Реализация метода проектов в образовательной деятельности

Современная российская система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков.

Сфера образования сегодня переживает период перехода к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Среди большого количества педагогических технологий метод проектов является наиболее практико-ориентированным, его реализация предполагает совокупность исследовательских и проблемных методов.

Метод проектов представляет собой компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.

По мнению В. П. Лариной, в целях избегания двусмысленности при употреблении терминологии следует различать понятия «проектная деятельность» и «метод проектов» как педагогическую технологию.

Проектная деятельность индивидуального и коллективного субъекта – это индивидуальная или групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели ‒ решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности

Стержнем данной технологии является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Интересно
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и где, и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности учащегося на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Технология метода проектов осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Подготовительный (разработка проектного замысла).

Перед тем, как воспитанники начнут работать над проектом, необходимо, чтобы они определились в общих чертах относительно проектной идеи.

Тему проекта формулировать пока не нужно. Скорее уместно говорить об очерчивании некоторых тематических рамок. Полезно использовать модель «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Важно, чтобы выбор детей был самостоятельным и ответственным (обоснованным) или они поддержали бы предложение педагога.

Затем необходимо определить проблему – противоречие между желаемой (идеальной) и имеющейся (реальной) ситуацией. Проблема должна быть для учащегося значимой, а не надуманной (чужой). При формулировке проблемы учащийся должен аргументировать значимость проблемы лично для него. При этом сначала должна быть сформулирована желательная для него ситуация (как надо) и охарактеризована, обрисована реальная (как есть). Проблема может и должна быть сформулирована в форме вопроса.

Следующим видом деятельности на данном этапе является формулировка цели. Цель отвечает на вопросы: «Что должно быть изменено в реальной ситуации? Каким я вижу результат проекта?».

Затем необходимо описать результат/продукт деятельности. Продукт, в отличие от результата, отторжим от того, кто его получил.

Далее следует постановка задач. Если цель направлена на достижение конечного результата, то задачи – на достижение промежуточных результатов. Задачи отвечают на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута? Задачи решаются в определенной последовательности, в случае группового проекта несколько задач может решаться одновременно (параллельно).

В завершении первого этапа разрабатывается план последующей работы. При разработке плана полезно пользоваться ресурсной картой, содержащей информацию о тех ресурсах, которые доступны учащимся в процессе проектной деятельности.

2 этап. Основной (реализация проектного замысла).

Основные виды работ в рамках данного этапа: реализация разработанного на первом этапе плана работы с той или иной степенью самостоятельности с целью получения продукта проектной деятельности (как замысла первого этапа); проведение педагогом консультирования учащихся; подготовка к защите проекта.

3 этап. Рефлексивный (подведение итогов проектной деятельности).

Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка учащимися выполненных работ, их рефлексия, размещение проектов и их продуктов в портфолио.

Результатами данного этапа являются: завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) учащимися умений и навыков, необходимых для проектной деятельности; приближение к новым образовательным результатам, требования к которым изложены во ФГОС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)