблемного урока/ занятия, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)