Моделирование содержания мастер-класса

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

В первую очередь, мастер-класс – это форма демонстрации новых возможностей педагогики развития. ъ

Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.

С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (под мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Мастер-класс – это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы.

Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Интересно
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Интерес к данной форме профессиональной педагогической деятельности возникает у всех, кто становится участником педагогической мастерской даже по далеким от гуманитарной области предметам. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.

Мастерские − отличный способ развивать собственное видение педагогической деятельности, а значит, готовиться к практической реализации сформированных в учебном процессе профессиональных компетенций

Являясь рефлексивной технологией, мастер-класс на практике актуализирует, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу содержания учебных текстов и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю.

Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами участники. Эти занятия активизируют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству, формируют профессиональные коммуникативные компетенции педагога.

Мастер-класс, который является одной из форм эффективного профессионального обучения педагогов, можно рассматривать как интерактивную технологию. М. М. Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера.

Г. А. Русских (Русских, 2007) в «мастерской» деятельности педагога выделяет четыре составляющих:

  • мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • мастерство убеждения;
  • мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  • мастерство владения педагогической техникой.

Один из вариантов проведения мастер-класса выглядит следующим образом.

1 этап. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:

  • обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем;
  • характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, послуживших основанием для развития творческих идей);
  • определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;
  • описание системы обучения в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.

2 этап. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий):

  • рассказ педагога об идее, содержании занятия;
  • определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;
  • краткая характеристика результативности используемой технологии;
  • ответы на вопросы слушателей по изложенному проекту.

3 этап. Практическая деятельность или имитационная игра с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

4 этап. Моделирование:

  • самостоятельная работа участников мастер-класса по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Педагог мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия).

5 этап. Рефлексия:

  • дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и участников;
  • заключительное слово педагога-мастера.

Выбор содержания мастер-класса определятся педагогом-мастером в зависимости от того, что он будет показывать. Это может быть показ программы деятельности, элективного курса, факультатива, показ отдельных форм и методов работы, которые использует в своей деятельности педагог, показ инновационных аспектов деятельности.

Позиция автора мастер-класса − это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную или воспитательную работу, осмыслить инновационные способы деятельности.

Мастер-класс как технология передачи опыта, стал явлением привычным. Педагоги активно делятся своим мастерством как с коллегами, так и со студентами педагогического института.

Например, в условиях воспитательного пространства школа-вуз на семинарах педагогов МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира и студентов Педагогического института ВлГУ были проведены мастер-классы по следующей тематике:

  • «Структура урока в начальной школе в рамках системно-деятельностного подхода»;
  • «Использование технологии модерации на уроках литературы»;
  • «Опыт реализации социального проекта «Здоровое питание» в начальной школе;
  • «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики и биологии»;
  • «Экокультурные ценности: опыт формирования на уроках географии»;
  • Формирование адекватной самооценки в логике системно-деятельностного подхода»;
  • «Как сохранить здоровье первоклассника»;
  • «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся»;
  • «Организация проблемных дискуссий на уроках естественно-научного цикла»;
  • «Развитие коммуникативной компетентности средствами иностранного языка в начальной школе»;
  • «Интеллектуальная игра по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
  • «Развитие коммуникативной компетентности средствами внеучебной программы «Ритмика и танец»;
  • «Педагогические средства развития детской одаренности во внеурочной деятельности»;
  • «Птицы»: технология бумажной пластики»;
  • «Моделирование персонального сайта педагога»;
  • «Технологии развития метаумений на уроках математики».

Желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт будущим педагогам имеет обоюдную ценность: педагог получит материал для новых творческих идей, а будущие педагоги ‒ опорные точки для последовательного выстраивания своего персонального движения к высотам истинного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

Разработка собственной модели мастерской

Участникам мастер-класса предлагается разработать собственную модель мастерской своего будущего мастер-класса. Работа проводится в соответствии со следующими нижеописанными этапами.

Приёма, нацеливающего на проблему. Требования к индуктору: нацеленность на личный опыт учащихся; доступность для всех; дает право на выбор; оригинальность, неожиданность, при этом индуктор напрямую или косвенно относится к теме, которую педагог предполагает «развернуть» в ходе занятия.

Вот примеры индукторов:

  1. Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу;
  2. Какой знак вы поставите в конце фразы «Гений и злодейство – две несовместимые вещи». Защитите свой выбор.
  3. Вас попросили создать сборник поучений, обращенный к родителям ваших учеников. Предложите свое правило.
  4. Нарисуйте время. Поместите себя в рисунок. Запишите слова, отражающие чувства, мысли, переживания, связанные с присутствием вас в данном времени.

В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Учащиеся формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

Мастерская – это цепочка заданий, продуманная педагогом так, что-бы постоянно углублять представление учащихся о предмете изучения, она должна постоянно демонстрировать неполноту достигнутого.

Первое задание связано с процессом деконструкции (разрушением имеющихся знаний, или указание на неполноту их знаний).

Второй этап связан с созданием индивидуального или группового творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал, добавив от себя то, что сочтется нужным и необходимым». Например, предлагается восстановить «рассыпанный» текст. А не попробовать ли на базе этого текста, а также дополнительных необходимых слов написать свой текст?

Второе задание связано с процессом реконструкции. Построение нового знания об объекте с учётом полученных знаний в предыдущем задании.

Третье задание ‒ снова разрыв и снова построение более совершенного знания о предмете.

Такая последовательность всё время поддерживает интерес, а значит, включает в работу всех учащихся, позволяет понять, что процесс познания бесконечен и вклад каждого в этот процесс важен, а общий заинтересованный диалог позволяет прийти к истине.

Интересно
Третий этап − презентация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими, анализирует, осваивает все сделанные открытия.

Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например, пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Также на этом этапе у участников часто появляется информационный запрос как потребность в новом или дополнительном знании.

Мастерская может длиться 30-45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повторяться, а если продолжение через день-два, то понадобится промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленной аудитории их можно задать на дом.

Пятый этап − обращение к новой информации и её обработка

Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний? Учебная лекция? Выбор за педагогом.

Шестой этап − исправление или обновление созданного учащимся. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать что-то новое. Это индивидуальная или групповая работа.

Седьмой этап − итоговая презентация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные задачи, пантомимы разыгрываются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап− рефлексия. Примерные вопросы данного этапа: Что я открыл сегодня: в себе, в тексте, в окружающих? Какие новые вопросы появились в процессе работы? Что осталось не вполне понятным?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)